
Ваша оценкаРецензии
Аноним31 октября 2021 г.Читать далееИногда такие сокровища попадаются прямо случайно. Вот совсем не собиралась браться за Короленко, а услышала первые строки и погрузилась в атмосферу чистотой любви к России, к её людям, её языку.
«Река играет» - совсем маленький рассказ о двух днях, проведённых автором на берегу Ветлуги, простой русской реки, левого приток Волги. По сути, книга - путевые записки о мужиках из ветлужских деревень, о перевозчике Тюлине, хитром любителе выпить, но при этом мастере своего дела в любом состоянии организма. Описания людей, их повадок, привычек очень интересны, поданы не без иронии. Но в этой иронии нет зла. Скорее любование этими людьми. Короленко словно смакует простонародный язык своих героев. В этом поволжском говоре столько прелести. И столько мудрости даже в пьяных размышлениях Тюлина.
И, конечно же, река, воды которой разыгрались весной. Игра эта опасна и завораживающа. И поволжское небо. И леса. И просторы. Сердце замирает от такой красоты.
27376
Аноним25 ноября 2024 г.На берегах взыгравшей Ветлуги
Читать далееПутешествие, путь-дорога... Новые места, новые встречи, новые впечатления... Они обеспечены, если связано путешествие с богомольем, ну или поисками интересных высказываний, споров на Святозере у невидимого града Китежа. Это место, куда стекались скитники и скитницы разных толков, "церковники", беспоповцы и т.д. и т.п. Здесь они пели свои службы, вели религиозные споры. К утру, устав от бесплотной схоластики, выбираешься из этой толпы на волю, вдыхаешь полной грудью - и наполненный тяжелыми, нерадостными впечатлениями, засыпаешь на берегу реки. Утром просыпаешься - река-то прибывает! А паромщик страдает похмельем. И помогаешь ему установить последовательность событий и их последствий, почему ему плохо, в чем и есть вина его самочувствия. Жизнь-то какая штука: страдаешь ли похмельем, или не страдаешь, болеешь или нет, хочешь работать или не хочешь - твое дело маленькое, перевози людей, будь добр. Но как же не хочется этого делать, особенно когда река играет. Но делать нечего. Обязанности надо выполнять. В момент опасности на переправе ему цены нет. Но потом снова пьет.
Переправа - перекресток дорог, волей-неволей зависящих от парома и паромщика. Место случайных пересечений людских судеб, жизненных историй...
У автора получились интересные, живые путевые заметки о современной ему жизни, о людях, с которыми он случайно столкнулся на берегу взыгравшей реки. А нам, читателям через более чем сто лет интересно это уже с исторической точки зрения: как жилось и какие люди были...13250
Аноним13 марта 2017 г.Читать далееМилый, милый Владимир Короленко, где же это и когда я видела вас раньше?..
Писатель в этих эскизах - подлинный художник. Ровными мазками он рисует красивый живой пейзаж и столь же настоящий портрет.
Очень спокойное и правдивое произведение. Диалектизмы, эти чудные и милые слова, украшают речь героев, делают её более колоритной.
Рассказчик служит прекрасным "контрастом" для образа местных жителей, их особой грустной философии, образа жизни.
Что-то поэтично-грустное есть в персонаже пьяницы Тюлина, особенно тронул меня момент переправы, когда перевозчик ожил, появился огонь в его глазах, когда он нашёл своё вдохновение, и ещё понравилась мне его хитрость с увезённой лодкой: что-то было в этом необъяснимо отрешённое.7193
Аноним23 апреля 2021 г.Читать далееВ. Г. Короленко "Река играет. Эскизы из дорожного альбома".
Короленко часто даёт подзаголовки своим произведениям, подчёркивая значимое. Эскиз- " Река играет". Набросок чего? Жизни вообще, эпизодов из жизни странника, героев?
Река живёт по своим законам, ритмами полнится сама и её берега. Герой наблюдает переливы красок, звуков Ветлуги. Она то "играет", то "вздулась". По берегам "кудрявятся ракиты". Люди видят дубы, ивы. "Мирный пейзаж перемежается звуками реки". Кто из народа замечает это? Лишь странники, разлёгшиеся на берегах. И то, это не каждый из них, а те, кто не поглощён беседой.
Герой отмечает, что проникся образами Китежа, Светлояра, где побывал. Видел много людей, общался. С ними ему было тяжело. Сравнивает людей здесь, на Ветлуге и там, понимая, что тут народ лёгкий, простой в общении. Нет тяжёлой интеллигентности, что чувствовалась в миссионерах и паломниках на Светлояре. То ли люди сами по себе такие на реке, то ли просторы располагают к лёгкости, добронравию.
Перевозчик Тюлин, его сын Иванко, солдат-бесхребетник Ефим- все вызывают желание слушать их простые истории, задумываться о народной жизни, всматриваясь в природу, прислушиваясь к переливам птиц и реки. Философ Тюлин, его безалаберность, не отпугивают, странник-герой прислушивается к его голосу, указаниям сына, мирно проводя время. Ефим, солдат, повествует о своей жизни. Герой понимает разницу между жителями деревень, их нравы.
В таком мирном существовании есть ли польза, смысл? А в чем он? В усиленной умственной работе, чувств? Может, надо себе позволять лёгкость проживания, когда поток жизни не бьёт через край, а человек проживает мгновения, следуя своему труду ли, странничеству? Задумываюсь: приятно ведь брести по краям, наблюдая и людей, и пейзажи. Останавливаться, задумываться. Ярмо забот уходит. Такая жизнь не бесцельна. Она даёт духовное обновление. Потом на этом внутреннем "топливе" впечатлений человек живёт немалое время, принося пользу. Может, и Тюлин, получая заряд в общении с народом, смакуя истории, отвечая на замечания, набирается жизненного впечатления и эмоций.
Спасибо, что читаете. #пишу #слово #литература #мюсли #мысли4163
Аноним19 августа 2017 г.Читать далееРассказы Короленко о русской глубинке очень похожи на публицистику - но какую!.. Такое чувство, что текст написан по горячим следам, потому что в нем много непосредственных личных впечатлений от новых людей, от природы - упустишь такое и по память восстановить будет сложно. И еще есть яркие портреты, хороший словарный запас (в "Реке" много местных словечек, которыми автор, впрочем, не злоупотребляет) и стёб, мягкий, теплый, полный любопытства, симпатии и сочувствия к людям.
"Река играет" - это ни много ни мало исследование человеческой натуры: тех, кто другие, и той, которая "я". Ведь изучая людей, Короленко в итоге приходит к вопросам "кто я?" и "каково мое место среди этой панорамы и этих людей?"
Несмотря на то, что все действие по сути происходит на одном берегу Ветлуги, нет ощущения статичности, тесноты и топтания на месте. Потому что противоположный берег присутствует в рассказе в виде нестройного, пьяного, но живописного пения (если только пение может быть живописным) и постоянного стремления других перебраться через реку. Окрестные деревни и их обычаи входят в текст в виде рассказов местных о местных.
На этом фоне совершается переход от впечатлений к размышлениям - и вот он простор.4245