
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 октября 2022 г.Жизнь социума и всех его членов, как движение от жизни к жизни
Читать далееТак я бы сформулировал. Не стал бы говорить, что это гимн банальности, как пишут в аннотации. Все-таки здесь замах на нечто гораздо большее. Мне даже показалось, что автор намекает нам на некую общность и единость всех душ. Мы читаем романсы разных состояний души, от арлекина до уставшего от жизни. Там еще и князь Мышкин будет, и Дон Кихот, и вор, и лжец, и плач... К каждому романсу автор прикладывает некие комментарии от автора. Все, естественно, в стихотворной форме. В той самой узнаваемой форме Бродского, которую, пожалуй, ни с кем и не спутаешь. Бывает, слушаешь исполнение своих стихов некоторых поэтов и думаешь, да лучше я почитаю сам себе вслух, невозможно как он портит своей ненужной декламацией собственное стихотворение. Но тут не тот случай, как автор сам читает, так и мы будем читать его стихи. Они так построены, что иначе и не получится. Разве что, может рэпом, но тоже вряд ли.
Это еще и грандиозное философское сочинение. Мы погружаемся в это шествие душевных состояний, так всем знакомым. Мы все в разные периоды, во время этого шествия, под названием жизнь, пребываем во всех этих состояниях.
У моей семьи, и у меня по наследству, была большая обида на Иосифа Бродского, за то, что он обманул и помирать не пришел на Васильевский остров. Но, чем дальше время уносит нас вперед, тем яснее становится, что были у нас и эмигранты, которые не сами уехали, а их выдавили. И вот Бродский оказался как раз из таких. Он очень любил наш с ним общий город Ленинград. А вернуться просто не успел...38527
Аноним29 апреля 2016 г.Пишет, как дышит
Читать далее
Осеннее, мрачное шествие, мыслей, персонажей, масок, автора, шаркающий по мокрым улицам ритм...
Если придираться, то можно было Бродскому поставить и 4 и 3, за рыхлость, за, местами, скучность. Но так мило он извиняется и предполагает нашу реакцию во время чтения:
Достаточно. Теперь остановлюсь. Такой сумбур, что я не удивлюсь, Найдя свои стихи среди газет, Отправленных читателем в клозет, Самих читателей, объятых сном.
Читатель мой, куда ты запропал. Ты пару монологов переспал, Теперь ты посвежел, сидишь, остришь, А вечером за преф или за бридж, От нового романса улизнешь, Конечно, если раньше не заснешь.ну и комментарии, конечно, комментарии иногда интересней романсов
Читатель мой... А, впрочем, черт с тобой! Прекрасным душам счастья не дано. Счастливое рассветное вино, Давно кружить в их душах перестав, Мгновенно высыхает на устах, И снова погружается во мрак Прекраснодушный идиот, дурак, И дверь любви запорами гремит И в горле горечь тягостно шумит. Так пей вино тоски и нелюбви И смерть к себе испуганно зови, Чужие души робко теребя.
Но хватит комментариев с тебяОтлично
11689
Аноним13 января 2013 г.Читать далееЧитать стихи Иосифа пора,
наполненные смыслом вечера
и ночи, превращались в города,
что выдумал я утром без труда.
В них все цвело, жило, влекло, росло,
Там были люди, души их! И Зло
гуляло, веселя Добро. Мой сон
был крепок, так что очень громкий звон
не смог тревожить мой благой покой.
К постели не прикован я зимой,
Все чаще на ногах или на стул
сажусь, чтобы прочесть слова, сквозь гул,
с экрана. Я бы с Бродским выпивал!
Ведь чушь не пишет — весь материал
отличный, вкусный, годный. Восхищен!
Иосиф Бродский — броский парень он.11524
Аноним31 мая 2023 г.Пляска смерти
Читать далееУ меня часто случается так, что особо интересные фильмы я смотрю два раза подряд. Первый раз незнание сюжета мешает мне поглубже прорыть идею и сполна насладиться игрой актёров. Второй раз я уже всё знаю, и смотрю на развитие героев, реализацию идей, геометрию форм и т.д. Интересно, что в литературе так никогда не было. Мне всегда удавалось разделить форму и содержание во время прочтения и просто оставить новые открытия до будущих перечиток.
Иосиф Александрович прервал эту историю, потому что где-то с середины первого захода я осознал, что за восхищением формой и необычностью повествования потерял слишком много зёрен смысла. Так что как только поэма завершилась, я просто открыл её снова и прочитал ещё раз.
Раз уж так вышло, с формы и начну. Глубокие размышления о любви, жизни, взрослении и смерти обёрнуты в формат цирковой мистерии и густо политы метатекстом. Структурно поэма больше походит не на чёткую композицию классических музыкальных ритмов, а скорее на сложную джазовую импровизацию. Вместе с действующими героями повествования перед лицом читателя мелькают разные психотипы, пояснения автора, которые зачастую открывают новый виток отсылок, и другие сложносочинённые форматы.
Количество референсов ошеломляет с самой первой страницы. В какой-то момент понимаешь, что наслаждение строками при первом прочтении здесь может быть чуть ли не самоцелью, потому что слог у Бродского неторопливо-приятный, размышляющий и содержит много обращений к читателю. Однако в плане общего темпа повествования поэт не даёт остановиться, последовательно инспектируя огромный пласт страстей и чаяний человеческих, то предлагая серьёзные картины
Простись, простись, простимся с ним,
простимся, чья вина,
Что тишь да гладь нужна одним,
Другим нужна война,
И дробь копыт и жизни дробь,
Походные костры,
Одним - удар земли о гроб,
Другим - кларнет зари.… то легко беседуя с читателем.
Читатель мой, внимательней взгляни:
Завесою дождя отделены
От нас с тобою десять человек.
Забудь на миг свой торопливый век
И недоверчивость на время спрячь,
И в улицу шагни, накинув плащ
И втягивая голову меж плеч,
И попытайся разобрать их речь.Но хватит о формах. В стихах для меня это важное, но не главное. Несмотря на то, что поэма писалась в молодые годы, она во многом зрело-экзистенциальная и очень сильно про смерть или даже скорее про осмысление смерти. Странное шествие образов / смыслов / страстей по улицам Ленинграда. Подобно путешествию Данте, автор становится своеобразным Вергилием для читателя, терпеливо объясняющим, что читатель видит и как он должен это интерпретировать. Ну, хотя как Вергилием, скорее Хароном:
Ступай, ступай, печальное перо,
Куда бы ты меня не привело
Болтливое, худое ремесло,
В любой воде плещи, мое весло.Но если рассказчик – Харон, то место действия, это, видимо … мрачное царство Аида. Да и сам вечно дождливый Ленинград тут периодически становится то Петербургом, то Петроградом, размывая пространственно-временные плоскости. Продолжая линию, получаем вместо образов персонажей их тени и созерцающего мистерию этих теней героя – читателя:
Никем незамечаемый порой,
Запомните, присутствует герой.Voilà, вот и готова платформа для экзистенциальных экспериментов!
Вступите на эту платформу. Не бойтесь, что вашего культурного багажа не хватит чтобы понять все линии размышлений и отсылки. Если внимательно вчитываться в строки поэмы, идеи автора о хрупкости человеческого существования, непрочности чувств и запутанной анатомии жизненных страстей должны так или иначе найти отклик в вашей душе. И конечно же оставить задел на следующее прочтение.
А закончить разговор про поэму надо бы поэзией. Поэтический стиль «Шествия» бесконечно приятен. Доверительный тон, с которым Бродский разговаривает с читателем как-то сразу очень сильно располагает. Хочется бесконечно читать и перечитывать пассажи, вдохновляясь красотой сменяющихся ритмов и необычностью рифм.
Вот Дания. А вот ее король.
Когда-нибудь и мне такая роль...
А впрочем нет...
Пойду-ка прикурю...
Гораций мой, я в рифму говорю!Не пожалейте времени на чтение и перечитывание этой поэмы. Иосиф Александрович воздаст вам сторицей.
8260
Аноним31 июля 2017 г.Осеннее шествие
Читать далееК этой поэме я пришла через Гамлета и Крысолова. Собирала стихи о Гамлете – нашла романс принца Гамлета из поэмы «Шествие» Бродского. Стихи понравились печалью, отрешённостью, с внезапными переходами на нарочито современную ироничность («Пойду-ка прикурю… Гораций мой, я в рифму говорю!»).
Затем собирала стихи о Гаммельнском Крысолове – пришла к романсу для Крысолова и хора опять же из поэмы «Шествие» Бродского. Понравилась ирония и ещё больше – энергичный ритм и резкость коротких строк. Ну и, конечно, музыкальность стиха, маршевость. А как здорово звучит у Крысолова, например, такая строка: «Никаких возвращений назад!» - люблю неоднозначность.
Теперь я заинтересовалась всей поэмой, непременно нужно прочитать. Прочла. И погрузилась в атмосферу мглистого и серого города, непреходящей тоски, в осеннюю непогоду, смешанную с безнадёжностью, нескончаемым дождём, однообразием и беспросветностью, жалобы о несвободе и желание куда-нибудь скрыться, часто повторяющиеся образы смерти и суицида, изгнания и отрешённости, и всё это местами вяло, местами иронично и даже с самоиронией, без лишнего пафоса и драматизма и доверху наполнено чувством одиночества.
Из всей поэмы по-прежнему остались любимыми романс Гамлета и романс Крысолова.
61,2K