
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 июня 2022 г.Невидимый ужас
Я не первый раз читаю это произведение. Быть может это уже четвёртый или пятый, я сбилась со счета. Но именно после этого раза я решилась написать наконец-то отзыв. Меня настолько пробрало этой историей за ночным чтением, что я даже почувствовала удушье. Как и ранее, для меня это самое жуткое произведение у любимого Говарда Лавкрафта. Написанное в соавторстве с юным поклоником Кеннетом Стерлингом, данное творение не успело увидеть свет при жизни автора. История создания шедевра такова, что юный Стерлинг прислал Лавкрафту черновик. Этот скромный набросок на шесть-восемь тысяч слов настолько воодушевил писателя, что было создано это замечательное творение. Оно получилось пугающим, жестоким и болезненным. Особенно сильное впечатление оно способно произвести на людей, которые страдают клаустрофобией, то есть боятся замкнутых пространств.Меня, как и любого искушённого фаната ужасов, со временем перестают пугать всякие «обыкновенные» монстры и чудища с когтями и волдырями на коже. В погоне за острыми ощущениями подобные мне начинают поглощать такие кино-истории, как «Погребенный заживо», «Санктум», «Выжить», «Дом, который построил Джек» и подобные им (Если захотите с ними ознакомиться, то обязательно обратите внимание на рейтинг и жанр!) Особенностями произведения Лавкрафта как раз таки являются необычность образов ужаса - их эфемерность и будто бы фантасмагоричность.В произведении «В стенах Эрикса» автор пошёл ещё дальше. Он загоняет читателя в мышеловку, заставляет медленно сходить с ума под гнетом происходящих событий. Здесь есть все виды человеческого первобытного ужаса - полное отсутствие возможности восполнения базовых потребностей и ограниченность в передвижении. Главный герой рассказа медленно погружается в пучину отчаяния и ужаса, подвергая своё тело самым настоящим истязаниям. Его цель одна - продержаться и выжить, быть может дождаться помощи, если самому выбраться не удастся! Самое пугающее во всем происходящем, что перед глазами несчастной жертвы все время маячит его «возможная судьба». Ученый, попавший в ловушку, вынужден избрать ориентиром в этой хитроумной необычной западне мёртвое тело другого несчастного служителя науки. Каждый раз видя то, что стало с предыдущим любопытным бедолагой, наш герой все меньше верит в свой успех и постепенно теряет контроль над собственными мыслями, чувствами и эмоциями. Читатель становится невольным свидетелем того, как критическая ситуация превращает профессионала в испуганное и искалеченное создание, лишенное из-за коварной враждебной обстановки самого обыденного - воздуха, воды и минимального запаса еды. Следить за процессом разрушения сильной личности невыносимо трудно. Этот рассказ позволяет задуматься о том, что мы не ценим иногда самых обычных вещей. А ведь все познается в сравнении. До последних строк сохраняется напряжение, которое не спадает даже после завершения чтения. Избавиться от ощущения ужаса не удаётся очень долго.Браво, господин Лавкрафт! К прочтению снова рекомендую!Читать далее49880
Аноним4 ноября 2025 г.Читать далееВ коллекции моей любимой фантастики о необычных планетах и освоении Солнечной системы этот рассказ однозначно входит в число самых странных и неожиданных. Причём, не только из-за происходящих в нём событий, но главным образом благодаря своему автору. Мы привыкли, что Г. Ф. Лавкрафт писал специфические ужастики о неописуемом зле и кровожадных космических богах, являющихся на Землю, но, оказывается, у него были и более привычных в рамках жанра произведения. Но оттого не менее интересные. И даже немного страшные.
Автор: Говард Филлипс Лавкрафт, Кеннет Стерлинг (США)
Название: В стенах Эрикса
Год написания: 1939
Время событий: примерно 22-24 век
Локация: ВенераСобытия разворачиваются в ближайшем будущем, когда человечество только-только приступило к изучению Солнечной системы. Особой конкретики о масштабах процесса не даётся, но это и неважно, потому что в центре сюжета здесь – моя обожаемая Венера в лучших традициях старой фантастики. Первобытные болотистые джунгли, причудливая флора и фауна, парадоксальная эволюция и разнообразные симбиозы. К сожалению, вся эта красота оказалась опасной для землян, а атмосфера – токсичной, на том бы и окончилась история покорения иных миров, однако на Венере обнаружились невероятно мощные энергетические кристаллы, и о неудобствах забыли. Из-за того, что местные полуразумные аборигены-рептилоиды всячески препятствовали добыче ценного ресурса, от разработки крупных месторождений пришлось отказаться, удовольствовавшись поисками отдельных экземпляров с помощью специального детектора.
В один из таких поисковых рейдов и отправился главный герой, Кентон Стэнфилд. За время его путешествия мы постепенно узнаем предысторию освоения планеты и технические нюансы работы в этих неблагоприятных условиях, полюбуемся на диковинные пейзажи и странных обитателей. Детально, необычно и очень красочно, так что одного этого мне бы хватило для счастья. Но, когда Стэнфилд подобрался, наконец, к вожделенному кристаллу, начинается кошмар.
Ещё при первом прочтении меня поразила сама концепция рассказа. Это же надо было такое придумать – нечто столько привычное, но вместе с тем невероятное и ни на что не похожее. Смертельная ловушка, выбраться из которой проще простого и абсолютно невозможно. Необъяснимая тайна, как же такое вообще появилось, кто его соорудил? Герой пишет дневник, чтобы хоть кто-то узнал, что с ним случилось, и мы станем свидетелями его паники, отчаяния и медленной терминальной деградации на фоне кислородного голодания. Грандиозный эффект, а в сочетании с эпилогом они довольно красноречиво доносят до читателя, что человечество почему-то ничему не учится.
Если вы любите Лавкрафта и не знали об этом рассказе, то обязательно прочитайте, он того стоит. Особенно примечательно то, что он был написан совместно с другом автора, врачом Кеннетом Стерлингом.
28134
Аноним14 марта 2015 г.Читать далееТут наглые спойлеры.
Внезапно планетарная фантастика от Говарда Филлипсовича, причем узнаваем он только в угнетении головушки идеей «боже-я-отсюда-никогда-не-выберусь» и в сопутствующем переходе мыслей от панических к спокойным и местами бредовым, т.е. частичной деградации под влиянием внешних условий. Нехватка воды и кислорода, нервное истощение, блуждание часами вдоль невидимых стен и проникающая безысходность. Пожалуй, самое по-человечески доступное и близкое, что я читала у ГФЛ. Особенно удивило пожелание мира во всем мире на пороге смерти – столь жалкая попытка замолить грешки. Никакой явной мистики в виде сеттинга (вместо кладбищ и страшных домов – Венера с тривиальными опасностями в виде венерианцев), никаких загадочных явлений (только вполне себе материальный, пускай и невидимый лабиринт), и никаких откровений во снах. И ведь получилось так же захватывающе, даже без выскакивающих из табакерки чертиков.
Лабиринт как идея, конечно, рулит. Он остается неразгадываемым и непредсказуемым. В лабиринте можно спрятать чудищ или превратить коридоры в бесконечные восьмерки, а то и вовсе свести с ума, разместив саму концепцию в чертогах разума. Но дядя Говард говорит: иногда лабиринт – это просто лабиринт, а люди жадные да глупые – так им и надо.27495
Аноним18 мая 2018 г.А выход был так близко
Читать далееПри том, что у Лавкрафта тема космоса и иных цивилизаций, казалось бы, поднималась не раз и не два, этот рассказ приятно удивляет своей новизной и свежестью, хоть стиль автора и его любимые приемчики до сих пор легко заметить.
Трогательные наивные представления о Венере как о Земле версии 2.0 не только со своими флорой и фауной, но и господствующей расой, конечно, умиляют.
Автор верен себе в описаниях внеземных технологий и архитектуры, извилистые коридоры и грандиозные строения в его творчестве встречаются с первых детских литературных попыток. Но в этом рассказе, на мой взгляд, "архитектурный мотив" Лавкрафта выходит на свой пик - невидимый человеческому глазу лабиринт.
Также в духе автора изображение человечества как жадного наглого разрушителя, подобные настроения в его произведениях (особенно поздних) встречаются нередко.
Развязка тоже весьма в духе писателя: а выход был так близко, но не хватило совсем немного сил и времени. Что действительно, в отличие от несуразных нагромождений эпитетов и метафор, заставляет прочувствовать момент и проникнуться отчаянием героя, подумать: "Ну еще бы немного продержался! И ведь можно было спастись!" Герою сопереживаешь.
Стиль повествования тоже облегчен в сравнении с предыдущими работами, что лично меня, любительницу лаконичности, не может не радовать.
И вместе со всем этим - узнаваемым стилем и сюжетными поворотами - рассказ свежий, новый, постепенно наращивающий напряжение, но при этом не затянутый и не перегруженный деталями или речевыми излишествами. Такого роста и ждешь от талантливого автора.
Однозначно высокая оценка. Прочесть - и не забыть.
241,5K
Аноним12 июня 2025 г.Это вам не Пандора.
На 5 не тянет, но немного хотелось поставить именно эту оценку. Вот в коллекцию оставлю, так как рассказ понравился. Прямо эталонный путь к помешательству, или обретению безысходности будущего для себя, среди персонажей автора. Каюсь, словил себя на том, что немного, как те ящеры, было интересно понаблюдать что и как будет с мужиком. Хороший рассказ, написанный хорошим "языком".
445
Аноним4 марта 2021 г.Читать далееЭтот рассказ уже стоит прочитать как минимум для того что бы увидеть Венеру в представлении людей до космической эры. Буйный мир, со своими жителями и культурой. Главный герой идет на поиски сокровищ, которыми на Венере являются энергетические кристаллы. Влекомый жаждой наживи, он попадает в древнее сооружения, с которого выхода нет. Но герой не сдаётся. Было несколько моментов когда мне казалось что он вот-вот выберется, но каждый раз судьба подбрасывала новый удар. В результате выбившись из сил, и потеряв надежду человек ломается, осознаёт свое бессилия и умирает, когда помощь была уже так близко.
3217