Прочитанное в литературной экспедиции
Nekipelova
- 2 074 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Творчество Надин Гордимер, южноафриканской писательницы и лауреата Нобелевской премии пронизано темой расизма, осуждением бездуховности и эгоизма. В своих ранних рассказах писательница дает психологический портрет человека своего общества, рассказывает об отношениях между белыми и чернокожими представителями одного класса, но открыто не выступает против политики апартеида, проводимой в ЮАР. Коренному населению было предписано проживать в специальных резервациях, учиться в школах и университетах только для черных, соблюдать комендантских час, установленный только для чернокожих. В южноафриканской полиции существовал специальный отдел, следящий за соблюдением «закона об охране нравственности», который запрещал «смешение рас»
Не зря имя главного героя с первого знакомства мне хотелось прочитать, как Иглесиас. Чернокожий художник Элиас Нкомо обладал великолепным голосом, но прежде всего был талантливым скульптором. По признанию самого рассказчика, чтобы черному человеку в ЮАР чего-то достичь, ему обязательно должен покровительствовать белый. Вряд ли отзывы о «трансцендентальных идеалах» и «пластической модальности» его скульптур о чем-то говорили молодому человеку, но выставки, организованные с помощью белых друзей, проходили на "ура". Вскоре дела самородка, парня с шестью классами образования, пошли в гору. Для того, чтобы развиваться, учиться, двигаться дальше необходимо было покинуть страну, уехать в Америку. Для чернокожего, если ты не агент полиции, получить загранпаспорт, открыть визу практически невозможно. У Элиаса были хорошие покровители.
Признаться, не ожидала, что дальше рассказ о судьбе художника будет развиваться в подобном ключе. Не стыкуется эта история у меня с названием рассказа. Скорее носит свидетельство того, что лучше Африке и не пробуждаться. Осталось чувство, что тема до конца не раскрыта. Продолжение о друге Элиаса, вернувшемся на родину, возможном тайном агенте полиции, поднимает уже другую проблему и носит законченный характер.

Произведения Надин Гордимер отличаются от произведений других африканских авторов, которые мне доводилось читать прежде – кенийских и нигерийских. Прежде всего тем, что кенийские и нигерийские писатели - это и есть "пробуждающаяся Африка", литература этих стран стала возможно именно потому, что они избавились от колониального гнета и обрели независимость, начали строить собственную государственность. Кроме того, эти писатели - чернокожие, плоть от плоти Африки, с материнским молоком впитавшие ее традиции и обычаи.
Иное дело - Южная Африка, страна со сложной историей. Литература этой страны в силу ряда причин представлена в основном белыми авторами, потомками английских и голландских переселенцев. Собственно, Надин Гордимер - дочь еврейских иммигрантов, и хотя она родилась и всю жизнь прожила в Африке, ее проза скорее напоминает произведения европейских писателей. Ну, и в отличие от иных африканских стран, в Южной Африке еще сравнительно недавно пышным цветом расцветала государственная политика апартеида.
Сейчас времена узаконенного раздельного проживания людей с разным цветом кожи, к счастью, миновали. А тогда это выглядело так. Нельзя помещать белого ребенка в палату, где лежит черный ребенок и наоборот, даже если это угрожает их жизни. Нельзя демонстрировать цветным студентам-медикам белого больного. Учить их можно, но смотреть на белых пациентов нельзя. Белый таксист не имеет права возить темнокожего пассажира – пусть он и всемирно известный врач. Для черных вводился комендантский час, они должны были жить в строго определенных местах, учиться в сегрегированных учебных заведениях, их не допускали в зрительные залы для белых. Черным не выдавали заграничные паспорта, а если и выдавали, то выездную визу - фактически билет в один конец, получив который в Южную Африку вернуться уже нельзя.
А, кроме того, этот режим держал людей в постоянном страхе, калеча и уродуя их души. Люди перестают быть простодушными и искренними, приучаются лгать и изворачиваться.
Данный рассказ представляет собой историю-воспоминание об отношениях рассказчика с двумя африканцами. Один из них - его близкий друг, Элиас Нкомо, талантливый скульптор. Другой, имя которого не называется, скорее талантливый администратор. Им удалось вырваться, уехать в США, где Элиас через некоторое время утопился, а другой... вернулся по обратному билету Элиаса. Прекрасный талантливый скульптор не смог найти себя в далекой стране, где он был интересен только "как самый настоящий, всамделишный, живой африканский негр", чем как личность и творец, он перестал работать и умер от тоски по дому. А другой вернулся, чем вызвал подозрения в свой адрес - уж не полицейский ли он агент? Но потом оказалось, что он в тюрьме.
Читая этот рассказ, ощущаешь некую растерянность, "вину белого человека". Такое же чувство было у меня, когда я читала пьесу другого южноафриканца - Атола Фугарда "Учиться у алоэ". Ты виноват, даже если не поддерживаешь режим апартеида, виноват только тем, что ты белый, потому что твоя страна проводит бесчеловечную политику сегрегации, насильно разделяя людей по цвету кожи. А вот сопротивления в этом рассказе не ощущается. Так пробуждается ли Африка?