
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 февраля 2024 г.Государство Солнца. Томмазо Кампанелла
Читать далееЦитата:
Солнце стремится спалить Землю, а вовсе не производить растения, людей и т. д., но Бог использует самую битву борющихся к их процветанию. Ему хвала и славаВпечатление:
Выхожу на финишную прямую с утопиями/ антиутопиями/ дистониями в этом году, подучилось их больше, чем планировалось, но почему бы и да.
Эта книга мне попалась на глаза, когда я искала книгу для игры, так как там было условие- книга на иностранном языке. Книгу нашла и в аудиоформате- послушала ее и на иностранном языке, что позволило прочитать ее, так как она достаточно простая и посмотреть картинки- зарисовки.Если немного «порыться», то эту книгу ставят в связку с «Утопией» Мора, якобы она является ее «продолжением», но с точки зрения другого автора. Как по мне, у обоих авторов сохраняется один стиль и один посыл для читателя, но никак не вытекает одна книга из другой.
Если посмотреть по содержанию, то, конечно такой мир можно было бы создать, да чистый жанр в истории отработан полностью и не смотря на то, что история представлена, как диалог путешественника, который был в этом идеальном городе и его хорошим знакомым-ученым (как я поняла) история получилась скучноватой в плане описания (мое мнение) и соотвественно посмотреть город может быть, но жить там- ну такое.
В целом, как проходное-ознакомительное произведение- пойдет.
О чем книга: Мир стал другим, скорее нет, чем да, люди создали свое «идеальное» государство, да. Город Солнца- идеальное государство с своей политической, социальной, религиозной системой. Все в нем понятно, все в нем логично и даже базируется на учениях известных личностей.
Читать/ не читать: читать любителям жанра
83813
Аноним5 октября 2024 г.Утопия - хоть топись
здесьЧитать далее
будет
город-сад!
(с) МаяковскийПримечательна та трансформация, которая, как мне кажется, произошла с жанрами утопии и антиутопии.
Думаю, что первоначально в утопии абсолютно не важен был тот факт, что все счастливы, все человеческие права реализованы, а все обязанности приносят радость и пользу. Это как бы само собой разумеется. Важны были детали. Как именно устроена система? Как устроено правление, воспитание, образование, как распределяются блага? Вся соль утопии именно в деталях.
Антиутопия же, по-моему, первоначально была задумана наоборот. Не важно как именно тебя контролирует старший брат - наблюдает с помощью камер или посылает тебе контент на стены. Сам факт этого контроля уже должен вселять в нас ужас. Технические подробности значения не имеют.
Но случилось иначе.
Утопии сегодня наивны как детские сказки. Дискутировать о конкретных деталях на полном серьезе нелепо, т.к. по сути неинтересно какой именно механизм позволяет курочке Рябе порадовать своих стариков золотым яичком. Если мы не верим в яичко, то зачем нам спорить о механизмах?
Антиутопии же наоборот. Из-за того, что сама их суть перестала шокировать и стала чем-то обыденным, именно технические детали вызывают особый интерес. За сколько лет до реальности Брэдбери предсказал интерактивное телевидение? Какие именно слова оруэллского новояза употребляются сегодня? Что можно считать сегодняшней сомой? Это уже не глобальный ужас от чтения апокалипсиса, а спортивный интерес читателей Ж.Верна, сравнивающих Наутилус с современными субмаринами.
Оставим в стороне ту человеческую трагедию, которая заключается в нормализации сути антиутопии. Это неважно. Мы здесь про литературу.
А для нее этот переворот заключается в потере интереса читателя к утопиям. Во всяком случае, моего интереса. А остальные мне неинтересны.
Возьмем к примеру “Город Солнца” (о гораздо более интересной утопии – «Туманность Андромеды» мы поговорим скоро). Прочел я её где-то год назад. Примерно в те же месяцы я прочел первую повесть про Незнайку. И хоть конкретно Солнечный Город появится лишь во второй повести, но города Цветочный и Зеленый тоже утопические.
Надо сказать, что устройство жизни в обоих произведения (Кампанеллы и Носова) заинтересовало меня примерно одинаково. То есть, никак. Но они похожи.
Давайте суммируем Кампанеллу, чтобы было понятно даже маленьким читателям Носова.
Городом правит Знайка. Шпунтик и Винтик – элита общества. Гусля и Тюбик – тоже важные винтики (и шпунтики) системы. Кнопочки и Синеглазки не хуже малышей.
Вернемся к Кампанелле.
Большое внимание уделяется архитектуре города. Советую вместо этого прослушать цикл коротеньких лекций на сайте «арзамас» под названием «как придумать город», где, между прочего, есть и лучевой город Ле Корбюзье, и другие утопические планировки – Зеленоград, Магнитогорск, Тель-Авив, пригороды Лондона.
Зависимость счастья соляриев от астрологии не выдерживает никакой критики, и вызывает в лучшем случае усмешку. А в худшем – зуд в пальцах, требующий немедленно перелистать.
Военное, политическое, судебное устройство – кто уже читал Носова, можно не повторяться.
Единственное, что вызвало мой живой интерес – это семейная и сексуальная жизнь в солнечном городе. Здесь Кампанелла оставил летописца коротышек с носом. Ведь в СССР секса еще не было, а в средневековой Италии он уже был. Люди уже "Декамерон" читали, и понимают, что откуда растет. И с этим нужно было что-то делать. Как-то регламентировать что ли, направить в нужное русло. Короче, не пускать на самотек.
Поскольку Город Солнца – это социалистическая структура, где все общее и нет никакого неравенства, то и жены, и дети не могут быть частными. Симпатии четко отделены от деторождения.
Дети с младенчества являются собственностью государства. Здесь Кампанелла переплюнул даже другого коммунистического утописта – В. Ленина и недалеко отошел от недавней практики израильских киббуцев.
Сексуальные партнеры назначаются сверху (в смысле – пары назначаются начальством, а не в какой позе) и раз в несколько месяцев меняются. Все это во благо государства и во избежание зависти, несправедливости и прочих неприятных чувств между соляриями. В принципе, интересно здесь то, что такая замечательная система органично смотрелась бы и в антиутопии.
Так что Незнайка был бы освобожден от изматывающей необходимости выбирать из многочисленных поклонниц. Пилюлькин и Медовица не имели бы возможности разминуться. Разве что, если один из них показался бы Знайке слишком хилым, или зведы бы не сошлись, или рылом не слишком вышли. Да мало ли? А вот Пончику и Сиропчику пришлось бы серьезно занятся собой. Их перспективы на потомство, или на получение «достойной» пары, весьма тощи. А гомосексуализм в этом земном раю наказуем. Причем смертной казнью (но только, перефразируя знаменитое русское выражене, пойманым во второй раз. Гуманизм все-таки).
Ну и как обычно, главная идея этой утопии – «государство важнее конкретного человека». С такими посылом действительно любая утопия легко превратится в антиутопию.
77880
Аноним20 сентября 2024 г.Коммунизм в одном отдельно взятом городе
Читать далееПро книгу слышала так давно, что даже не надеялась до нее добраться. И вот - спустя 20 лет - свершилось!
Наряду с "Утопией" Томаса Мора (1516) относится к классическим утопиям. Однако Город Солнца отличается от нее наличием астрологического контекста. Произведение содержит описание «идеальных» элективных генитур (гороскопических элекций), связанных с вопросами подбора оптимального времени для случки домашнего скота (овец, лошадей, коров, домашней птицы), зачатия и основания городов.
Текст представляет собой диалог между генуэзским моряком и гостинником (считается, что моряк служил в эскадре Х. Колумба, а гостинник - рыцарь ордена госпитальеров). Повествование вводится описанием Города Солнца, который построен вокруг высокого холма, возвышающегося над окружающей равниной. Город выстроен геометрически, и с четырёх сторон рассечён центральными улицами — по сторонам света.
В этом городе все идеально - от архитектурного устройства города и разделения власти до упразднения института семьи как такового и справедливого распределения богатств. В городе нет ни злобы, ни зависти, ни частной собственности, ни ревности. Всё хорошо и красиво в этом городе, жаль, что это утопия...50457
Аноним22 января 2012 г.Читать далеене исполнивший приказаний бросается в ров на растерзание диким зверям
Отчётливо помню, что в бытность мою студенткой факультета журналистики я не раз пыталась найти это произведение, но тщетно. В курсе зарубежной литературы о нём упоминалось как-то вскользь, читать первоисточник никто не требовал, а мне почему-то очень хотелось. И вот, не прошло и тридцати лет - свершилось.
Я бы назвала эту небольшую книжицу именно антиутопией, хотя описывается в ней не общество будущего, а некое мифическое островное государство. Но жители его искренне считают своё общественное устройство идеальным, и не сомневаются, что со временем оно распространится по всей земле. Основные идеи, конечно, не новы - ещё Платон идеализировалобщность жен... на том основании, что у них все общее.
Но Кампанелла внёс и много своего! Благо времени на эти бредовые измышления у него было предостаточно во время 27-летнего тюремного заключения. Придуманное им государство - яркий пример того, во что может превратиться человеческое общество, управляемое только холодным разумом, где чувства и свободная воля индивидуума вообще не принимаются в расчёт, более того - наказуемы. Но при этом все отчего-то помешаны на астрологии, и без вмешательства планет и светил жизни своей просто не мыслят. Приказы там, как яствует из первой цитаты, не обсуждаются. Собственности не существует. Размножение - дело сугубо государственное, и цель его - исключительнонаблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство.
.
Зато живут и питаются все хорошо, изобильно, ходят в белых и цветных одеждах, болеют редко, с нищетой не знакомы. Правда, автор и сам понимает, что тут он хватил лишку, и спешит объяснить изобилие и благолепие некими "тайными знаниями", коими владеют солярии (жители города Солнца).
Интересно, хотел бы сам Кампанелла пожить в придуманном им городе? Он ведь вроде как идеальное общество сочинял. Боюсь, что да - иначе, наверное, не написал бы, что жили солярии, руководствуясь великой идеей:Чего не хочешь самому себе, не делай этого другому, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им.
. Истинно, благими намерениями вымощена дорога в ад...
301,2K
Аноним2 февраля 2016 г."Я родился, чтобы бороться с тремя великими злами .... "
Читать далее
"Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей..."
Из письма к Фердинанду III, герцогу Тосканскому
«Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера».
В.Энгельс.Судить или восхвалять - вот в чем вопрос.
А впрочем - не нужно этих вопросов. Потому что и так ясно, что идея утопии хороша лишь в свитках и напыщенных речах. Или мыслях несчастного человека, томящегося в мрачных застенках год за годом, измученного и больного.
Жизнь этого человека была поистине драматической. Монах-доминиканец, политик, философ и поэт очень рано получил клеймо вольнодумца. Первая встреча с инквизицией в 23 года положила начало нескончаемым гонениям и травле. Его сочинения воспринимаются церковниками как прямые вызовы, на них накладываются запреты. Автора обвиняют в сговоре с дьяволом и в ереси. Одна тюрьма сменяет другую: Рим, Неаполь, снова Рим... Человек почти не видит солнца и неба, он отрезан от общества, ему больно, голодно и тоскливо. Неудивительно, что его мечты безудержны и грандиозны. И, как только получается удержать в руке перо, Кампанелла изливает их на бумагу, стремясь поделиться с человечеством.
"Город Солнца" - самое значительное его произведение. Именно оно лежит в основе работ Энгельса и Маркса, и именно такие утописты, как Кампанелла, уложили первые камни в фундамент коммунизма. Эта книга о самом лучшем городе на земле, в котором живут самые счастливые люди. Сильные, красивые, здоровые. Они трудятся на благо своего народа и гармонично развиваются, вольны в выборе книг и досуга. Мирные, но готовые дружно защищать свои традиции и обычаи. В городе нет тунеядцев, эксплуататоров и частной собственности, которую автор считал корнем всех пороков эксплуататорского общества. Общие дома и жены - норма. Законы прописаны в Единой книге, а гороскопам уделяется столько же внимания, сколь и развитию наук.
Однако... нет на планете Земля идеальных мест.
И не топчут её идеальные люди.
Думаю, Кампанелла знал это. Но, думаю, он бы не выжил, если бы его не поддерживала мысль, что рано или поздно, пусть и на закате своих лет он постучится в ворота этого города-рая, сможет с гордостью сказать:" Да, он есть и он лучший."212,3K
Аноним25 августа 2015 г.Читать далееЯ уже писала об "Утопии" Томаса Мора, а теперь у нас на очереди Томмазо Кампанелла и его "Город Солнца".
Снова утопия, снова статичное изображение. Динамика, которая могла бы показать настоящую жизнь, полностью отсутствует, мы видим изображение, плоскую картинку, но эта картинка - не поставленная на паузу видеозапись, а фото. Почему так? Сейчас объясню.
Во-первых, разумеется, утопическая страна не может существовать в принципе, не забываем, утопия - это мечта, а не реальность. Описать мечту можно, но мечта об идеале всегда плоская, потому как в ней нет движения, идеал – нечто завершенное, нечто, чему больше некуда стремиться и развиваться, поскольку совершенство уже достигнуто. Во-вторых, интересное повествование, которое могло бы показать движение, требует как раз несовершенства. Вспомните все прочитанные художественные книги: они все основываются на проблеме, а идеальный мир подразумевает отсутствие проблемы, на то он и идеальный. Движению и развитию неоткуда взяться в утопии.
"Город Солнца" родился в далеком 1602 году, и, конечно, похвально, что он до сих пор не теряет интереса аудитории, но, слава всему разумному, только как теоретический материал. Государство, описанное автором, мягко говоря, вызывает неприязнь, и мало кому захотелось бы жить в подобной "утопии". Но, естественно, все счастливы, как иначе-то, голова на плечах нужна целая, а не препарированная после казни. Решился переехать в страну попроще - считай, уже враг государства, а враги государства беспощадно преследуются, так как не достойны вообще зваться людьми. Перечислять все недостатки - значит, пересказать всю книгу, а потому остановлюсь на этом.
Как верно было замечено в одной из рецензий к "Утопии" Мора, любая утопия антиутопична по своей сути. Мечта одного человека может быть кошмаром другого, и прийти к общему идеальному знаменателю будет затруднительно. Все познается в сравнении, и Утопия Мора кажется куда привлекательней рядом с Городом Солнца Кампанеллы.
Но даже если и было бы утопическое государство, или даже мир - только представьте, насколько скучно было бы в нем жить.
Оценка: 3 из 10.211,5K
Аноним25 апреля 2021 г.Каким может быть Город Солнца
Читать далееИзвестнейшая книга, о которой впервые мы узнавали на уроках истории в школе. Но вот прочёл я её гораздо, гораздо позже.
Мне кажется, для того, чтобы дать читателю некоторое представление о том, каким хотел видеть идеальный мир Кампанелла, лучше не рецензию писать, а привести некоторые факты о Городе Солнца и некоторые цитаты из него.
Что я и сделаю.
---------------------------------------
Город Солнца находится на широкой равнине, которая лежит на экваторе.
(стр. 33-34)Всё же эта равнина совсем не равнина – автор пишет, что город расположен на холме, поэтому его площадь больше, чем могла бы быть, если бы речь шла о равнине.
В городе семь уровней, семь кругов от нижнего к верхнему. Город опоясан широким рвом. На вершине холма – храм.
(стр. 36-37)Верховный правитель города Солнца – священник.
Книга всего одна – под названием «Мудрость», содержащая все науки.
(стр. 39)Дети легко усваивают науки до 10 лет. Все описания снабжены картинками.
(стр. 43)В Городе Солнца практикуют евгенику – для рождения детей подбирают пары «породистых» людей.
(стр. 44)Народ в Городе Солнца появился из Индии.
Здесь имеется общность жён, т.к. общее всё.
(стр. 45)Мужчины и женщины носят одинаковую одежду, приспособленную для военных действий. Обучение совместное. Говорить и писать дети учатся от 2-х до 3-х лет. Занимаются дети и гимнастикой. До 7-и лет дети ходят босиком и с непокрытой головой.
Дети обучаются ремёслам и естественным наукам.
В семь лет дети заканчивают начальную школу и переходят к следующему этапу.
Учатся по сменам. Пока одни учатся, другие занимаются физкультурой или работают.
Работу дети получают в той области знаний, в которой успевали в школе лучше всего.
(стр. 49-50)Дети изучают земледелие и скотоводство. Знатнейшим считается тот, кто обладает бо́льшим количеством знаний и умений.
(стр. 50)«Нам также прекрасно известно, что тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, ни её как следует не знает, ни других». (стр. 53)
Дети Города Солнца считают отдыхом достижение ещё больших знаний, чем имеют. В свободное время они занимаются физкультурой, охотой, геологией и т.п.
(стр. 54)«Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое – у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на потолке». (стр. 56)
Есть телесные наказания для нерадивых.
(стр. 57)Едят благообразно, как в монастыре.
(стр. 57-58)Женщинам запрещены сношения с мужчиной до 19 лет, а мужчинам до 21 года.
(стр. 60)За гомосексуализм вначале порицают, а затем могут и казнить.
(стр. 61)Пары для совокуплений создаются начальниками. К совокуплению допускаются лишь после омовений и каждую третью ночь.
(стр. 61)Грудью кормят до двух лет и более, в зависимости от предписаний физика.
(стр. 64)Государство считается выше частного лица. Государственное дело прежде всего, а частное дело лишь постольку, поскольку оно нужно государству.
(стр. 66-67)Красота женщин «почитается в стройности, живости и бодрости». (стр. 68)
Любовь возможна, но совокупляться можно только тем, кто подходит друг другу. Поэтому любовь скорее не страсть, а дружба.
(стр. 68)Одежды носят белые, либо красные. Чёрные одежды считаются недопустимыми.
Худшим пороком считается гордость. Но под гордостью Кампанелла понимает высокомерие.
Всякая служба считается почётной.
Рабов нет – все обслуживают себя сами.
(стр. 69)Т.к. работают все, то на труд приходится только 4 часа в день, а в остальное время занимаются науками, чтением, прогулкой и т.п. делами.
(стр. 70)Играть в сидячие игры (даже шахматы) не разрешается.
(стр. 70)Работают все – даже инвалиды. Помню, Войновичу это не нравилось. Но он был неправ. Человек живёт прежде всего трудом. Во всяком случае, нормальный человек.
(стр, 73)Смерти солярии (так называют жителей Города Солнца) не боятся, ибо верят в бессмертие души.
Трусость наказуема.
(стр. 74-75)Жители Города Солнца не любят быть праздными.
(стр. 81)«Вовремя не оказавший помощи союзнику или другу наказывается розгами; не исполнивший приказаний бросается в ров на растерзание диким зверям; при этом ему вручается дубинка, и если он одолеет окружающих его львов и медведей, что почти невозможно, то получает помилование». (стр. 81)
«Тот, кто желает доказать свою правоту, пусть доказывает её на войне». (стр. 83)
Каждый должен принимать участие в военном деле, земледелии и скотоводстве.
(стр. 84)На многих страницах можно прочитать о том, какое большое значение придаётся в Городе Солнца астрологии – буквально всё делается с оглядкой на благоприятное положение звёзд.
Пища употребляется для пользы организма.
(стр. 91)Большое значение имеют в Городе Солнца очищения – мытьё, умывание, баня.
(стр. 94 и не только)Мёртвых не погребают, а сжигают из гигиенических целей.
(стр. 107)Здесь не любят учения Аристотеля.
(стр. 109)ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ прочитал эту книгу, о которой неоднократно слышал ещё в детстве. Но добрался только теперь. И не пожалел! Книга очень интересная! И много замечательных мыслей!
151,6K
Аноним29 января 2013 г.Интересна не столько сама книга, сколько ее место в истории философии. Рассматривать как художественное чтиво и оценивать критерием "понравилось/не понравилось", "развлекло/не развлекло" считаю некорректным, а людей, пишущих комментарии в духе "плохой, негодный строй, опять эти коммунисты"/"хороший, годный строй, люблю эзотериков", надо отдать на растерзание львам.
13499
Аноним21 октября 2009 г.Читать далееОчередная утопия из университетского курса, да только в отличие от Мора, Кампанелла не понравился ни разу. Слишком уж нереалистичной кажется сама идея, слишком уж явно автор наследует Платона, тогда как я отдаю предпочтение Аристотелю, слишком уж механической кажется жизнь в городе Солнца. Мор дает утопийцам куда больше свободы, в особенности в вопросах религии, Кампанелла намного жестче. Таланты Соляриев превосходят способности реальных людей, но это дает автору возможность без опаски узурпации наделить огромной властью нескольких людей. Ну и, опять-таки, не нравится мне, империалистке такой, идея общей собственности, и со своей субъективной женской точки зрения - идея общих женщин тоже.
13324
Аноним4 июля 2015 г.Читать далееУтопии Мора и Кампанеллы у всех на слуху, даже самый непросвещенный человек как минимум слышал о них на уроках в школе, как максимум изучал в рамках гуманитарного образования после. И я не думаю, что имеет смысл пересказывать содержание. Идеальное государство. Равный труд, разумное управление, мудрость и любовь, наука и образование, общая собственность, отсутствие института семьи. Все это хорошо известно. Но как и в 1602 году, а точнее в 1623 – когда книга была опубликована, так и в 2012 не может быть однозначных оценок взглядов Кампанеллы. Да и, пожалуй, противников у него со временем только прибавляется. Наивность и примитивность некоторых взглядов столь явная для современников не так значительна как сама мысль уравнивания и обобществления. Мне кажется, что лично мое неприятие это смесь и исторического образования, и отпечатка того гигантского опыта коммунизма, что пережила наша страна, и личные взгляды. Я уверена, что люди, существа изначально разные, неповторимые, по определению не должны быть уравнены. Для меня это столь очевидно, что я даже не понимаю, как об этом можно спорить.
«Город Солнца» для меня это просто исторический источник. Это любопытный текст, который показывает о чем мечтали-грезили миллионы людей на протяжении веков. Как представлял себе идеальное общество один из главных родоначальников утопического социализма. Это абстрактная философия в конкретной форме. И можно не соглашаться, можно осуждать, но знать иную от твоей точки зрения позицию всегда полезно. Наверное, Кампанелла счастливец, ведь он умер веря в свою идею, веря, что всего лишь избавившись от частной собственности, можно избавиться от всех пороков, веря, что нашел панацею от всего зла этого мира. А мы с высоты сегодняшнего дня способны лишь выбрать лучшее из худшего, как говорил Аристотель. Человечество перепробовало все, и блестяще сумело показать, что даже самая безупречная идея воплощается в реальность с десятком изъянов. Человек по природе несовершенен, и сколько бы мы не рисовали в своем воображении утопии, сколько бы мечтали об идеальном обществе, этого никогда не произойдет. Хотя мечтать нам никто не может запретить…
11987