
Ваша оценкаРецензии
AceLiosko20 февраля 2021 г.Читать далееЕсли бы мне дали прочитать этот рассказ, скрыв имя автора, я пребывала бы в полной уверенности, что передо мной произведение Лавкрафта.
События, антураж, обстоятельства, даже стиль изложения очень и очень схожи. Первую часть рассказа занимают заверения в абсолютной адекватности и компетентности излагающего историю, а потом... После небольшого разбега история утопает в безумии. И так как рассказчик наш точно (хотя бы поначалу) пребывает в своем уме, свихнулся весь остальной мир.
Может, я просто не "втянулась" в атмосферу произведений По, но этот рассказ показался мне довольно-таки скучным и безжизненным. И даже на такой маленький объем текста было слишком много повторений одного и того же, будто читатель за два абзаца успеет забыть, какой величины исполинские волны мотают его по морю.
861,8K
boservas7 декабря 2018 г.Nevermor-ка
Читать далееС новеллой у меня было две встречи: первая в молодости, году в 1985-м, вторая -буквально на днях. Впечатления, разумеется, разные: тогда - после первого прочтения - восхитил мрачный саспенс, хотя такого слова я тогда еще не знал; сегодня я задумался, а что же хотел сказать автор в своей интерпретации истории о Летучем голландце?
Легенда о корабле-призраке, получившим красивое название "Летучий голландец", была одним из самых завораживающих сюжетов литературы той эпохи, которому находилось место и в, уже отмирающих, готических романах, и в, цветущем бурным цветом, романтизме. По, как известно, стал уникальной фигурой в литературном мире, вобрав в себя опыт предыдущего периода, и став предтечей нескольких новых направлений. Он не мог пройти мимо такого соблазнительного сюжета.
Есть мнение, что новелла По - это пародия на целый ряд популярных тогда произведений о корабле-призраке. Думаю, часть правды в таком утверждении есть, особенно, если учесть, что ранний По был очень расположен к пародированию и сатире.
Но, все же, перед нами нечто большее, чем пародия. Аллегоричность в новелле присутствует безусловно. Высказывались предположения, что изменения в положении главного героя - это разные возрастные периоды в судьбе человека. Версия, заслуживающая внимания, но я подумал вот о чем...
Название - "Рукопись, найденная в бутылке", но кто и где нашел эту бутылку не написано, скорее всего, что не существовало ни рукописи, ни бутылки. Все, что "пишет" главный герой, это некий байт информации самой в себе. Что, если не было никакого "Летучего голландца", а, ведь, его действительно не было в той реальности, в которой начиналось действие новеллы. Его появление приносит совершенно иную реальность - вечного ревущего шторма, вечной ночи, вечного холода. Однако шторм этот особенный - он антураж, а сам корабль скорее застрял в некой точке штиля, вокруг которой бушует шторм, и которую вместе с кораблем несет в какую-то всепоглощающую воронку.
Что, если главный герой, объевшись сахара, смешанного с опиумом, просто был погребен в пучине морских вод, а все, что следует дальше, интерпретация умственных процессов погибающего мозга. Все, что дальше описывает По, это - смерть: тьма, холод, покой среди шторма, прекращение естественного хода событий.
Умирающий мозг рождает целый сонм видений, связанных между собой некой "нелогичной логикой", свойственной, скорее состоянию сна, хотя это какое-то иное состояние. Но в этом измененном состоянии пропадает время - те несколько минут, в течение которых погибает от гипоксии мозг, - воспринимаются еще живым разумом человека, как вечность. Смерть это она и есть, и каждый умерший превращается в некого "летучего голландца", обреченного "балансировать на краю вечности".Поэтому и спутники главного героя на корабле не видят его, ибо как приходит человек в этот мир в одиночку, так и уходит один. И каждый из членов экипажа тоже одинок, а их дряхлость говорит о том, что их субъективное "время", пребывания на пути в неизведанную бездну, много больше, чем у главного героя, но его ждет такое же одряхление и безысходность.
Обращает внимание некоторое сплетение созвучий русского и английского языков. Nevermore - "никогда больше", полная обреченность - главный лейтмотив легендарного стихотворения "Ворон". Воронка же, в которую стремится корабль-призрак, некая nevermor-ка - средоточие нигде и никогда.
И все же именно эта воронка на краю света, или на Южном полюсе, в предлагаемом По варианте, дает шанс на какие-то дальнейшие пертурбации и какое-то изменение посмертного существования или... не существования, но что там - в этой воронке - не знает ни герой, ни автор....
653,2K
zdalrovjezh19 февраля 2021 г.Об устройстве южного полюса.
Читать далееЧто ни говори, сколько разных авторов не читай, все равно Эдгар Алан По - непревзайденный мастер нагонять ужас, и вообще, создавать атмосферу рассказа. "Рукопись, найденная в бутылке" начинается вступлением от главного героя, который акцентирует внимание на том, что он совсем не суеверен, и все явления, которые встречает в жизни, пытается объяснить рациональным способом.
Меня часто упрекали в сухой рассудочности, недостаток фантазии вменялся мне в вину как некое преступление, и я всегда слыл последователем Пиррона. Боюсь, что чрезмерная приверженность к натурфилософии и вправду сделала меня жертвою весьма распространенного заблуждения нашего века - я имею в виду привычку объяснять все явления, даже те, которые меньше всего поддаются подобному объяснению, принципами этой науки.Ну а дальше, как вы понимаете, он отправляется в путешествие по морю, которое прям сразу же терпит крушение, и начинает описывать невероятную, необъяснимую чертовщину, которая с ним преключилась после этого, и которая в итоге стоила ему жизни. По канонам жанра, его рукопись была найдена в бутылке, видимо, выброшенной на берег.
Чертовщина, которая с ним происходит, имеет отношение к поиску южного полюса, и к теориям его устройста. А дальше я вам не скажу.
451,1K
Hombre_Humor10 января 2010 г.Читать далееПонять рассказ было трудно. Я сначала вообще воспринял его, как рассказ-приключение, рассказ-повествование. Но потом, все же нашел скрывающуюся за ширмой символику. Это рассказ о самой Жизни. О ее цикле. Сначала главный герой пребывает на обычном корабле, путешествует по разным странам, землям, посещает множество мест. Он скептичен, он реалист, он материалист. Этот отрезок символизирует Молодость. Позже, во время бури, которую можно истолковать, как кризис среднего возраста, он попадает на огромный ветхий, старинный загадочный корабль. Там по палубе бродят старцы, ничего не замечающие, ко всему безразличные. Пройдя сквозь бурю, главный герой оказался в Старости. Он сначала пытается спрятаться от нее в трюме, но потом понимает, что он и сам-то никому тут не нужен. Тут каждый занят своими мыслями. Мыслями о своей ветхости, о своем Конце. И он наступает. Корабль-призрак попадает в огромный водоворот, куда его неумолимо затягивает. Это Конец. Это Смерть.
Рассказ символичен, как и многие другие произведения Эдгара По. Их нужно понимать, над ними нужно думать. Это мне в них и нравится.361K
Kolombinka18 мая 2023 г.Как здорово, что все мы здесь немножко утопились
Читать далееНе зря в отзыве на Золотого жука вспомнила Лавкрафта... Помяни чёрта, вот и он. Даже кракен разок появился в тексте (мы-то знаем, что это был Ктулху, или его сыночек-грибочек).
Чего я не знаю, так это о чём сам рассказ.
Он какой-то никакой - в нём нет ни действия, ни эмоций. Есть событие - корабль попал в шторм, все утонули; не совсем все, автор рукописи-из-бутылки переместился на другой корабль, чтобы найти там перо, чернила, бумагу и бутылку и записать рассказ. Лучше б выпил и помер счастливый.Рукопись, кстати, заканчивается непосредственно в момент, когда корабль уходит в крутое пике в океанскую бездну. Меня, конечно, мучает вопрос, как герой успел засунуть рукопись в бутылку, выбросить её... в куда? в ту же бездну?
Допустим, успел. Какой пингвин её выловил, если даже она из бездны всплыла и направилась к берегам Антарктиды? Об этом отдельно было сказано, что плыл корабль именно к полюсу.
Зачем, зачем... Там же заброшенный город интеллектуальных грибов из булькающей протоплазмы!
Тьфу. Это ж Лавкрафт...
А По туда зачем?.. Покрыто туманом.Экипаж на корабле равнодушный, к реальности индифферентный, на лицах у них печать отрешенности. Что вообще они собой представляют? Просто сверхъестественное явление, которое не поддается логическому объяснению. Есть и есть. Чернила с бутылками зачем-то с собой возят.
И ничего нет интересного в этом. Поэтому рассказ безэмоциональный; нет орешка, который хотелось бы разгрызть ;)
В отличии от Лавкрафта По хотя бы не нагнетает ужас-ужас, который в больших количествах выглядит комично. Красивые описание моря, в меру тревожно-возвышенные слова о шторме и гигантском таинственном корабле. Будни героя на корабле проходят не особо заметно, у Лавкрафта бы на три страницы было расписано, как его терзает страх. По эмоционально холоден. Я вообще после "Береники" начинаю подозревать, что его тексты надо воспринимать, как рассказ о внутренних психических процессах, а не какие-то там мистические байки. Тогда эта отрешенность и холодность принимают образы симптомов душевного заболевания. И рукопись всплывает не со дна морского, а из глубины бессознательного.
32601
goramyshz24 сентября 2022 г.О тексте, обнаруженном в рукописи найденной в бутылке
Читать далееВнимание, спойлер!
Избаловался я читаючи разные произведения. Вот читаю, читаю это и думаю, ну когда же будут находить бутылку, в которой найдут рукопись? А оказывается, этот рассказ и есть та самая рукопись! Аа, ну тогда понятно)
Автор рукописи, бедолага, можно сказать, попал с корабля на... другой корабль, если не на «Летучий голландец», то на какой-то еще корабль с призраками. Правда, тут и не ясно до конца, призраки это или может живые мертвецы. Короче говоря, очень страшно. Единственное что оставалось бедняге главному герою, так это написать эту вот рукопись и бросить ее закупоренной в бутылку за борт.
А что с ним произошло дальше неизвестно. Может быть, это все привиделось ему в пьяном бреду и живые мертвецы на самом деле кажутся ему мертвецами исключительно по пьяни. Ну просто как вариант)32862
KatrinBelous5 февраля 2016 г."Кому осталось жить одно мгновенье, Тому уж нечего скрывать." (с)
Читать далее
Мистический морской рассказ о путешественнике, попавшем в шторм и дрейфующем на тонущем корабле к неизвестным берегам.Мне понравилась эта история, хоть мне в ней не все оказалось понятно. Только представьте: чудовищный ураган, громадные валы волн, вздымающие корабль чуть ли не к небесам, погасшее Солнце и наступившая тьма, а затем появление таинственного огромного судна со странной командой. Главный герой чудом перебирается на этот корабль, но понимает, что ни капитан, ни матроссы его не видят! Похоже он оказался на самом настоящем "Летучем Голландце"! Конец же остался для меня загадкой...
"Мы обречены постоянно балансировать на краю вечности, но так никогда и не рухнуть в бездну..."151,2K
AminaSid26 июня 2015 г.Читать далееЭто был первый прозаический опыт Эдгара По, получивший высокие критические оценки и ставший отправной точкой на его пути к славе признанного мастера мировой новеллистики.
Рассказ такой весь мрачный как всегда в стиле По. Рассказчик, чудным образом попавший на чужой корабль, показался мне привидением.
Сам рассказ мне не очень понравился, не смотря на все мои усилия я не нашла ни смысла, ни подтекста в нем. Вообще не многие рассказы Эдгара По мне действительно нравятся, но все же среди них есть мой любимый - Черный кот . В нем и смысл и интересный сюжет имеются.14762
Veta200123 сентября 2025 г.Читать далееАвтор в своём репертуаре. Короткий рассказ начался с обыденного морского путешествия, а закончился мистической жутью.
Корабль попал в неожиданный шторм, из всех людей на борту выжили лишь рассказчик и старый шотландец. Несколько дней они плыли по течению, не в силах вдвоём справиться с кораблём или добраться до берега. А потом они столкнулись с другим кораблём, рассказчика от удара перебросило на борт второго судна. Его команда полна странностей, все они создают впечатление старости, если не древности, и совершенно не замечают постороннего на борту. Наш герой во всей этой ситуации понимает лишь одно: они неуклонно плывут на юг.
Краткий рассказ, где автор в своих традициях ничего не объясняет. Всё заканчивается резко, и концовку каждый читатель должен тбъяснить для себя сам.967
Angelofbelieve21 сентября 2019 г.Тому, кому осталось жить не более мгновенья, уж больше нечего терять.
Читать далееЧитателю представлен краткий рассказ, приправленный антуражем морской стихии. Сюжет на первый взгляд очень прост, а с первого раза если не вдумываться в строки, то будет совсем не понятно, что вы сейчас прочитали. Но я привыкла искать глубокий смысл в любых произведениях. И так, мы задаём вопрос: «Что хотел сказать и показать нам автор?»
Без спойлеров и постараюсь быстро объяснить то как я поняла это произведение.
Первый вариант. Здесь проведена жёсткая параллель с популярной во времена автора историей о Летучем голландце. Так же нам показан всё страшное величие морской стихии и мысли человека, который всё время находится на грани смерти из-за неё. Мы видим, как угасает человек, оставшийся отрезанным от мира и общения. Все события преследует устрашающий антураж. Рассказ пропитан темой окончания жизни.
Но есть и другой вариант. Не надо заморачиваться, здесь просто виноваты несколько ящиков опиума. А какую версию выберет каждый из читателей это не моё дело.
По мне первая версия занятнее.
Рассказ глубокий, но на любителя. Для первого знакомства с автором не очень подходит. Проверено на своём опыте.
Всем добра!
Читайте только хорошие книги!81,2K