
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 августа 2021 г.Зеркало русского народа
Читать далееМаксима Горького не назовешь певцом русской деревни, да и в целом в его творчестве явно читается критический взгляд на общество, на русский характер и привычки. В отличие от многих других русских писателей, Горький не идеализирует народ, не склонен щадить и оправдывать его, наоборот, обличает его жестокость, дремучесть, ограниченность и косность, отсутствие тяги к преобразованиям. В данной статье автор рассказывает о своих взглядах на русских людей и далеко не всем понравится такое негативное освещение. Можно обвинить писателя в предвзятости, в том, что он, не замечая хорошего в крестьянстве, слишком возвеличивает рабочих, наделяя их особыми добродетелями. Но ведь большинство рабочих того времени - это бывшие крестьяне, выросшие и воспитанные именно в деревне, поэтому было бы странно, если бы у них не было тех же недостатков, что и у крестьянства.
Но в любом случае - это интересное мнение, которое стоит учитывать тем, кто интересуется прошлым нашей страны и причинами революции и Гражданской войны.
Ниже приведу особо понравившиеся мне цитаты:
В сущности своей всякий народ — стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы
К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ. «У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже как будто не хочет знать его».
Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа.71840
Аноним27 мая 2013 г.Жестокость – вот что всю жизнь изумляло и мучило меня. В чем, где корни человеческой жестокости? Я много думал над этим и – ничего не понял, не понимаю.Читать далееПрочитала эту статью два дня назад по совету Дмитрия Быкова в его "Советской литературе" и до сих пор не могу прийти в себя.
Эта статья не печаталась в России вообще, а текст, который можно найти сейчас в инете публикуется по Берлинскому изданию 1922 года.
Горького спросили, что он думает, и он честно ответил:
Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России?
Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но – я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание.Горький говорит о том, что он думает о России и революции, и читать это страшно и интересно одновременно. Я не знала, что он высказывался так прямо, жестко и бескомпромиссно:
Почти весь запас интеллектуальной энергии, накопленной Россией в XIX веке, израсходован революцией, растворился в крестьянской массе. Интеллигент, производитель духовного хлеба, рабочий, творец механизма городской культуры, постепенно и с быстротой, все возрастающей, поглощается крестьянством, и оно жадно впитывает все полезное ему, что создано за эти четыре года бешеной работы.
Теперь можно с уверенностью сказать, что, ценою гибели интеллигенции и рабочего класса, русское крестьянство ожило.Может быть кто-то и скажет - а что тебя удивляет? Даже не знаю. Но статью советовала бы прочитать, это интересно.
32593
Аноним20 сентября 2020 г.Читать далееВот так вот … век живи- век учись. Пока не прочитал, никогда бы не подумал, что Горький может быть настолько бескомпромиссным ;
Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества.
………………………..
«Множество суеверий и никаких идей».
………………………..
«Вы считаете себя самым праведным народом в Мире, а вы — развратны, злобны, мало любите ближнего и не расположены делать добро».
………………………..
Я думаю, что русскому народу исключительно — так же исключительно, как англичанину чувство юмора — свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.
…………………………..
Я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народу у нас много, хозяйство у нас плохое; ну, сожгут деревню, — чего она стоит!В общем неожиданный очень для меня Горький, но явно искренний.
Недаром статья в России не публиковалась и максимально не упонималась. А зря.
Понятно , что в стране давно выведен вид морозоустойчивых страусов, живущих не вытаскивая голову из болотной жижи и не желающих (да уже и не умеющих) слышать ничего, что обращено к голове, а не к заднице.
Но , думаю, если бы такое читали побольше людей, может и сегодняшнего селевого потока из говна и грязи и радостной взахлёб ненависти ко всем окружающим странам , было бы поменьше.
Такие статьи отрезвляют сильно.8499
Аноним9 апреля 2022 г.Связь прошлого и настоящего
Читать далееСегодня мы видим и читаем о зверствах российской армии в Украине. Многие не верят и считают это фейком. Максим Горький , был бы жив, даже не сомневался - россиянам присуща жестокость в извращенных формах. Россияне , а особенно тувинцы, буряты и т.д., до сих пор живут в нищете. Ниже цитаты из труда Максима Горького.
" Можно допустить, что на развитие затейливой жестокости влияло чтение житий святых великомучеников, — любимое чтение грамотеев в глухих деревнях. В Сибири крестьяне, выкопав ямы, опускали туда — вниз головой — пленных красноармейцев, оставляя ноги их — до колен — на поверхности земли; потом они постепенно засыпали яму землею, следя по судорогам ног, кто из мучимых окажется выносливее, живучее, кто задохнется позднее других.
Забайкальские казаки учили рубке молодежь свою на пленных.
В Тамбовской губернии коммунистов пригвождали железнодорожными костылями в левую руку и в левую ногу к деревьям на высоте метра над землею и наблюдали, как эти — нарочито неправильно распятые люди — мучаются.
Вскрыв пленному живот, вынимали тонкую кишку и, прибив ее гвоздем к дереву или столбу телеграфа, гоняли человека ударами вокруг дерева, глядя, как из раны выматывается кишка. Раздев пленного офицера донага, сдирали с плеч его куски кожи, в форме погон, а на место звездочек вбивали гвозди; сдирали кожу по линиям портупей и лампасов — эта операция называлась «одеть по форме». Она, несомненно, требовала немало времени и большого искусства."
"Говоря о жестокости, трудно забыть о характере еврейских погромов в России. Тот факт, что погромы евреев разрешались имевшими власть злыми идиотами, — никого и ничего не оправдывает. Разрешая бить и грабить евреев, идиоты не внушали сотням погромщиков: отрезайте еврейкам груди, бейте их детей, вбивайте гвозди в черепа евреев, — все эти кровавые мерзости надо рассматривать как «проявление личной инициативы масс».
И о пропоганде: "А говорят, что теперь можно отравить ветер ядом и — конец всему живущему, и человеку, и скоту. Теперь — все озлобились, жалости ни в ком нет...
Решили провести электрический свет по деревням, говорят: пожаров меньше будет. Солдаты сказывали, что на войне и электрическим светом целые полки убивали."0178