гражданская война
MaksimKoryttsev
- 38 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Ничего не понял.
Это был фельетон?..
Это сатира? Надо смеяться или что?
Раскаявшегося дьякона Индикоплова водворили в камеру. Его теперь посадят? Отправят в концлагерь? Расстреляют?..
Очевидно, в 1926 году все всё понимали. Через без малого сто лет я не понял практически ничего.
Смешно не было -- это единственное, что могу сказать совершенно точно.
Очень странная история, при том что "Мы" -- одно из моих любимых произведений, и не только Замятинских...

Рассказ из категории «мем смешной, а ситуация страшная». От Замятина я не ожидала такой циничной веселости. У меня почему-то было о нем представление как об авторе мрачном и серьезном. А тут такой юмор как у Булгакова. Видимо что-то такое было в этих 20-х годах, что совершенно разные авторы писали в похожей манере.
В 1919 году происходит в городе N череда случайностей и маленьких трагедий маленьких людей. Главным героем является бывший священник «Дьякон Индикоплев, публично покаявшийся, что он в течение десяти лет обманывал народ.» Но покаялся он вовсе не потому, что хотел неких плюшек от новой власти, а потому что влюбился - впал не в марксизм, а в марфизм. Избранницу его зовут Марфа, и «Дом, дьяконицу, детей, деньги, диван — все прочные «д» дьякон оставил позади и жил теперь среди взвихренных «р»: фотографии Маркса и Марфы, кровать без простынь, брошюры, окурки.» Как вы догадываетесь, подобные резкие перемены в жизни редко заканчиваются хорошо.
Но даже и это еще не беда, а полбеды. Прошел по городу слух, что будут выдавать сегодня служащим некую загадочную прозодежду. Что она из себя представляет никто не знает, но, из-за всеобщего обнищания, все жаждут ее получить. Казалось бы, причем тут любовные метания бывшего дьяка, но именно прозодежда его и погубит. А если захотите узнать подробности, то читайте рассказ. Несколько страниц удовольствия от отличного русского языка вам гарантированы.


Словом, прозодежда — это явно нечто, подобное протоплазме, первичной материи, из которой выросло все: и баобабы, и агнцы, и тигры, и шляпы, и эсеры, и сапоги, и пролетарии, и нераскаянные буржуи, раскаявшийся дьякон Индикоплев.

В тот день (1919, 20/V) все граждане в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет, за исключением самых нераскаянных буржуев, состояли на службе, и всех от восемнадцати до пятидесяти явно ждало сегодня что-то необычайное во всевозможных УЭПО, УЗКО, УОНО. Главное, что это было «что-то», что это был икс, а природа человеческая такова, что ее влекут именно иксы (этим прекрасно пользуются в алгебре и рассказах).

Тут-то в дьяконе и обнаружилось это проклятое наследие капитализма – собственнический инстинкт.




















Другие издания


