
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июля 2025 г."Спать хочется" или история, которая заставляет задуматься о ценности человеческой жизни и ответственности общества за своих самых слабых членов
Читать далее«Спать хочется» — рассказ, написанный русским писателем Антоном Павловичем Чеховым, в котором он, основываясь на эпизодах из своего детства, знанием медицины и психологии, раскрывает перед нами трагедию обездоленного детства, сломленного бесчеловечными условиями жизни и отсутствием сострадания со стороны взрослых.
Основная мысль книги состоит в том, чтобы показать большую трагедию обездоленного детства, сломленного бесчеловечными условиями жизни и отсутствием сострадания со стороны взрослых.
В произведении поднимаются следующие темы: Тема бедности и трагедия детей, лишенных детства; Непосильный труд и эксплуатация детей; Социальное неравенство и безразличие общества; Одиночество и отчаяние.
Произведение с первых страниц погружает читателя в мрачный, безысходный мир городской бедноты, где свет тускл, а надежда почти отсутствует.
Действие рассказа разворачивается в небольшой комнате, служащей и мастерской, и спальней, что подчеркивает тесноту и замкнутость существования главной героини.
Сюжет разворачивается вокруг девочки-подростка Варьки, работающей нянькой в семье сапожников, которая истощена постоянной бессонницей и непосильным трудом. Она борется со сном, ухаживая за младенцем хозяев, который постоянно плачет. В своем бреду Варька ищет способы уснуть, и в итоге находит единственный способ… обрести сон.
Характеристика героев
Варька. Тринадцатилетняя девочка, изможденная, полуголодная, лишенная детства. Она — жертва обстоятельств, находящаяся на грани физического и психического истощения. Её мысли путаны, сознание тонет в бреду, что демонстрирует крайнюю степень усталости.
Хозяйка(сапожница). Жесткая, безразличная женщина, полностью сосредоточенная на своей работе и совершенно не замечающая страданий Варьки. Её заботит только собственное удобство и выполнение работы.
Хозяин ( сапожник). Аналогично хозяйке, он равнодушен к состоянию Варьки, озабочен лишь собственными делами и сном.
Младенец. Символ постоянного, изнуряющего шума и помехи. Его плач — последняя капля, окончательно лишающая Варьку рассудка.Субъективная оценка
“Спать хочется” — как может вначале показаться по названию, не наивная беллетристика. А по сути, это многогранный рассказ, в котором тесно переплетается реализм происходящих событий с тонким психологизмом и философским размышлением о трагедии обездоленного детства и отсутствием сострадания со стороны взрослых.
После прочтения книга оставляет пустоту в душе и шокирует, просто не остается никаких слов, чтоб выразить свои эмоции. В рассказе не распознается привычный для нас Чехов — теократ и гуманист, он оборачивается в грозного моралиста, приводящего каждого из героев к тому, чего они действительно заслуживают, а уставшая Варька — простого человеческого сна. При этом, Чехов намеренно оставляет финал открытым, не рассказывая, что случилось потом…
Рассказ «Спать хочется» создает тяжелую атмосферу, в которой нет места свету и надежде. Читатель с первых строк ощущает безысходность положения Варьки.
Чехов использует мощный психологический прием: он позволяет читателю погрузиться в сознание Варьки, пережить её страдания, борьбу со сном и бредом. Это вызывает глубокую эмпатию и сочувствие к героине, а также шок от её финального поступка.
Автор в своем рассказе стремится показать причинно- следственную связь между поднимаемыми темами, и возникновения деструктивного психического состояния у подростка.
Тема бедности и тема трагедии детей, лишенных детства. Бедность— осевая тема произведения, которая всегда была актуальна для мира рабов и господ. События произведения разворачиваются в период крепостной России XIX века, когда от безысходности и бедности крестьяне отдавали своих детей прислуживать в богатые дома. Хуже всего приходилось девочкам, так как с них выполняли полноценную работу, порой не посильную даже взрослым, забывая о том, что это обыкновенные дети, которые становились разменной монетой – подай т о, принеси другое, и при этом не забудь уложить спать ребенка…. При таком темпе работы и от постоянного хронического недосыпания, психика детей не выдерживала такую нагрузку, поэтому развивались физические и психологические срывы, приводящие нарушению целостности здоровья.
Трагедия детей, лишенных детства является основной темой произведения, которое вызывает сочувствие со стороны читателя. Варька — маленький человек с сильнейшим эмоциональным стержнем внутри, помогающим выносить тяжесть воспоминаний об утраченном счастье и мысли о приобретенных обязательствах. Таких, как Варька, детей, не познавших детского счастья, было несметное количество: счастье – родители, которых у них отнимали эпидемии, бедность и повсеместное пьянство, оставляя их сиротами и брошенными на произвол судьбы.Тема социального неравенства и безразличия общества ярко выражена в рассказе А.П. Чехова через противопоставление двух миров: мир хозяев-сапожников, имеющих относительно устроенную жизнь, и мир детей – в лице Варьки, обездоленной девочки- прислуги. Это наглядно демонстрирует глубокое социальное расслоение общества. Положение Варьки как бесправной прислуги проистекает из её низкого социального статуса и бедности. Она вынуждена работать за еду и кров. Трагедия Варьки не является исключением, а скорее отражением типичного положения детей из низших слоев общества, которые вынуждены были рано начинать трудовую деятельность в тяжелейших условиях. Чехов показывает, что это не просто частный случай, а системная проблема, укоренившаяся в общественном устройстве. Чехов с помощью рассказа обличает равнодушие общества к страданиям низших слоев, особенно детей, и показывает, как социальное неравенство приводит к бесчеловечной эксплуатации и трагическим последствиям для тех, кто находится на дне социальной лестницы.
В рассказе Чехов акцентирует внимание на теме непосильного труда и эксплуатации детей, который раскрывается через образ главной героини, тринадцатилетней Варьки. Тема раскрывает бесчеловечные условия, в которых дети вынуждены работать, не имея возможности отдохнуть и развиваться. Это приводит к физическому и умственному истощению, потере человеческого достоинства и в конечном итоге к трагическим последствиям. А к чему может привести пытка «лишением сна» 13-летней девочки в течении двадцати четырех часов... И вот тут автор раскрывает себя как истинного врача и психолога в одном лице. Он показывает, что невозможность выспаться постепенно подводит главную героиню к галлюцинациям, помешательству и потере адекватного восприятия реальности. По сути, Чехов ставит неутешительный диагноз обществу, где царит произвол взрослых и нещадная эксплуатация беззащитных детей. Чехов через образ Варьки и её трагическую судьбу ярко и без прикрас показывает читателю ужасы непосильного детского труда и эксплуатации, которые ведут к полному разрушению личности и человеческой трагедии.
Тема одиночества и отчаяния является одной из центральных и пронизывает всё повествование, раскрываясь через судьбу главной героини Варьки. Она живёт в чужом доме, где нет никого, кто мог бы проявить к ней тепло, заботу или хотя бы немного сочувствия. У неё нет ни друзей, ни родственников (её родители умерли). Она полностью изолирована от общества. Особенно остро она ощущает своё одиночество по ночам, когда весь дом погружается в сон и только она остаётся наедине с плачущим младенцем и своими мыслями. В эти часы она предоставлена самой себе, и её измученное недосыпом сознание начинает блуждать между реальностью и фантазиями. Даже когда она видит в своих галлюцинациях умерших родителей, этот контакт — лишь плод её больного воображения, который не приносит ей облегчения. Эти видения лишь подчёркивают её глубокое желание быть не одной, но даже в них она сталкивается с нереальностью и невозможностью получить настоящую поддержку.Повествование ведется от третьего лица, с глубоким погружением в сознание Варьки, что позволяет читателю пережить ее страдания.
Сюжет рассказа потрясает своей жестокостью по отношению к няньке и малышу.
Психологизм рассказа раскрывается через глубокое погружение во внутренний мир главной героини Варьки, её искажённое восприятие реальности под воздействием крайнего истощения, а также через демонстрацию психологического безразличия других персонажей.
Автор как истинный знаток детской психологии делает акцент на исследовании внутреннего мира главной героини, Варьки. Он убедительно и достоверно показывает, как отсутствие сна приводит к физическому и психическому истощению. её тело не слушается, глаза слипаются. По мере нарастания усталости, сознание Варьки деформируется. Она начинает путать реальность со сном, видеть умерших родителей, старую бабушку, разговаривать с ними. Эти “сны наяву” являются классическим симптомом депривации сна и демонстрируют потерю контроля над сознанием. Её мысли становятся отрывистыми, несвязными. Под воздействием усталости и бреда внешний мир воспринимается Варькой избирательно. Она слышит только те звуки, которые раздражают (плач младенца), и видит только то, что мешает ей спать. Младенец из невинного существа превращается в её сознании в источник мучений, причину её страданий и единственную помеху сну. Крайняя степень отчаяния и деградации сознания приводит к тому, что Варька теряет базовые человеческие инстинкты и моральные ориентиры. Устранить раздражающий фактор в лице младенца становится единственным “логичным” способом прекратить свои мучения и обрести желанный покой. Кульминация отчаяния Варьки выражается в чудовищном поступке…Это не акт зла, а результат полного психического истощения и отчаяния, когда мозг, доведенный до предела, выбирает самое страшное “решение” проблемы, чтобы обрести желанный покой.
Таким образом, Чехов демонстрирует, что одиночество и абсолютное отчаяние, порожденные невыносимыми условиями жизни, приводят к трагическому слому личности, доводя человека до состояния, когда он теряет последние остатки здравого рассудка.В то же время автор анализирует внутренний мир людей, которые являются частью социума и для которых свойственны эмоциональная закрытость и равнодушие. Владельцы не видят в Варьке личность, а рассматривают её как инструмент для выполнения задач. Их мысли сосредоточены на собственных потребностях: спокойном сне и выполнении обязанностей. Они не проявляют сочувствия к Варьке и не замечают явных признаков её истощения. Более того, они критикуют её за медлительность или неаккуратность, не осознавая, что это результат её чрезмерной усталости. Это образ людей, которые настолько погружены в свои проблемы, что перестают замечать страдания окружающих. Их отношение к Варьке шаблонно: дать указание, отругать, заснуть. В их общении с ней нет ничего личного, эмоционального. Их безразличие граничит с эмоциональной глухотой.
Таким образом, рассказ “Спать хочется” — это глубокое психологическое исследование того, как крайняя нужда и депривация могут разрушить человеческую психику, довести ее до безумия и страшных поступков, а также того, как социальное безразличие может стать фоном для такой трагедии.
Мораль рассказа состоит в том, чтобы обратить внимание читателя на призыв к состраданию и осмыслению условий жизни обездоленных. Он показывает, к чему может привести равнодушие общества и эксплуатация, доведенная до крайности. Мораль произведения заключается в том, что безысходность и отчаяние могут толкнуть человека на самые страшные поступки.
В произведении понравилось: глубина психологического проникновения Чехова в сознание измученного человека, которое передается через детальное описание состояния Варьки и умение автора показать трагедию одним, но очень сильным штрихом.
Что не понравилось. Поразительная жестокость и безысходность концовки рассказа. Хоть это и является художественным приемом, финал оставляет гнетущее впечатление…
Авторский стиль, язык повествования. Язык повествования Чехова лаконичен, точен и выразителен. Он использует минимум слов для создания максимально яркой и объемной картины. Стиль реалистичен, без прикрас, что усиливает драматизм сюжета.
Автор рассматривает произведение с точки зрения христианской символики. К материальным символам можно отнести: образы и тени, лампадку, калошу. К одушевленным – ребенка, сверчка, людей с котомками, ворон и рыбу. Символичные цвета: зеленый, серый, черный.
Рассказ учит быть внимательным к окружающим, особенно к тем, кто находится в уязвимом положении. Он показывает, что человеческая жизнь и психика не безграничны в своей выносливости и что равнодушие может привести к катастрофическим последствиям. Это предупреждение о социальной несправедливости и ее губительных последствиях.
В целом, “Спать хочется” — это один из самых пронзительных и трагичных рассказов Чехова, который с безжалостной правдивостью обнажает социальные проблемы своего времени и вечную тему человеческого страдания. Он оставляет глубокое впечатление и заставляет задуматься о ценности человеческой жизни и ответственности общества за своих самых слабых членов.
108594
Аноним11 февраля 2023 г.Читать далееУдивительно как такой маленький, я бы даже сказала, совсем крохотный рассказ может оказаться таким интересным. Интересным не в плане какой-то интриги, сюжетных ходов и прочего – главный спойлер написан в аннотации, к сожалению. Думаю, не знай я финал истории, то эмоций у меня было бы больше. Интересным рассказ для меня стал потому, что заставил задуматься о том, кто же виноват в том, что случилось. Доведенный до отчаянья человек совершил страшный поступок? В современном мире Вареньку бы положили в психиатрическую больницу, мать лишили родительских прав, вменив ей невыполнение родительских обязанностей, поступок Вареньки широко бы освещался во всех новостных лентах, обсуждался сотнями комментариев, где ругали бы всех и вся, начиная от родителей, заканчивая компьютерными играми. О смягчающих обстоятельствах бы упомянули вскользь, но до конца дней своих Варенька носила бы клеймо убийцы младенцев, жалости к ней бы никто не проявил. Однако в комментариях к книге я читаю, что в основном поступок Вареньки оправдан в глазах читателей – не ее вина, вина тех, кто поставил ее в такие условия. Мы ведь не будем удивлены, если доведенный до отчаянья зверь бросится на человека? Вполне очевидная реакция, скажем мы. Но зверя пристрелим. И с Варенькой будет также, мы ее поймем, но второго шанса не дадим. Любое живое существо, лишенное удовлетворения базовых потребностей, способно на страшные поступки. Рано или поздно терпение кончается у всех.
971,2K
Аноним9 октября 2020 г.Грустно и страшно
Читать далееНаверное, это один из самых страшных рассказов, которые я читала в последнее время. Не подумайте, что в нём происходят какие-то ужасы, просто девочка не может нормально поспать. Чехов, как никто другой, умеет всего несколькими скупыми штрихами проникнуть в душу читателя. Начинается всё, казалось, спокойно:
«Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок»
Но сразу мы начинаем предугадывать, что очутились в эпицентре человеческой драмы:
«Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит».Девочка не может хотя бы немного отдохнуть, и этот ад повторяется изо дня в день. Она должна убирать комнату, мыть лестницу, топить печь, ставить самовар, чистить калоши. Но тяжелее всего ей приходится из-за маленького ребёнка хозяев, за которым она должна смотреть. Он очень плохо спит по ночам, плачет и не даёт Варе уснуть.
Хозяева предпочитают не замечать страданий Варьки, а может и правда не понимают, что происходит с девочкой. В этом особенный ужас. Духовная глухота во много раз страшнее физической. А здесь в центре оказалась девочка тринадцати лет.
Хотела написать, что всё заканчивается трагедией, но всё описанное в этом рассказе есть одна сплошная трагедия. Жизнь не оставляет Варьке выбора. Она должна либо погибнуть сама, причём в физическом смысле, либо погубить другого, того, кто пока ещё ни в чём не провинился.
Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...
Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая.822,3K
Аноним27 июля 2025 г.Шок
Читать далееРассказ в итоге очень жестокий. Но жестокость при этом здесь нагнетается постепенно и достаточно мягко, подводя всё к очень трагичному финалу, который наступает как будто внезапно, но он в действительности вполне логичен. Чем то рассказ этот мне напомнил другой, более известный чеховский текст - про Ваньку, с которым тоже жестоко обращались хозяева, кому он был отдан для обучения и "на прокорм". Который писал письмо "на деревню, дедушке", жаловался ему. Недавно его рецензировал тоже. Но здесь, в рассказе, где главная героиня - девочка Варя, немного старше упомянутого Ваньки, краски сгущены гораздо сильнее.
Вряд ли Чехов выдумал при этом сам сюжет этого трагичного рассказа, вероятно, он написан на основе реального случая.
Помню, впервые его прочитал лет 15-20 назад, уже будучи взрослым, уже тогда он меня шокировал. А сейчас, спустя много времени, когда прослушивал его вчера, пришла моя дочь, стала слушать его со мною. На неё он подействовал очень угнетающе в итоге. Она потом почувствовала себя плохо даже, что нормально для впечатлительного ребёнка наверное в этой ситуации. Хороший пример того, что рассказ не рассчитан как минимум на детей младше 12 лет, в эту категорию попадает и моя дочь.
Не знаю, сколько главной героине рассказа лет, вряд ли больше, чем 12-13, а может быть ещё меньше. Печально, что ей пришлось испытать.
Пример с прослушиванием этого рассказа с моей дочерью - хорошая иллюстрация, что вредно читать и слушать с детьми произведения, рассчитанные на более взрослую аудиторию. В этой связи недавно был неприятно удивлён, когда сейчас для детей, переходящих в 4-й класс в списке текстов для летнего чтения обнаружил такие произведения, как Белый Бим чёрное ухо (о трагичной судьбе собаки, потерявшей хозяина). Или то же Чучело, о травле школьницы одноклассниками в школе, куда она перешла учиться.
Кажется, это всё достаточно травмирующие тексты для чтения детьми младшего школьного возраста. Мне могут возразить, сказав, что детям надо показывать и печальные стороны нашей реальности. Есть в конце концов дети, в своём ещё нежном возрасте переживающие разные трагедии: развода родителей, их гибели, насилие и многое другое. Но ведь эти тяжёлые трагедии оставляют огромные раны на ещё неокрепшей детской психике. Которые потом могут не заживать очень долго. Порой и всю жизнь. Разве не нужно поэтому стараться их избегать. Особенно до наступления хотя бы подросткового взросления.
Здесь решил не спойлерить, поделиться больше впечатлениями от прочитанного и связанными с этим рассуждениями. В целом, рассказ несомненно талантливо написан, сюжет его не может оставить равнодушным. Но финальная развязка бьёт будто обухом по голове.
75661
Аноним10 августа 2022 г.— Варька, ставь самовар! — Варька, сбегай купи три бутылки пива! Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку! — Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.
Читать далееДоброго времени, всем кто читает: сегодня - 8314 ЭО(экспертных очков рейтинга)
Начну сегодня с трагического рассказа. А с другой стороны, как нам повезло, что время изменилось.
Выбрал этот рассказ из за названия. Так как тоже очень хочется спать. Но прочитав до финала понял, что я бодр и свеж. И всё у меня нормально.
Впервые опубликован в «Петербургской газете» № 24 от 25 января 1888 года под подписью «А. Чехонте»
Рассказ о психологии ребенка. И дрянной жизни.
Что под обложкой?
13-ти летняя девочка Варя, работает служанкой. Деньги нужны, а заданий за целый день очень много, а по ночам так хочется, а хозяйский ребенок не спит, но надо за ним смотреть. А спать хочется.
Подробнее.
Возможно всё, что написал Чехов в рассказе, только плод его воображения. Имею ввиду финальную часть рассказа.
Но вот дети нанимались на на работу и работали. Это сейчас у нас для большинства детей, все условия. И с них стараются пылинки сдувать.
Вижу как растут современные дети и сравниваю со своим детством, у нас было меньше всего. И родителям помогали по дому с уборкой, мытьем посуды или в магазин сходить. Какие то еще работы. Но все это было не по принуждению, а на добровольной основе. Никто вот не заставлял ночью сидеть, с младшей сестрой или братом, что бы качать их колыбель. И многое другое. Помогать родителям и работать выполняя чьи то приказы, при этом не смотрят ребенок ты или нет, это разные вещи.
Мне не очень нравится революции. Но надо сказать спасибо, тем событиям. Ведь не произойди тогда она, и не сбросили бы власть царей. И у большинства из нас было бы точно такое же детство, как у девочки Вари.
И сейчас так же, можно ругать власть в своих странах, но если у большинства детей есть возможность быть ребенком, а не работать слугой или просить милостыню в переходах. То это лучше, чем было в те годы, о которых пишет Чехов.
Вот почитал, кое что после статьи. Освежил память.
Иван Богданов «Новичок» (1893)
Детей отдавали в подмастерья к различным мастеровым. Девочки нанимались служанками.
1 июня 1882 г. в Российской империи вышел указ, который устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Вы же знаете, как эти законы работают у нас.
Бизнес был против. Ведь ребенку можно было меньше платить, а значит цену на товар можно было потом завысить и получить прибыль.
Плюс дети это не взрослые, ими проще манипулировать. Поэтому все законы, во первых медленно вводились на производствах, а во вторых просто игнорировались. Кто будет жаловаться.
Да и в крупных городах, могла пройти инспекция, а в провинции, как эксплуатировали детей, так и продолжали.
Законы были, но мало, кто на них обращал внимания.
В 1894 году [в Томске] была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя ... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.Проблема не в детском труде, думаю полезно многим работать. Но там 2-4 максимум часа. И то надо смотреть. А тут же по 12-14 часов, а многие же еще и ночью работали.
Подобное было еще во время Второй Мировой войны, женщины и дети, создавали много товаров для фронта. Трудились в сельском хозяйстве. Но там это война. А тут мирное время, а проклятые буржуины, зарабатывали миллионы на детских жизнях.
Конечно еще отношения к детям. Много рождалось, но и много умирало. То есть богатые люди и не из бедняков, своих детей любили, и на таких же детей смотрели хорошо. А вот на детей простых людей, крестьян, рабочих, мало кто обращал внимание. Пусть родители за ними смотрят.
Можно же вот взять рассказы Зощенко, где он пишет про себя и свою сестру, и их детство и к примеру рассказ "В людях" Максима Горького.
Там у Зощенко это счастливое детство, потому что он родился не в семье бедняков. А людей из общества и с достатком, ходит в школу, гуляет и прочие.
Так и должно быть у всех.
А вот у Максима Горького, подростку надо было уехать в другой город, на работу.
Работать в нижегородский обувной магазин, где уже работает его двоюродный брат. Мальчик терпит побои и издевательства, жизнь его тяжела и скучна. Давно читал, но помню, что там его и били и гоняли. По сути он был такой Варькой, как и в рассказе у Чехова. Там много в рассказе всякого, что нам кажется диким, а тогда это была нормой жизни.
Поэтому надо радоваться, что мы живем так. Что у нас есть возможность учиться, играть, и просто лежать с книгой читая всякие сказки. А тогда у большинства детей такой возможности не было.
Можно было, много еще рассказать, но у нас же не статья. Так, что кому интересно почитайте в сети.
Василий Перов «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» (1866)
Так вот в рассказе еще, что меня зацепило. Там у девочки отец заболевает. Приходит доктор.
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:— Я ничего не могу поделать... Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай... Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?— Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.— Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.Уровень медицины еще и доступности. Врач уже пришел, поздно, скорой помощи тогда не было. Пока довезли, пока туда, пока сюда.
А потом мать возвращается.
— Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал... Царство небесное, вечный покой... Сказывают, поздно захватили... Надо бы раньше...Я всегда в детские годы и не любил многие детские книги, тех лет. Мне ребенку было страшно читать, про смерть родных, голод и нищету, различные унижения и прочее.
Сейчас, тоже читать такое не легче.
И пришлось Варе в 13 лет пойти в служанки. Ладно бы её только днём использовали, так заставляли после тяжелого дня, работать ночью, смотреть за хозяйским ребенком. А дети могут ночью и плакать. Да, что могут полностью пользуются этой возможностью.
Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.
— Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.
В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою...Сами, спать пошли, а бедную девочку, что весь день бегала их приказания выполняла. А они там напились чая, наговорились с гостями. И довольные спать.
А она хоть и подросток, но еще ребенок, ей хочется спать. Да и взрослый бы на её месте сломался, от такого режима дня.
Вот нашёл, нормы сна для людей.
Так вот еще надо сказать, что детям лучше ложиться до 9 часов вечера, что бы получить полностью до 12 качественный сон. Это и взрослым полезно. Но попробуй вот ляжь в 9 вечера.
Варя, работала сверх допущенного ей. Самое плохое, что эти люди, кто брали детей на работу, часто воспринимали их не как слуг, а скорее, как личных рабов. Бывает и в наше время такое, сам один раз так работал.
Ведь у каждого работника должна быть должностная инструкция с обязанностями, что он делает, а что нет, понятно, что там они узком смысле, но если вы скажем продавец обуви, то вы продаете обувь, а не идете на задний двор улицу подметать или что такое, что не относится к вашим функциям. А многие работодатели, смотрят на этот вопрос шире, и хотят использовать работника не то, что на 100% ,а на 300%.
Ни к чему хорошему это не приводит, но работники, часто становятся заложниками ситуации. Многие просто пройдя этот прессинг, ломаются, и свыкаются с мыслью, что лучшего им не найти. Или потеряю работу, а как жить. Ведь и работодатель постоянно использует эти рычаги.
Вот и Варя так же. Если бы ей сказали, делай то и то. С 9-17 , а потом иди отдыхай. Или днем за ребенком смотришь, а ночью будет человек по старше. Какая нибудь старушка, у которой бессонница.
А ей вот работать с утра до вечера, а потом и ночью. Спать приходится на ходу, есть тоже. И то не всегда.
Еще когда мне было 20 лет, тоже работали и учился. Образование в вузе уже было платное. Вот платил за свое обучение, и какие то деньги еще на кино и девочек оставались, но мало.
И вот бывало, что днем учеба, после обеда работа, а ночью мы с товарищем иногда ходили в компьютерный клуб играть в сетевые игры. Тогда еще не было, таких возможностей, как сейчас.
И там ночь еще играли. И помню вроде 3-4 дня вот в таком режиме в неделю жил. Это потом плохо сказалось на моем здоровье.
Но тогда на утро быстро восстанавливался, а сейчас бессонная ночь, и потом полностью разбит.
В детстве была только одна ночь в году, когда родители разрешали подольше посидеть. Это ночь на новый год. И то, это когда стал уже подростком. А до этого, узнавала про подарки, только на следующее утро.
Сонливость очень плохо, если вы не выспались, то голова по другому работает, тело слушается по другому. Многие водители так и попадают в дтп. Засыпая за рулем, или теряют концентрацию.
А для психики ребенка, бессонница и вовсе страшное дело. Раздражительные становятся и агрессивные, могут развиться разные психические заболевания.
Да и так если посмотреть, мы на планете Земля, единственные существа, что лишаем себя сна. У животных как, хочется спать, ложусь спать. Вот кошки спят в сутки по 15-20 часов. А мы можем не спать сутками, а потом урывками. Сами себя губим.
Я не исключение. Ложусь поздно, встаю рано. Утром, с чугунной головой, пьешь кофе и за дело. Думаешь в течении дня, вот сегодня приду и лягу спать. А дома еще, какие то дела, да и жить то когда то надо. Я люблю, что то делать и ходить на работу, но если так подумать то большую часть жизни проживаем там.
Вот девочку Варю загнали, она весь рассказ борется со сном, и в конце сон побеждает. Только безумие приходит к ней. Страшный финал.
Но лучше, читать такое в книгах, и не допускать, что бы подобные истории были в жизни. Для этого и пишутся такие рассказы, что бы люди задумались.
Грустная история, трагическая даже. Скорее всего и Варя, не переживет, те события, что произошли.
Спасибо всем, кто прочитал.
721K
Аноним12 июня 2020 г.(Альтернативная) история одного шедевра
Читать далееМастерская. Запах красок. Много знаменитых бородатых художников. Конкурс.
Написать девочку, доведенную плохим отношением, непосильным трудом и хроническим недосыпанием до крайности.
.
В первом ряду, как всегда, сидит Гюго. Он тщательно вырисовывает избу. Каждое бревно имеет значение, каждая половица важна. Девочка написана давно. Вон Козетта мертвая лежит в луже крови, в правом нижнем углу картины под замечательными резными ставнями. Они-то получились как живые. Один полуоткрыт. Гюго особенно доволен этим ставнем. Он наполнен мыслями о неравенстве, бедности, несправедливости.
.
Рядом Диккенс. Вот он рисует хозяина-сапожника кусочком угля. Лицо страшное, злое, ни капли человечности нет в нём. Да и человек ли? Рога какие-то торчат. Девочка вся в белом будет отправлена в детский работный дом. Куда же больше крайность? Поработили детей жестокие эксплуататоры! Много картин написал уже об этом Диккенс. Просматривает старые эскизы, копирует понравившиеся детали на новую работу. В основном, нравоучения. Подумав немного, просит у Гюго желтую краску (сам давно уже только белой и черной пользуется) и дорисовывает девочке нимб.
.
За их спинами Толстой. Его палитра очень богата. Несмотря на размеры картины, Толстой пишет маленькой кистью, чтобы все детали были четко различимы. Вот в Красном Углу избы икона, лампадка давно не зажигалась. Детали скрупулезно выверены, ведь они отражают отношение хозяина избы с Богом. Как и когда потерял его? Толстой пишет быстрыми резкими движениями. С особой тщательностью прорисовывает Л.Н. висящий на стене ятаган - трофей, захваченный хозяином с турецкой войны. Что с человеком делает война? Этому посвящается вся левая часть картины. Там ли были посеяны в сапожнике семена будущей трагедии? Ах да, трагедия. Девочку ещё надо. "Доведенная до крайности". Хм.. Под поезд что ли или на панель? Живо идет работа. Слой за слоем кладет граф. Не жалеет красок, не экономит. Хорошо получается девочка, как живая. Да и вообще все детали прописаны четко, никакой двусмысленности. Доволен собой Толстой, почесывает босую ногу, закапанную красками.
.
Все трое ходят в мастерскую писать эту картину уже год.
Огромные холсты перед ними. Каждый на двух мольбертах.
.
Сзади сидят рядышком Тургенев и Гончаров. Друг у друга высматривают интересные детали. Гончаров встал, прошелся немного. От долгого сидения на месте затекли ноги.
.
Забегают Чехов и Бунин. Места особо нет, мольбертов, больших холстов, раскладных стульчиков тоже не осталось. Пишут на коленках на небольших холстах. Выходят через десять минут. Живописцы подходят к месту, где просыхают две маленькие картины.
.
Палитра Бунина хороша, создает атмосферу тоски. Девочки нет, только силуэт, хозяин размыт, вместо младенца клякса. Вернется ещё Бунин, чтобы доделать? Говорят, нет, торопился куда-то, ругался. Кого-то "окаянными" называл.
.
Подходят к работе Чехова .
.
Вот несколько серо-зеленых мазков. Это лампадка и развешенное бельё порождающие причудливые светотени. Они качаются перед глазами, чтобы создать тревожную атмосферу.
Вот тут тонюсенькая линия. Пахнет щами и сапожным товаром. Обоняние художников улавливает обстановку бедности.
Еще два штриха. Девочка мурлычет, а ребёнок плачет. Слух ловит диссонанс, тревога нарастает.
Здесь несколько мазков для осязания. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело
Зрителям тоже становится тяжело, Гюго садится.
Что там ещё осталось? Вкус? Девочка мурлычет про кашку. Толстой судорожно глотает слюну.
Уже картина действует на все пять чувств восприятия.
И это только после первого брошенного взгляда.
.
Художники, сраженные первым впечатлением, начинают присматриваться к деталям.
Диккенс прищуривается, ему тяжело различать оттенки. Поговаривают, что он дальтоник.
Краски сгущаются, становятся более насыщенными.
Звуки, видения, запахи, ощущения продолжают излучаться из маленькой картины, переплетаясь друг с другом.
Вот яркие желтые пятна - это воспоминания девочки о смерти отца и попрошайничестве вместе с матерью. Они появляются из синих кругов, физического истощения и в них же исчезают.
Всё перемешано. Телесные и душевные муки переплетены в едином танце.
Каждый штрих, точка, мазок гармонично взаимодействует с остальными. Ничего лишнего.
Темно-синие пятно калоши, бело-голубая селедка.
Пар из самовара распространяется по всей комнате. Всё расплывается и движется.
"Сфумато, - говорит Тургенев тихо, - я такое в Лувре видел".
Толстой недоброжелательно сопит.
Картина имеет и четвертое измерение - время. Как у Гоголя, Уайлда, Хеллера.
Мазки вихрями возвращается в исходную точку.
Ночь, улица, фонарь, аптека.
В смысле: ночь, люлька, зеленая лампада, полусонный бред.
.
И вдруг, из всех этих кругов ада вырастает быстрая, черная и острая как шпиль церкви мысль.
Художники обхватывают бороды, посматривая на свои картины. Гюго завистливо задумывается в позе роденовского мыслителя. Вот это развязка! Вот что значит "доведена до крайности".
.
Долго молча смотрят на шедевр.
"А где автор?" - очнулся Диккенс.
"Вернулся в степь - бурчит Толстой, - он только отдыхать приходил"
Диккенс недоуменно поднимает бровь. Трудности перевода.
Толстой изрекает - "Правдив до иллюзии"
Как не согласиться ?
.
Эпилог
Ко мне подходит А.П., читает эту рецензию. Улыбается.
"Понравилось", - думаю я. Набираюсь наглости и немножечко смелости.
"Антон Павлович, я знаю Вы занятой человек, но хотя бы одно слово" - тараторю я дрожащим голосом. "Ведь краткость - сестра таланта" - мой голос крепнет после удачной шутки. - "Как Вам моя рецензия?"
"Потрясающая" - мягко отвечает Чехов.
Тщеславие теплой волной доходит до замерзших от волнения конечностей. Хочется добавки.
"А если двумя словами?" - с надеждой спрашиваю я.
"Потрясающая пошлость"
Пальцы застывают над клавиатурой. Хочется всё стереть и забыть.
Но тут Мастер снова улыбается своей доброй, снисходительной, понимающей улыбкой.
671,8K
Аноним21 сентября 2021 г."Спи, мышонок, сладко-сладко..."
Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать,Читать далее
Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать…
/Самуил Маршак/
Для меня досуг с чеховской прозой - это время, проведенное с пользой. Ну, нравится как он пишет, ничего не могу с этим поделать. Что интересно, сюжет не обязательно должен быть уморительно смешным и развлекательным. Потому что у Антона Павловича, даже если трагедия, то в самую душу с болезненным послевкусием. Так получилось здесь, в рассказе "Спать хочется". Как мастерски автор умудрился на нескольких страницах текста выразить столь разные состояния, эмоции, чувства.О девочке Варе, находящейся в услужении у семьи сапожника. Наколоть дров, вскипятить самовар, вымыть пол, обслужить гостей, всё это ещё можно терпеть. Но вот чистить картошку, с которой длинной лентой серпантина сползает кожура, медленно, монотонно, пока нож не выпадет из рук.... Нет, это не для неё, потому что СПАТЬ ХОЧЕТСЯ. А ещё дитя хозяйское в люльке колыхать. Как? Как выдержать, когда сама ещё ребенок? Как не уснуть, если глаза закрываются сами собой, слипаются до головной боли и стука в висках?
Кто-то сказал, что выход есть всегда. Варька нашла его. Спутанное сознание, разбитость после кратковременного сна, такое ненавистное серое утро за окном, а крик младенца ещё больше раздражает и без того оголённые нервы. Мучительные описания, на мой взгляд. Люблю поспать, а поспать любит меня, потому и заостряются ощущения от прочитанного.
Детей безумно жаль. Маленького, конечно, в первую очередь, но для меня и главная героиня - несмышленыш, ставший заложником ситуации. Ведь у каждого организма есть предел возможностей, за который или нельзя, или случается беда.
В общем, картина жуткая, но художник бесспорно гениален.
641,2K
Аноним16 апреля 2014 г.Читать далееКакая страшная , короткая вещь! Как и жизни в ней. Страшные и короткие. Тринадцатилетняя девочка , которая нянька в барском доме, но не только , она делает в нем все. Она практически не спит, ей не дают спать. А спать так хочется! Она ведь ребенок. Ей всего 13 лет.
Она держится и крепится до последнего. Силы ее на исходе . Глаза слипаются. Веки тяжелые, голова тяжелая. Девочка ищет врага , которого надо устранить, чтобы можно было поспать . И находит...
Во всем здесь вина взрослых , и только их. Конечно, девочка совершила страшный поступок. Но она ребенок , который оказался на пределе сил и возможностей, она не выдержала. Выход нашла... Но уж, какой нашла. Не обессудьте, взрослые! Вы жестоки! Жестокость тоже порождает в ответ немую жестокость!
Сильный очень, страшный рассказ. Сколько читала в свое время А. П .Чехова , никогда не встречала этот рассказ. Пробирает до мурашек, до боли в сердце , до скрежета зубов. С этим миром давно что- то не то. Он вывернут наизнанку. Он болен, его надо даже не лечить, а спасать . Спасать добротой, душевной красотой , нежностью, любовью, заботой, прощением......642,6K
Аноним2 апреля 2019 г.Читать далееКороткий, жуткий и неожиданный рассказ.
Чехов просто берет и без предупреждения "погружает" тебя в голову героини. И ты чувствуешь все то же, что и она. Ей 13 лет, она прислуга в доме сапожника, и она очень хочет спать. Сильно, безумно, до полной потери рассудка. Она не спит уже, вероятно, не первую ночь. Ребенок хозяев плачет и его надо укачивать. Чуть прикорнет - "Спишь, подлая? А ребенок плачет?!" А утром - печь затопить, самовар поставить, за столом прислужить, полы подмести, дела-дела-дела. Можно заснуть даже стоя, если не двигаться достаточно быстро. А следующей ночью снова - "Варька, укачай ребенка". Она уже ничего не соображает, одно желание - спать, спать, спать... Но кто позволит? И она находит выход... Такой, какой может в своем кратком помутнении разума. Можно ли осуждать? Она ли виновата в случившемся? Или те, что были рядом, равнодушные, эгоистичные, выжимающие последние соки из той, что сама еще ребенок?
Кратко о том, как можно сломать человека. И попутно сломать еще чью-то жизнь.
581,8K
Аноним27 октября 2020 г.Ночной ужас и кошмар
Читать далееДля меня этот рассказ самый страшный у Чехова. Потому что он о нечеловеческих пытках. Причем, издевательство идёт над ребёнком. Часто возникают споры, какой вид пытки над человеком самый изощрённый? На мой взгляд, это не давать ему спать. Тогда человек сходит с ума.
Варя, несчастная девочка лет 13-ти, влачащая свою незавидную долю «в людях». Она и нянька, и работница, и посудомойка, и уборщица… Короче, бесплатная рабочая сила, то есть хозяева её используют как малолетнюю рабыню. Как мне кажется, этот рассказ самый серьёзный приговор царской России. Если у девочки, совсем ещё ребёнка такая жизнь, такое государство не имеет права на существование.
Ладно бы она целый день крутилась по хозяйству, убирала, бегала по самым разным поручениям, топила печь, разогревала самовар и т.д., и т.п. Но нет. Ночью она должна качать люльку, чтобы не плакал хозяйский грудной ребёнок – «спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее». Сами они спят, а сиротка Варя не может спать, так как ребёнок начинает плакать, будить хозяев. Так продолжается уже неизвестно сколько ночей, поэтому затюканная, измученная бессонными ночами девочка испытывает галлюцинации, которые описывает Чехов - «…Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.- Ты что же это, паршивая? - говорит он. - Дитё плачет, а ты спишь?»
Человек, которому не дают долго спать, превращается в зомби. Варя уже не может не спать, поэтому радуется, когда надо что-то делать, связанное с движением – принести дров, растопить печь, ставить самовар. Когда двигаешься, становится легче, не засыпаешь. При монотонных действиях, таких как укачивание люльки, глаза сами слипаются. И так каждую ночь, затем целый день сплошная работа по дому.
Когда у этой девочки не остаётся никаких сил - ни физических, ни моральных – подсознание подсказывает ей единственный выход из этой непрекращающейся пытки – надо устранить причину издевательства над собой. Мудрые советчики посоветовали бы – убегай, девочка, беги со всех ног! Но куда убежишь?! Она даже не думает об этом. Зато подсознание, отвечающее за выживание её организма, «находит врага, мешающего ей жить. Этот враг – ребенок». Полубезумная, ничего не понимающая, одуревшая от нескончаемой пытки, бедная Варя находит страшное решение. Но разве может маленький человек в свои тринадцать лет отвечать за то, что его организм из чувства самосохранения хочет выжить, а для этого спасения делает ложный выбор?!
Фраза – «Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...»
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 484
571,3K