Моя книжная каша
Meki
- 16 163 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Гармоничное сочетание характеров героев, сюжетных линий и мыслей о неизбежности конца сливаются воедино, создавая сюжет, веющий холодом. Чрезвычайный интерес вызывает и тот факт, что рассказ ведется от лица умершего на основе записок из бортового журнала.
Сюжет вьется вокруг интересной находки на теле погибшего матроса – статуэтки в виде головы юноши в лавровом венке, вырезанной из слоновой кости, которую решают оставить на судне. Очень зря. Данное решение меняет судьбы команды. На корабле после появления статуэтки начинают происходить невообразимые вещи, будто сама смерть нависает на всеми. Люди сходят с ума и погибают в ужасных муках. В живых остается лишь один командор-лейтенант, отличающийся хладнокровием и выдержкой. Этот человек смог распорядиться жизнью шестерых, спустив курок. Пусть все катастрофические события он перенес с легкостью, но кто сказал, что это спасло его?
Выживший офицер обречен. Это Лавкрафт уже показывает в изображении храма.
Видение это наполнено настоящим страхом.
Вместе с героем все переживания и парализующий испуг испытываем и мы. Когда в рассказе появляются описания таинственного города, тьмы, мерцающих огней через открытые двери храма, становится сложно совладать со страхом, а хор будто звучит не только на страницах книги, но во всей комнате и даже в голове.
В момент, когда Карл-Генрих заходит в храм, рассказ будто обрывается, оставляя шквал эмоций и этот парализующий испуг. Такой конец не случаен. Рассказ «Храм» не просто устрашающая мистика, но и способ заставить задуматься над затерянным городом, над вопросом о том, с чего же все это началось. Данное решение автора продлевают своему произведению жизнь, оставляя интригу и несколько вариантов продолжения событий.
Удивительно, как в минимальном количестве страниц Говард Лавкрафт заключает необъятное число эмоций, событий и неожиданных сюжетных поворотов. Несмотря на мистический характер «Храма», нельзя сказать, что произведение омрачено переизбытком сверхъестественного. Состояние героев, их характер и переживания являются неотъемлемой частью произведения, создающей этот шедевр.

Лавкрафту неизменно удается малая форма — именно в ней он король и бог. Атмосфера безысходности и движения к концу, к ужасу и мраку пронизывает весь рассказ, а повествование от лица материалистически упертого «фрица» еще больше подчеркивает ее. Сама идея не нова для Лавкрафта, появляясь, так или иначе, в большинстве его рассказов, так же, как и замкнутое пространство, под которым здесь выступает тесная подводная лодка, но это совершенно не портит впечатления, а просто является элементом того стиля, который и сделал автора знаменитым.

Что-то как-то совсем меня данный рассказ не впечатлил и не увлек. Повествование идет от лица капитана немецкой подводной лодки, которая потеряла управление из-за взрыва в двигательном отсеке. По сути, это его предсмертные записи, оставленные для людей, в надежде, что люди их найдут. Сам этот капитан довольно неприятный тип, очень гордящийся тем, что он немец (прусак), тогда как остальные члены его команды хоть и тоже немцы, но не дотягивают, ведь они из других земель Германии и им не хватает ума, выдержки, смелости, хладнокровия и т.д. В общем, все они второсортные немцы, и все они сильно впечатлились от встречи с утопшим матросом, у всех у них с той или иной скоростью помутился разум, и только наш капитан до последнего вел себя как истинный немец, которым будут гордиться его дети. Но и его посетило в итоге непреодолимое желание немедленно посетить подводный храм, к которому в итоге придрейфовала подлодка. Однако он сумел каким-то образом удержаться от этого "непреодолимого" и перед выходом в храм написать подробный отчет обо всем, что приключилось с командой и подлодкой. И если в начале описания странные события действительно увлекали, то на середине рассказа, когда капитан остался на борту один, почему-то стало скучно.

Только недоразвитым умам свойственна поспешность, с какой они объясняют любую необычную и сложную для понимания вещь волей якобы сверхъестественных сил.

Что, если судьба в самом деле сохранила мне рассудок только для того, чтобы непреодолимо увлекать меня к концу, более жуткому и немыслимому, чем в состоянии придумать человек?

Только слабый ум торопится объяснить уникальное и сложное примитивным замыканием на сверхъестественном.


















Другие издания


