
Ваша оценкаРецензии
Аноним7 июля 2019 г.Абонент временно недоступен
Читать далееКаждый раз, читая Лавкрафта, удивляешься его таланту.
Каждый раз, из ничего, из несуразного начала, из минимума окружающей обстановки, с открытым финалом нагнать на человека жути. Это талант и кропотливая работа.
Зная предысторию написания рассказа, можно автору не позавидовать (ирония). Ведь написал он сию историю, списав ее со своего сна.
"На месте удаленной плиты обнажился черный провал, из которого вырвались клубы столь тошнотворных миазмов, что мы с отвращением отпрянули назад... Наши фонари осветили верхнюю часть каменной лестницы, сочащейся какой-то злокачественной сукровицей подземных глубин."Ух, и приснится же такое!
Итак, главный герой Картер предстает перед судом. Его друг Харли Уоррен таинственно исчез. Сам Картер не помнит и половины из тех приключений, что выпали на их долю. Они вдвоем, зачем то пошли на старое кладбище (виновата книга, написанная на неизвестном Картеру языке и присланная Харли из Индии).
Они зачем то вскрыли ветхую гробницу, обнажив таинственный проход.
Харли настоял на том, что он один пройдет в неведомое, а переговариваться с Картером он будет по телефону.
Сначала Картер будет разговаривать с товарищем. Но...
Но затем к телефону подключатся другие "абоненты".
Читать, но только не на ночь.321,4K
Аноним31 октября 2025 г.Читать далееДумаю, что в связи с названием самого произведения, не будет считаться спойлером описание моего ощущения в ходе прочтения этого произведения. Дело в том, что, изучая текст рассказа, я ощущала себя журналисткой, которая в поисках сенсационной заметки для журнала о паранормальных явлениях, наткнулась на этот любопытный «документ».
На улице уже вечер, в отделе городского архива остался только дежурный, мне дали доступ к пыльным старым коробкам, которые неаккуратно составлены на металлических стеллажах. Эти дела остались нераскрытыми из-за того, что некогда местный шеф полиции не хотел видеть дальше своего носа. И именно показания бедолаги Рэндольфа Картера привлекают мое внимание, пока я, будучи вся в пыли, роюсь в коробках и папках.
Чувства тревоги и недоверия захватили с первых строк. Нет, такого просто не может быть. Но в какой-то момент начинаешь совсем забывать о заваренном чае, а кружка с тёплым напитком замирает недалеко от рта. И вот ты в плену у этих показаний, не можешь оторваться от пыльного клочка бумаги, продолжая поглощать строчку за строчкой. Происходящее захватывает целиком, держа в цепких, склизких, противных, когтистых лапах. Моя спина покрывается холодным и липким потом, ноги и руки становятся ледяными. Чем дальше углубляется в своих воспоминания Рэндальф, тем медленнее бьется мое сердце, тем сильнее гул от его ударов отдаётся в моих ушах. Добираясь до последних строчек показаний невольно оборачиваешься, потому что буквально чувствуешь, как кто-то все это время смотрел на твою спину. И вроде бы чувство непонятного ужаса не покидает твою душу, но сам ты невольно ощущаешь, как готов совершить тоже самое, что и этот бедняга Рэндальф. На что не пойдешь ради сенсации?
В ту ночь я не могла заснуть очень долго.
Рекомендую аудиовариант.
29131
Аноним1 марта 2015 г.Читать далееЛавкрафта на один квадратный сантиметр становится неприлично много, и я начинаю находить в нем определенную прелесть. Может быть, это дело случайности, но с каждый новым витком, с каждым новым рассказом его истории приобретают глубину, а мое легкомысленное замечание о вторичности и сравнении можно зачеркнуть. Говард поистине удивителен. Если это уже звучит достаточно глупецки, то представить боюсь, что будет по освоении бигбуковского трехтомника. Точно буду в любви признаваться.
«Показания» – это отложенное знакомство с Картером, которое наконец потихоньку догоняет меня. Он здесь выступает рассказчиком, потерявшим друга и испытавшим неведомый ужас, которому даже не дается объяснения. И ни слова о снах. Только леденящий кровь кошмар наяву да щелчки в трубке. Читателю вручен бесценный дар – возможность использовать свою фантазию на всю катушку и запугать себя самостоятельно. О том, что случилось с другом Картера, пояснений не дается, и подобная сюжетная незавершенность невольно заставляет прокручивать в голове всю историю в попытке найти ниточки, за которые можно уцепиться. Сама идея неведомого ужаса потихоньку оседает в мыслях и становится чуточку стремнее, чем была за пять минут до этого. Это мастерство, перед которым я могу только преклоняться. И отдельный плюс за концовку, за этот простой как пробка ход, от которого невольно идут мурашки по телу, хотя головой понимаешь, что бояться нечего. Нечего же, да?..
21599
Аноним26 июня 2023 г.Хороший рассказ
Читать далееТоже весьма небольшая вещь, быстро прочиталось.
Короче. Написано от перового лица. Начинается с того, что сыщики допрашивают героя по странному делу об исчезновении человека, друга этого Картера (Харли Уоррен). Выясняется, что эти двое недавно ночью побывали на кладбище (древнем), где с ними приключитесь странная штука…
Вот это кусочек рассказа особенно понравился (описание, точнее)
«Местом действия было старое кладбище, настолько старое, что я затрепетал, глядя на многообразные приметы глубокой древности. Находилось оно в глубокой сырой лощине, заросшей мхом, бурьяном и причудливо-стелющимися травами. Неприятный запах, наполнявший лощину, абсурдным образом связался в моем праздном воображении с гниющим камнем. Со всех сторон нас обступали дряхлость и запустение, и меня ни на минуту не покидала мысль, что мы с Уорреном первые живые существа, нарушившие многовековое могильное безмолвие. Ущербная луна над краем ложбины тускло проглядывала сквозь нездоровые испарения, которые, казалось, струились из каких-то невидимых катакомб, и в ее слабом, неверном свете я различал зловещие очертания старинных плит, урн, кенотафов (кенотаф — пустая, т.е. не содержащая погребения могила. Создавались в Древнем Египте, Греции, Риме и Средней Азии в тех случаях, когда умершего на чужбине человека нельзя было похоронить), сводчатых входов в склепы крошащихся, замшелых, потемневших от времени и наполовину скрытых в буйном изобилии вредоносной растительности».
А также вот это описание завораживает по-особому как-то:
«На месте удаленной плиты зиял чёрный провал, из которого вырвалось скопище настолько тошнотворных миазмов, что мы в ужасе отпрянули назад. Когда спустя некоторое время мы снова приблизились к яме, испарения стали уже менее насыщенными. Наши фонари осветили верхнюю часть каменной лестницы, сочащейся какой-то злокачественной сукровицей подземных глубин».
Эх. Ну, в общем вся вот эта тёмная, напряжённая атмосфера... Чудесно..
В общем этот оккультист Харли Уоррен спустился в Загробные глуби склепа, вскрытой могилы. Что там увидел – непонятно. Это не описывается. Просто нечто жуткое, неописуемое, вот. Такое встречается у Лавкрафта, да, когда он или не описывает увиденные ужасы вообще или весьма смутно (но это любопытно). Так вот и тут, та же песня. Но мне понравился здесь, в этом рассказе данный поворот. Он придаёт оригинальность, мне кажется.
Но мне так хотелось, что Картер, оставшийся снаружи с телефонной трубкой, и кабелем (конец которой был у Харли Уоррена глубоко под землёй), услышав про его приятель попался в нечто ужасное, всё же спустился и вытащил обратно. То есть, он хотел, но ничего не вышло… Это вот прям расстроило. Сделалось грустно…
Вот ещё что попалось в интернете по поводу этого рассказа:
Рэндольф Картер — один из самых часто встречаемых персонажей в произведениях Лавкрафта. Картер был опытным сновидцем и успешно перемещался по Миру Снов, он посетил Неведомый Кадат, а также был опытным оккультистом, мистиком, учёным и писателем-фантастом. Человек со слабыми нервами; комок нервов; содрогался от теорий про мертвецов. События истории происходят перед «Серебряный ключ». Возможно, образ Картера был вдохновлен Говардом Картером, который в 1914 году начал раскопки гробниц в Долине Царей Египта, что вызвало большой интерес в мире.Содержит спойлеры19595
Аноним27 февраля 2021 г.Достаточно оригинальный рассказ
Читать далееИ вроде бы бросаются в глаза штампы — кладбище, ночь, двое мужчин собираются сделать что то, явно связанное с некромантией...Но при это сложно назвать эти «штампы» негативно влияющими на рассказ. Так как на них акцент не делается и они служат просто декорациями. Так же этот рассказ не насыщен длинными описаниями и созданием атмосферы, как в более позднем творчестве Лавкрафта, и его(рассказ) можно смело назвать легким. Тем не менее уже чувствуется идея, идущая красной нитью в творчестве автора: причина страха не обязательно должна быть подробно описана и успеть наделать много пугающих дел. Достаточно просто осознания, что нечто пугающее находится рядом. Нечто такое, чему ты вряд ли сможешь противостоять.
9435
Аноним31 марта 2022 г."Показания Рэндольфа Картера"
Говард Филлипс ЛавкрафтВот этот рассказ можно смело отнести к ужасам.
Ночь. Кладбище. Фонарь. Двое мужчин. Лопаты. Склеп.Нет длинного описания/погружения в сюжет.
Но проникаешься атмосферой буквально с первых строк.Из-за отсутствия деталей, конкретных описаний и объяснений фантазия дорисовывает картину сама.
И вот тут степень ужаса, произошедшего с героями, зависит от нас.На сколько сильно вы можете запугать себя самостоятельно?
№34
31.03.2022
#прочитано20228497
Аноним31 августа 2024 г.Не ходите в склепы ночью
Читать далееЧтож. Рассказ представляет собой показания некоего Рэндольфа Картера по поводу странного исчезновения его друга по имени Харли Уоррен. Рэндольф рассказывает что прошлой ночью они вместе отправились на заброшенное кладбище, по причинам которых он не помнит. Они нашли какой-то особый склеп и Уоррен спустился туда, наказав Картеру оставаться наверху и говорить с ним по телефону потому что у Рэндольфа слишком слабая нервная система. В ходе разговора Уоррен видит в склепе кучу страшных мертвецов и говорит Картеру бежать оттуда, он пытается помочь и продолжает расспрашивать друга но в какой-то момент тот просто замолкает. Через какое-то время он слышит щелчок и странный, жуткий, нечеловеческой голос из склепа сообщает ему что Уоррен мёртв.
В отличие от некоторых рассказов что я читала до этого этот показался мне довольно страшным и напряжённым, несмотря на заезженную тему с ожившими мертвецами. Диалог между Картером и Уорреном написан хорошо и добавляет страха и безысходности, а то что Картер практически ничего не помнит после случившегося добавляет больше тайн и мистики, хотя честно, сначала я думала что он просто лжёт чтобы избежать наказания, хотя учитывая что потом он попал в больницу думаю это вряд-ли.
Также напоследок хочу отметить то, как интересно написан рассказ, не как дневник гг или какая-нибудь исповедь, а как дача показаний. Довольно нетипично и интересно. Добавляет мистической атмосферы.
Содержит спойлеры6221
Аноним16 апреля 2025 г.Неплохой рассказ, испорченный одним глупым моментом
Читать далееРассказ прикольный, полностью в духе авторской вселенной, жаль только его основная фишка с неведомым ужасом тут очень не к месту вставлена. Во всяком случае, Я так считаю. Можно понять общий смысл того, что происходящее в глубине - ужасное и мистическое нечто, вот только будь там мертвецы, монстры, или демоны, ты в той или иной мере можешь это описать хотя бы кривыми словами: шесть рук, восемь ног, рога, три глаза, жутко воняет и так далее и так далее. В отличии от "космических хтоней и бесконечных бездн" в других рассказах, этот персонаж, вполне себе, может описать хоть как-то то, что видит перед собой, особенно если у него хватает времени, сил и нервов постоянно повторять то, что он повторял. Так что, на мой взгляд, в этом рассказе автор неудачно всунул свое "Я не смею рассказывать о том, что Я вижу".
581
Аноним29 марта 2016 г.Не все склепы на кладбище безопасны
Читать далееОчередной замечательный рассказ от мастера своего дела Говарда Филлипса Лавкрафта. Он написан почти в тоже время, что Храм и Дагон, но с ними ни в коем случае ничего общего не имеет. Совершенно другой отдельно стоящий рассказ с присутствием свойственного лавкравтоскому творчеству ужаса и драматизма.
Да, это очередной ужастик, снять фильм по которому обязательно должны были (и кстати сняли, аж две части, правда фильмы старые 88 и 90-какой то там год, а я такие не смотрю). Да по любому рассказу, написанному Лавкрафтом, можно снимать кино. За основу сценария их брать можно и нужно, потому что атмосфера, созданная автором, уникальна и такую не могут создать ни в одном современном фильме ужасов (ну за редким исключением).
В этом небольшом рассказе повествование ведется от лица живого человека. Это меня немного удивило, так как я ожидал снова прочитать жуткую историю, написанную мертвецом. Но нет, герой рассказа жив и дает показания полицейским.
По сюжету два друга с какой то только им известной целью отправились на кладбище. Они не съедали и не выпивали оставленные подаяния, не крали цветы, не развлекались с трупами, они почему то решили исследовать один из склепов. Кажется, друзья обнаружили врата в ад, которые находились там, где никто не мог предположить.
Возможно в этом рассказе кого то из героев поджидает ужасная смерть в муках, может быть какие то твари из самых смелых кошмаров вырвутся на свободу, а может в этот раз все более менее нормально кончится? Все узнаете прочитав этот короткий рассказ, но скажу сразу, что ничего не кончится хорошо. Это же Лавкрафт - мастер ужасов. Да и к тому же я уже в начале сказал о том, что повествование ведется от лица живого человека и что он не просто рассказывает историю, а дает показания полицейским. Кто то не выжил.
Рекомендую ознакомиться с этим рассказам всем любителям чего-нибудь остренького. Стоящий внимания автор, стоящий внимания рассказ. Ну а времени на прочтение уйдет совсем не много, так что на этот счет не переживайте.
4428
Аноним12 сентября 2021 г.Читать далееЭтот рассказ очень короткий по сравнению с другими произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта. Но однако это нисколько не умаляет его достоинств. И я даже скажу больше, что "Показания..." намного интереснее и страшнее, чем более известные "Зов Ктулху" или "Хребты Безумия" как раз за счёт своей краткости. Но как бы то ни было, мне нравиться все прочитанные "Лавкрафтские ужасы".
Конкретно эта история ведётся от лица Рэндольфа Картера, который даёт свои показания суду (кроме этого, Картер появляется ещё в других нескольких произведениях). Исчез его друг - Харли Уоррен, и последний раз видели его именно с Картером.
Рэндольф, после падения в обморок, по отрывочным воспоминаниям, рассказывает, что он с ним, прихватив фонари, лопаты и телефонный аппарат, отправляются на заброшенное кладбище. Там они по какой причине вскрывают каменную плиту, под которой оказывается путь в склеп. Прихватив аппарат, Уоррен спускается туда...
Этот рассказ великолепен, он опутан атмосферой ужаса и неизвестности. А истинный ужас вселяет концовка рассказа, именно его последние три слова. Ещё страшнее будет, если прослушать его аудиокнигу.
Конечно, остаётся много вопросов: по какой причине спустился в склеп Харли Уоррен, что он думал там найти? Что увидел там Уоррен, из-за чего обезумел от ужаса? И кто произнес в трубку те последние три слова, из-за которых Картер потерял сознание? На них нет ответа, но именно эта неизвестность отвечает на жуткую обстановку рассказа.
В этом весь Лавкрафт, который так старательно подчеркивает в своих произведениях ничтожность человечества перед тайнами мира, космоса, Вселенной...3404