Книги с самой неожиданной развязкой
Rosio
- 172 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
"От судьбы не уйдешь" - так и хочется сказать после прочтения этого удивительного романа...
Выбирая один из вариантов, как поступить в той или иной ситуации, мы навсегда отбрасываем другие, другие возможности, другие случайности, другие последствия (если кто читал про пространство вариантов у Зеланда, так вот это про то самое, неиспользованные вероятности потом приходят к нам все же, только в виде снов, будто показывая, от чего мы отказались...) Меняем свою судьбу и судьбу сопряженных с нами людей, оказавшихся в одном времени и пространстве с нами в этой точке Земли.
Своими поступками мы вершим судьбу всего человечества. В краткосрочной перспективе это, может быть, не так явно заметно, но если растянуть перспективу на много-много лет вперед, будет видно, как один случайный взгляд или ласковое слово поменяли что-то в другом человеке, он поверил в себя, начал работать усерднее и создал что-то на благо человечеству (вакцину от рака, например). Звучит фантастично, но ведь действительность состоит из вот таких мелочей (или из того, что мы называем мелочами), поменяешь детальку и будущее изменится (как в произведении у Брэдбери) - к лучшему ли...
Судьбы простых ребят: Димы, Шута, Лидки, Инги, Евы, Юрика, Олега, Вики - эти сюжетные линии рассказываются автором чуть ли не параллельно, но в один миг все линии все-таки сойдутся в одной точке. В одной очень страшной точке....И этот постоянный голос за кадром. Голос стороннего наблюдателя. Который видит и знает, что будет наперед...(знаете, как в фильмах ужасов: когда камера съезжает на другой план, главный герой еще не догадывается, что он не один, что за ним следят, но зрителям-то уже все ясно...) Я постоянно во время чтения думала, кто же это - голос за кадром и какая роль ему уготована в этом действии. И не угадала...
Если не обращать внимания на этот загадочный голос - голос человека, которому все известно на много лет вперед - роман вообще большую часть не выглядит фантастическим (о том, что он фантастический - собственно, о разгадке этого таинственного стороннего наблюдателя - читатель узнает лишь в конце произведения. А до этого момента в романе описывается обычная жизнь обычных ребят - им нет еще и тридцати (у них, конечно, есть родители, тети, бабушки, старшие товарищи, но все же главная роль отдана здесь именно этим юным, только вступающим в жизнь, людям) - они молоды, полны надежд на будущее (которого, возможно, и не случится...), полны сомнений, решительности все изменить, найти свое место в мире и, конечно, найти, вернее, встретить свою любовь.
Вот только любовь, к сожалению, и открывает дорогу к тем трагическим последствиям - случайностям, которые полностью перевернут жизнь главных героев. И далеко не в лучшую сторону. Любовь, которая приведет лишь к злу (и смерти)… Да, любовь в нашем мире бывает и жестока ("жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?...")...
Книга грустная, философская, красивая, с интересными героями, мне кажется, жизненная. И даже трудно так сразу сказать, о чем она. О дружбе и любви? О любви настоящей и любви вымышленной (своих фантазиях и иллюзиях, пребывать в которых весьма опасно) О предначертанности всего на свете? О целесообразности всего (во всем есть смысл, даже в смерти, как бы грубо это ни звучало со стороны)? Все не случайно в этом мире, все мы взаимосвязаны друг с другом, и даже не через пресловутую цепочку из шести рукопожатий, а гораздо на более тонком уровне, скорее метафизическом? О фатализме и фатальности (Как у Лермонтова)...
Глупо пытаться перехитрить судьбу (или обижаться на нее), все уже давно решено за нас, во всем есть смысл, - словно пытается донести до нас автор. А так ли это на самом деле - каждый решит для себя сам...Финал у книги потрясающий: все загадки автор раскроет, но от этого вопросов станет еще больше...5/5

Вот как он так умеет? Душу наизнанку. Нервы вдребезги. Прочитала. И вдруг поняла, что надо перечитать. Снова. Немедленно. Вот так сразу. Это впервые со мной. Не потому что ничего не поняла, а потому что снова хотелось увидеть Диму. Взглянуть на него по-другому.
Не вышло. Не прочитать, увидеть по-другому не получилось. Наверное, сколько не читай, он будет всё таким же: весёлым, улыбчивым, заботливым, влюблённым, мечтательным, юным.
Переплетение судеб, случайные встречи на улице, в поезде, - в этом нет ничего необычного. И вдруг ты понимаешь, что герои связаны между собой невидимыми ниточками. И это не случайность, так было предопределено.
А Дима, тот самый персонаж, от которого тянутся эти ниточки. А самое поразительное то, что он не знает, что именно он их дёргает. И никогда не узнает, вот печаль.
Вот так один маленький человек может изменить мир, и даже не подозревать об этом, и человечество никогда не узнает имя своего героя. Потому что это было, как дуновение ветерка, как взмах крыла бабочки. Один спонтанный поступок, изменивший многое.
О Диме никто почти не вспомнит. Но где-то в далёком будущем учёный вдруг возвратится в тот самый, в 1975 год, в день, когда всё началось. Или закончилось?... И ему так захочется остановить этот день, как плёнку в кинофильме.
Чем-то заденет его этот, в общем-то обычный паренёк. Захочется помочь, оградить. Но, как ни крути, какие версии не применяй, судьбу изменить нельзя. Возможно, Дима и маленький, но очень важный винтик для мироздания. Печально, обидно, но, увы, так устроена Вселенная. Кто-то прожигает свою жизнь, имя его на устах всего человечества, но ничего важного он не сделает, просто участь его такова. А кто-то умрёт безызвестным, но вдруг, оказывается, именно с его подачи был спасён мир.
Поражена логической цепочкой, выстроенной Рыбаковым. Очень искусно, плавно, без излишней суеты. Как-будто всё идёт по плану. Хотя на самом деле так оно и есть. Оказывается, что бы мы не сделали, какой бы поступок не совершили, итог одинаков. В конце концов всё сводится к цели, с которой ты пришёл в этот мир.
Правда или ложь - каждый сам даст имя картине своей жизни.
А любовная линия вообще изящна. Небесная и земная. Романтика с обычной повседневностью. Мы ищем любовь всюду, мы заглядываем в глаза окружающих и мечтаем найти свою половинку.
Мы ищем, а когда находим, бросаем её в тёмный угол души, где она пылится годами. Потому что быт захлёстывает с небывалой силой, потому что работа и добывание денег теперь важнее любви: "И потому, без сил вернувшись в дом на закате, не говоришь: «Как я соскучился по тебе за день, любимая…», а говоришь только: «Жена, жрать!»; говоришь: «Дома – хлев, почему до сих пор не выстирана скатерть?»; а сыну, вместо того чтобы по складам почитать с ним сказку, водя неразгибающимся пальцем по большим детским буквам, говоришь: «Отстань, ублюдок! Не видишь – отец устал?!»"
Как больно, как неизбежно. Боже, избавь меня от этого.

Катарсис.
Приглядись... видишь, там три старушки с прялками? Они про твою душу. Плетут свои нити, ткут ковер из людских судеб, замысловато переплетая красную нить с желтым утком, а твоя серая ниточка, незаметная, то тут, то там выплывает страшным таким рисунком, местами с узелками, местами утончаясь, и где-то она непременно оборвется, но будет влиять на общий узор и дальше. Или это не старушки, это ты сам делаешь выбор каждый день, каждую минуту, и направляешь их иглы то влево, то вправо, сплетаясь с другими нитями, а то и вырываясь из общего хора на секунду, вглядываясь в поверхность всего ковра, ты - рябь мироздания.
Лирическое отступление. Трудно удержаться от душевного порно, размышляя об этой книге, потому что меня порвало на мелкие клочки, и я не представляю как удержаться от эмоций, да и не хочу, и я уже устала извиняться за это и стесняться того, что такие книги принимаю близко к сердцу. Не знаю, зачем тогда вообще читать книги, если не примерять на себя, не узнавать какие-то свои мелкие черточки в персонажах, не пытаться понимать причины действий персонажей других, пусть даже "плохих". Это не нон-фикшн, который читают ради познания, это, черт его дери, художка, которая и призвана вызывать эмоции. Смысл ее читать, если книги не вызывают в тебе ничего? Дрова лучше поколоть, хоть время не впустую пройдет.
Это книга о том, как люди влияют друг на друга, как все мы связаны друг с другом, как наши поступки расходятся в мир, подобно кругам по воде, колебля мысли и вызывая у других людей эмоции, чувства, действия, любовь. А если не вызывают, если ты прошел по своей судьбе и никого не задел, на хрена ты жил вообще? Вот мальчик Дима, обычный парнишка-художник, учится в вузе, он что-то ищет, девушку ли, любовь ли, друзей ли, он путается поначалу, оно? не оно? он поддается на показуху Евы, летит на обманчивый свет Вики, не слушает тетю Сашу, которая глаголет о пользе щей в отношениях, но понимает в один миг, что все не то, это все фальшивка... Когда все невыплеснутое желание, что мучает его, на самом деле туфта и без настоящего ничего не стоит. И талант, который пробивается в нем на поверхность, пока еще спрятан, и иногда он рисует мертвые глаза, пустышки, но все равно у него есть та самая картина, как ее ни назови, "Пляж" или "Ложь" или "Правда", картина обманка, открывающая себя лишь в нужном освещении. Он идет по жизни, бежит, стараясь ухватить ее суть, он центр всего этого вытканного коврика, в который вплетены еще многие люди, Юрик с такой незадачливой мамой и ядовитой бабкой, манипуляторша Ева, один из самых сложных персонажей - циник Шут, неизменно любящая Лидка, несчастная Вика, у которой, я уверена, все в жизни будет плохо, полковник Пахарев, и многие многие другие.
Для меня это книга еще и о первой любви, и чего скрывать, это то, что сильнее всего в книге зацепило. О том самом, настоящем, когда от одной встречи за спиной вырастают крылья, куда-то пропадает серый мерзкий вечный дождь, и говорить с ней не переговорить, хоть о теореме Коши, хоть о звездах, хоть о теории красок, и не замечаешь стертых пяток, и куда-то пропадают все комплексы и страхи, и невозможно представить, как расстаться хоть на минуту. Потом, потом, все трудности будут потом, а сейчас только ты и она или ты и он, в такие моменты нестерпимо хочется законсервировать время, остановить его, вот как историку XXI века, смотреть и смотреть в один тот самый момент, или в другой тот самый момент, но такой же по силе воздействия. И совсем не хочется думать о дальнейшей судьбе, кому-то отпущена минута, кому-то час, кому-то вся жизнь. Несправедливо, да? Но вот так оно и есть.
Ну вот, я наверное, отпугнула потенциальных читателей мужского пола этой своей первой любовью, но там действительно много чего еще, да и любовь в основном с мужской стороны показана. Так вот, специально для мужчин: а еще это оказалась темпоральная фантастика про эффект бабочки. А Дима спас весь мир. Ну это так, к слову. Я, пожалуй, вообще эту книгу буду использовать как фильтр - подсовывать и смотреть на реакцию. Если проняло, значит, шанс есть.
Что еще? Отношение к собственному гению - есть, зависть к чужому гению - есть, созависимые отношения - есть, глупые, но честные поступки - есть, внезапные смерти - есть. Удивительно, как в таком коротком произведении уместилось столько тем, обычно такое не под силу авторам, но в Веревочке все удивительно. И количество поднятых тем, и абсолютно мастерское владение сюжетом, и слова как-то интересно Рыбаков подбирает, вроде все просто, но так рвет душу. А про Ингу ни слова, тссс.
Катарсис. И в любимое однозначно. И перечитать не раз и не два, когда все в душе остынет. И советовать всем, вот реально всем.

Он туго соображал во время разговора и, как правило, только слушал и улыбался, счастливый тем, что Вика говорит с ним запросто, как с равным. Едва он открывал рот, как начинал бояться, что ей либо станет скучно, либо она на что-нибудь обидится.
Он только не знал, что отношениям, которые можно испортить одним, пусть даже бестактным словом, грош цена. Он думал, так и полагается.

Он обвел взглядом бесконечные ряды пропыленных, звукоизолирующих книг. Сколько я из этого читал? Ничего, вот на пенсию выйду… А зачем тогда, в гроб-то глядя? А, собственно, зачем сейчас? Чему они меня научат? Поздно теперь! А когда было не поздно?

– Шут, – спросил Дима, – а почему ты цитируешь всегда? Шут усмехнулся грустно. – Для конспирации, – сказал он, поразмыслив. – Так больше возможностей говорить от души. Авторитет. Дескать, с меня взятки гладки – это не я вас матом крою, а Шекспир, Ростан, Стругацкие, Бо Цзюйи…
















Другие издания
