Классика
OlyaKlyueva
- 865 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Всегда поражалась тому, как точно и емко некоторые писатели в минимальном количестве страниц умеют сказать самое главное - емко, четко и хлестко, не рассусоливая. А этот рассказ Моэма особенно взволновал проблематикой.
В центре событий двое сильных мужчин, размещенных на разных социальных ступеньках - Уобертон и его новоиспеченный помощник Купер. Каждый из них готов бесконечно отстаивать самое себя и высмеивать оппонента всеми доступными способами. На этом любопытном противостоянии, собственно, и строится весь рассказ, окруженный какими-то чужеродными декорациями, где белых даже называют странно - туаны. Что Уобертон, что Купер не являются идеалами, и это в них скорее привлекает, потому как не дает читателю окончательно оправдать одного из них. Здесь поднята и проблема расизма, в отношении господ к малайцам-слугам, и проблема общественного мнения, и ироничность - через призму характеров "чистокровного" британского сноба Уобертона и невежду Купера. Уж кто-кто, а эти люди раскроются во всей красе натуры. Но сможете ли вы выбрать между нарочитой любезностью и откровенным хамством, если ни то, ни другое не кажется до конца настоящим?
Лично мне больше импонирует британский снобизм Уобертона, где-то слишком вежливый, но все-таки вежливый, чем не просто хамский, а уничтожающий тон Купера. Хотя, чем дальше в сюжет, тем меньше вообще хотелось принимать чью-то сторону. Такая это книга. История сильных характеров, которая оставляет ощущения захолустья и недосказанности: полутона, полуконфликт, но с настоящим исходом и собственной резкой справедливости. Я бы с большим удовольствием прочла полноценный роман, хотя, как альтернативу, вполне можно взять "Тогда и теперь" того же Моэма. Совсем непривычного по своей сути, совсем другого, раскрывающего других мужчин в сфере других конфликтов...

Моэм в рассказах немножечко другой. Его рассказы чем-то на художественные этюды похожи: случайный мазок обрисовывает контуры, не прорисовывая картину целиком.
"На окраине империи" повествует о событиях, происходящих где-то далеко-далеко, в местах, куда еще не добралась цивилизация, а девяносто девять процентов населения - туземцы. Автор поверхностно касается взаимоотношений разных рас, обрисовывает вражду двух "белых". Нет времени любоваться местными красотами, укладом жизни малайцев, все внимание автора и читателя уделено характерам героев.
Никто и не заметит того, что произошло в тех далеких краях, где резидент пришел в бешенство от помощника, нарушившего привычный уклад жизни не столько туземцев, сколько самого главного, да и до приезда помощника, единственного "белого" в тех местах. Их жизнь приобретает такой поворот-оборот, что осудить помощника или резидента сложно, они сами виноваты в том, к чему свелось их совместное проживание.
История заканчивается и остается странное послевкусие: вроде точки над i расставлены, но чего-то не хватает. Как будто автор и рад бы продолжить, но почему-то пришлось оставить своих героев.
Если в более масштабных моэмовских творениях, я не всегда ожидаю каких-то определенных действий от его героев, то в жанре рассказа, как только Моэм выводит на страницах основных героев, становится понятно, чем вся заварушка закончится. Но прелесть его малой формы от этого не теряется, все-таки любопытно взглянуть, как он подведет своих героев к этой очевидной финишной точке.

Полудикие малайцы и их такие разные туаны — белые господа.
Один — откровенный хам, считающий туземцев за скот или мусор. Другой — утонченный аристократ, по-снобистски вежливый и любезный даже с самым последним человеком в этой стране.
Но на самом деле ни один из них к малайцам, как к людям, не относится. И добрейший господин даже пальцем не пошевелит, чтобы спасти от смерти туземца, убившего его антагониста по его же замаскированной наводке.