
Ваша оценкаРецензии
Аноним23 января 2021 г.Читать далееДата написания: 1747
Вольтер размышлял над жизнью и нелепостью происходящего. Чаще всего мы присваиваем смысловые значения явлениям, которые либо несут совсем иные смыслы, либо по сути своей бессмысленны вообще (но наш мозг не допускает такого факта и всегда придумывает убедительные модели, которые строятся не на действиях, а на риторике).
Сюжет повествует об умном, красивом, успешном Задиге, который проживает в мире арабских сказок и познает мир посредством путешествия по нему. Судьба - важное слово в названии, потому что все нелепости происходящего вокруг нас мы часто нарекаем роком и судьбой. Вольтер сталкивает Задига с людьми со своими убеждениями и мировоззрениями и, в отличие от Задига, большинство людей вовсе не умные, красивые, успешные и богатые. Все они имеют что-то, что считают своим недостатком (в рамках навеянного текущей культурой) и чтобы утвердиться в иерархии общества они совершают поступки, которые их в этом обществе чаще все же роняют. Так как обществом правит большинство, Задиг не вписывается в этот мир и постоянно попадает в ситуации, в которых другие люди пытаются либо его использовать, либо изничтожить. А задиг беспрестанно думает, за что ему такая кара, за что его так наказывает судьба.
Действия в книге разворачиваются очень быстро, Задиг все время в движении, вокруг него постоянно новые, сменяющие друг друга люди, но это совершенно не мешает наслаждаться повествованием и все отчетливо визуализировать. Предложения красивые и длинные и за раз способны вместить в себя и мудрость и событие и интригу. Очень мне понравились логические способы решения возникающих ситуаций. Вольтер талантливо придумывал проблемы и поражал меня своей изобретательностью их решать. Повесть не большая, но в ней все взаимосвязано и действия происходящее в разных ее частях в конце видятся большим замыслом.
Вольтер через Задига осуждает странные религиозные обычаи, из-за которых умирают люди, становятся несчастными, лишаются любимых. Он постоянно обращает внимание на бессмысленность многих культурных обыденностей, которые давно пора искоренить. Тем более, что чаще всего за этими внешне бессмысленными и страшными ритуалами скрывается жажда наживы священнослужителей их проводящих.882,1K
Аноним6 марта 2022 г.Восточный принц
Читать далееОдна из философских повестей Вольтера о юноше с прекрасными способностями и благородной душой по имени Задиг, жившем в Вавилонском царстве. Вся повесть – это множество его приключений в Вавилоне, Египте, Сирии, Индии.
Всюду Задиг старается делать добро и стремится к справедливости, пытается защитить несчастных, но из этого получается мало добра, за свои добрые поступки сам он получает преследования, наказания, приговоры.
Вступился Задиг за молодую женщину, которую избивает муж, а она вопит о помощи. Благородный юноша вступает с обидчиком в поединок и убивает его. Но женщина теперь обрушивает на него свой гнев и проклятия.
В истории о пропавшей собаке царицы и пропавшей лошади царя Задиг проявляет недюжинный ум и наблюдательность ( да он просто может посоревноваться в дедукции с самим Холмсом !) и честно отвечает на все вопросы, но приговаривается судьями к непомерным штрафам.
В Индии Задиг возмущён многовековым обычаем сжигания вдов на костре и находит этот обычай варварским и кроме того, нелепо расточительным для государства – бессмысленно потеряно столько жизней, в том числе и нерождённых ими детей, а дети, которые родились, остаются сиротами и бедствуют. Задиг находит способ вдохновить женщин на жизнь и отказаться от костра, но его опять проклинают и прогоняют те, кому достаётся имущество и драгоценности женщин.
Мудрость и редкий здравый смысл проявляет Задиг, когда царь назначает его на место первого министра. Ко всем вопросам у него нестандартный подход.
Например, чтобы решить, кого из двух претендентов дать в мужья женщине, Задиг беседует с ними об их взглядах на воспитание ребёнка и делает свой вывод.
Полторы тысячи лет длится в Вавилоне спор, какой ногой вперёд надо вступать в храм – правой или левой. Образовались две непримиримые партии, и все ждут, к какой же их них примкнёт Задиг. А он решает этот спор довольно остроумно и поясняет, что бог не может придавать правой или левой ноге большее значение, и спор этот бессмыслен (тут вспоминаются тупоконечники и остроконечники у Свифта).
Один из восточных царей жалуется Задигу, что его все обкрадывают и просит посоветовать, как ему найти честного человека на должность казначея. Задиг решил проблему изящно – с помощью танцев.
Философская сторона повести проявляется в эпизоде, когда Задиг встречает ангела, и тот на практике показывает, что всё на свете имеет двойственную природу – добро и зло не существуют друг без друга. И нет такого зла, которое не порождало бы добра.
Тем не менее приятно, что повесть заканчивается благополучно, и Задиг возвращается в свой родной Вавилон, а справедливость торжествует.
591,6K
Аноним19 июля 2014 г.Читать далее- Вот онa, жизнь человеческaя! О добродетель! Чем ты помоглa мне? Две женщины недостойно обмaнули меня; третья, невиннaя и прекрaснейшaя из всех, должнa умереть! Все, что я делaл хорошего, неизменно стaновилось для меня источником несчaстий, и нa высоту величия я был возведен лишь для того, чтобы низвергнуться в ужaснейшую пучину бедствий. Если бы я был столь жестокосерден, кaк многие, я был бы счaстлив, кaк они.
Эту философскую повесть, больше похожую на сказку, можно смело считать настолько же актуальной, насколько она была таковой в 1748-ом году, когда ее впервые опубликовали. Она состоит из девятнадцати глав-притчей о мудром и справедливом Задиге, на долю которого выпало пережить много испытаний и потрясений: он возвысился до министра самого султана и так же в один миг скатился до участи раба в кандалах, которого продают, покупают. Несмотря на свой ум и сноровку, Задиг создает впечатление очень простодушного человека, которого легко можно водить за нос. Но это не так. Он - олицетворение терпения, благодушия и оптимизма. Задиг во всем ищет только добро, он во всем хочет усмотреть только лучшую сторону, а реальность жестоко разочаровывает его, заставляя страдать, мучиться душой и телом. Задиг довольно таки смел и отчаян для своей эпохи - он выступает против глупых предрассудков, зная наперед, что запросто может расстаться с жизнью за свои порывы и непримиримость к устаревшим догмам.
Главы имеют определенное название, они тесно связаны между собой. Их невозможно читать по отдельности, но несмотря на это, хочу отметить самые яркие, читая которые я забывала выдыхать, скажем так. Это в первую очередь "Отшельник". А также "Завистник", "Ревность" и "Костер". Но это не значит, что остальные лишь тень и штрихи, конечно же, нет! Вся повесть - это сплошной восточный колорит, атмосфера "Тысяча и одной ночи" (не сравнение!) с бушующими страстями, красивыми чувственными женщинами и конечно же, доблестными рыцарями мужчинами. Какие тут интриги, заговоры и переплеты! Нам, с высоты нашего 21-го века это все может показаться до смешного наивным и пафосным, но для 18-го века это самое смелое и бросающее вызов, произведение. И еще - это кладезь мудрости: ненавязчивой, не утяжеленной фоновыми драпировками и явной претензией на заумность. Эта такая доступная, лучистая, не вычурная мудрость - не та, читая которую чувствуешь себя непроходимой тупицей. Она деликатно так учит тебя тому, что такое хорошо и что такое плохо.П.С. Повесть написана как посвятительное послание от Саади (великий персидско-таджикский поэт, 1210-1291) к султанше Шераа.
302,1K- Вот онa, жизнь человеческaя! О добродетель! Чем ты помоглa мне? Две женщины недостойно обмaнули меня; третья, невиннaя и прекрaснейшaя из всех, должнa умереть! Все, что я делaл хорошего, неизменно стaновилось для меня источником несчaстий, и нa высоту величия я был возведен лишь для того, чтобы низвергнуться в ужaснейшую пучину бедствий. Если бы я был столь жестокосерден, кaк многие, я был бы счaстлив, кaк они.
Аноним31 декабря 2011 г.Чудесная вещь. Очень очень понравилась. Ненавязчиво уму-разуму учит, такая приятная нетяжелая философия.
171,5K
Аноним11 мая 2017 г.Читать далееНачиная читать «Философские повести» я думал, что это будет что-то затейливое и сложное, но первая повесть из этой серии оказалась довольно простой для восприятия.
Это некая сказка для взрослых. Задиг – умный, добрый, мудрый, сильный, смелый и вообще он идеален, с какой стороны не посмотри. У него много врагов, завистников, хулителей, но он справляется со всеми кознями их врагов. Он совершает добрые поступки, но взамен ничего хорошего не получает. Например, лечит человека, которого не могли вылечить врачи, и тут же он подвергается нападкам этих самых врачей и попадается в паутину их заговоров и козней (в адрес врачей в этой книге довольно много едких замечаний). Или выявляет заворовавшихся чиновников, и тут же становится их врагом.
Кроме раскрытия поговорки «от добра добра не ищут» в книге поднимается вопрос веры и необходимости и неизбежности зла, мол, без зла никуда, горечь посылается на людей либо дл испытания, либо для наказаний. Причём, говориться это так в открытую и «в лоб»читателю, что аж немного неловко, потому как до этих моментов в книге Вольтер тонко издевался над политиками, учёными, врачами и представителями высшего общества, а потом приходит к такому вот наглому навязыванию своего мировоззрения. Использовать бы для этого метафору, или просто намекнуть на эту мысль… Впрочем, куда уж мне судить – по степени учёности и просветленности Вольтер меня уделал бы одной левой, не напрягаясь и, поэтому, не мне говорить, чего хватает/не хватает в его произведениях, но я всё равно расстроен, что такой мыслитель так предсказуемо передал свою мысль.
А ещё меня расстроил финал. Создаётся такое ощущение, что Вольтер просто детишек не хотел им расстраивать, потому что в финале добро побеждает зло и хорошие живут долго и счастливо. Ну, или это был пародия на подобные произведения. Но, всё равно, мы всю книгу читаем о том, как Задиг страдает от своих добрых дел и от козней врагов. Он сталкивается с человеческой жестокостью, лицемерием, обманом и прочими пороками. Но в финале, почему то, злые получают по заслугам, а добрые вознаграждаются за свои страдания. Как-то это неправдоподобно.
В комментариях к произведению написано, что восточная окраска повести носит условный характер и целью Вольтера было завуалированное изображение среды Франции XVIII века, а ещё некоторые имена завистников Задига – это отсылки или анаграммы имен недоброжелателей самого Вольетра. Но с этим я не могу не поспорить, не согласиться, потому как с историей Франции я знаком только по романам Александра Дюма, а он частенько позволял себе своевольничать с историческими фактами.
В общем, я остался доволен. И остроумно, и просто, и на злобу дня. Правда, в такой вот внезапный несчастный финал произведения вериться с трудом. Я ожидал, что эта повесть будет тяжелой и сложной, но на деле оказалось совсем наоборот.
112,3K
Аноним26 марта 2022 г.Читать далееЭта первая философская повесть Вольтера была написана в весенние месяцы 1747 года. Место действия Вавилон и близлежащие государства. Основная религия, через которую трактуются различные "послания свыше" - зороастризм. Задиг, честный и добрый юноша, наделенный смелостью и мудростью, попадает в различные ситуации, из которых чаще всего выходит живым благодаря делу случая. Много странствий и лишений ему пришлось пережить на пути к счастью, но это не ломает героя, разве что он учится на своей доверчивости и от добра добра не ищет. Истории интересные и поучительные, как будто писал арабский автор. В тексте часто встречаются вставки якобы из первой книги Зороастра (Авесты), но книга была впервые переведена на французский язык только в 1771году. Вольтер знал эти книги, когда писал Задига, только в сокращенном изложении, поэтому все ссылки на Зороастра можно назвать мнимыми. Есть в тексте немало насмешек над псевдонаучными методами лечения и даже над Библией (О законе запрещавшем есть грифов).
3952
Аноним15 июня 2020 г.Читать далееЕсли честно, не ждала многого - ну, Вольтер, Просвещение, классицизм, проходили, бла-бла-бла, что меня там поразит? А оказалось отлично - не столько, может, про судьбу и не судьбу, сколько то, как написано: собрать сказки всех народов мира, переврать как хочешь, и пусть у нас в Вавилоне рассчитываются с помощью денье, а еще пусть герои (и автор!) время от времени выдают всякие ну ооочень глубокомысленные и ооочень "восточные" замечания" - и тогда час, который вы проведете в компании французского классика 18 века - или восточного путешественника Задига? - точно не будет скучным :)
На самом деле местами было прямо весело :)))
Прямо рекомендую эту милую "Одиссею" :)11,3K