
Ваша оценкаРецензии
Аноним19 мая 2025 г.Зефир со временем превратиться во что-то безвкусное и сморщенное
Читать далееЭлиза Ожешко в своем творчестве раскрывала место женщины в социуме, особенности и сложности жизни женщины, когда что-то идеальное в социальных отношений нарушено. В данном случае у нас четыре примера женщин, воспитанных в а) гордыни и гордости своим бывшим уже социальным статусом "помещики", б) этим же ограниченные в возможностях принятия самостоятельных решений, в) не имеющие желания или возможности к изменению своей траектории жизни.
Повесть небольшая, но неплохо иллюстрирует эти роли и таких женщин. В данном случае - две вдовы с незамужними девицами уже старогодками для создания семьи, но еще вполне себе имеющие шанс на замужество. Кстати, есть и еще один интересный момент, момент доверия хорошему парню с правильным воспитанием. Вот где "собака покопалась" в нравственных искажениях! Как иначе мы смотрим сейчас на институт семьи, на брак, на "подходящую партию" и упущенные возможности. А вот смотрим ли мы иначе на подобное доверие? Тут на мой взгляд прямо большой вопрос - многое ли изменилось? Я не помню, по какой причине я внесла это произведение в виш, но оно у меня тут находилось уже более пяти лет, и вот, добрались мои читательские ручки до него. Повесть оставляет грустное, а к финалу депрессивно-гнетущее чувство, думаю, что автор того и добивалась, но героев (главных) не жаль, они шли исходя из своих представлений о хорошей и правильной жизни. Однако стать на их место совершенно не хотелось бы.35106
Аноним10 марта 2014 г.Читать далееЭто что-то потрясающе, в такой небольшой работе вместить драму полноценного спектакля и истории нескольких поколений. Элиза Ожешко за время прочтения "Сильфиды" заставила меня прочувствовать всю гамму эмоций. Да что там заставила, я сама с готовностью и ненавидела закорузлые стереотипы и нежелание понять, что все изменилось, что нынче другие времена и пора снять пелену с глаз, если хочешь выжить. Я жалела и переживала, возмущалась и замирала, когда призраки чужого прошлого начинали вальсировать вокруг меня, а я, словно наша главная хрупкая героиня, стою о окна и подглядываю историю женщины, которая сумела не только свою жизнь в слепом ореоле наваждений загнать в тупик, так еще и жестоко разрушить судьбу дочери. Более суровая и объективная часть меня понимает и видит, что все эти ошибки - дочь, деньги, прошлое, наряды, связи, муж - все это из-за того самого футляра, в котором живет Эмма, она просто не умеет жить по-другому. Но это лишь оправдание снисхождением с усмешкой на устах, не более. Хрупкие создания, оказывается, отлично умеют ломать жизни.
Как итог - сильное произведение, безумно печальное, откровенное, о нравах, слепоте и том, как легко можно не видеть, не хотеть видеть и не суметь даже попробовать что-то изменить, чтобы выжить. Потому что куда проще спрятаться в своем сне и не просыпаться, и пусть весь мир там горит в огне. "Сильфида" - напоминание о том, что жить снами о прошлом более чем опасно. Суровое и важное напоминание в контексте одной истории нескольких жизней.
28394
Аноним17 июня 2013 г.В конце концов страшен сон, да милостив бог!
Читать далееСовсем не милостив бог оказался к героиням Сильфиды
Как же много сумела уместить в себя эта маленькая повесть. Как же сильно кричит ее каждая строка о том, что нет предела человеческому страданию и... человеческой глупости.
Какие же сильные эмоции испытываешь, когда читаешь это произведение.
И тревожит только один вопрос: почему у действительно достойной книги так мало читателей?
Сильфидой она было когда-то, сейчас это постаревшая, но молодящаяся вдова чиновника, живущая на проценты от капитала, оставленного мужем.
Обедневшая почти до нищеты, "дочь помощника почтмейстера и внучка помещицы", Эмма Жиревичова тем не менее считает себя благороднейшей особой, достойной всяческих поклонений, преклонений и прочих глупостей.
Как жаль, что дочь Бригида выросла грубой и неприхотливой, не разделяет взглядов матери, не чурается грязной работы, да еще и замуж хочет пойти за мещанина.
Хорошо, что у Эммы есть племянник, утонченный и аристократичный Станислав. Уж с ним то есть о чем поговорить и повздыхать, заодно и последние деньги отдать, тоже невзначай.Эгоизм и недалекие амбиции матери, неумение дочери противится её капризам, - все это привело к очень печальным последствия.
Нищие бывшие господа - это очень жалко. Нищие бывшие господа с большими запросами и непомерной гордостью, - это страшно и глупо.
Книга очень хороша. Редко попадается такая проникновенная, не наигранная проза. Рекомендую без оглядки всем любителям классики и драмы.
24266
Аноним6 июля 2013 г.Читать далееЭта небольшая, но очень интересная повесть. В ней предстает перед нами классическая для Ожешко тема – это тема бедности вдовы после смерти мужа. Зачастую, овдовевшая пани неприспособленная к жизни, не умеющая распоряжаться деньгами. Так уже сложилось в польском обществе в 19 веке, что после смерти мужа-кормильца его овдовевшая жена остается ни с чем. Эта тема затронута и в «Марте», кстати, кто не читал, советую.
Для контраста Ожешко вплетает в сюжет две «обезглавленные» семьи (мать + дочь): семья Жиревичовых и семья Лопотницких. Вдовы Эмма Жиревичова и Лопотницкая, несмотря на свою бедность, непомерно горды и чванливые. Но их дочери совсем разные: выделяется, прежде всего, Бригида. Она так хотела сбросить оковы благочестия и высокородности, и выйти замуж за простого трудягу-каменщика. Она хотела работать руками, а не вздыхать возле рояля в ожидании принца на белом коне. Но спесивость и высокомерие ее матери, пани Эммы, помешали ей. И Бригида упустила свое счастье.
Какой же может быть финал повести? Читайте.14153