
О дивный новый мир!
dejavu_smile
- 468 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Почему решил прочитать: соперник-победитель повести "Божественные двигатели" в борьбе за премию Хьюго-2010 в номинации повесть. Читал Стросса и до этого. Очень сай-файный автор
В итоге: как бы ни были хороши "Божественные двигатели", "Палимпсест" заслуженно, в честной борьбе, получил заветную ракету-статуэтку.
Во-первых, очень масштабно. Повествование охватывает сотни миллиардов лет.
Во-вторых, повесть, видимо, дискутирует с "Концом вечности" Азимова.
В-третьих, достойная деконструкция и современная ревизия всего жанра хронооперы. Да ещё и со своей находкой: переписыванием истории, существованием "неистории" и так далее.
В-четвертых, лихой и динамичный конспирологический сюжет.
Как всегда бывает с хронооперами, показанная вселенная запутана и, если придираться, наверное можно найти некоторые логические нестыковки. Но придираться не хочется.
Шикарный образец жанра. И при этом небольшой объём.
10(ШЕДЕВР)
Спасибо переводчику-энтузиасту Incanter за возможность ознакомится с данным произведением.

Тот редкий случай, когда переработка старого сюжета (кроме того, сюжета невероятно успешного и трепетно любимого фанатами) получается удачной и самостоятельной, отрываясь от романа-прародителя и обрастая собственной философией.
В скай-фай подобное случается чаще, чем в литературе "высокой" или, тем более, массовой, ибо она, при всей своей фантастичности, будто на костыль опирается на последние научные достижения.
Кто-то сказал, что современную "твердую" фантастику убила науку - то, что у Лема, Азимова или Хайнлайна умиляло читателей XX века и порождало надежду на светлое будущее космической эпохи, в произведениях современных авторов вызовет лишь скуку и недоверие. Полный провал космических планов (яблони на Марсе и вот это вот все) дал начало новому витку научно-фантастической литературы: литературе возможностей, скажем так. Джеймс Кори с его "Левиафаном", Энди Вейр с "Марсианином", частично Лю Цысинь с его трилогией "Память о прошлом Земли" показали отличный пример космической фантастики недалекого будущего, то, что вполне может произойти.
Сюжеты же долгоиграющие - о далеких планетах, о союзах звездных систем, о том, что Земля когда-то стала прародительницей человечества и жизни во Вселенной, - требуют серьезной переработки, очищения от наивности и регулировки в соответствии с последними научными достижениями.
Так поступил и Чарльз Стросс, взяв рукопись "Конца вечности" Азимова и выскоблив его дочиста. Затем эта рукопись обрела новое лицо: была Вечность, стал Стазис, были Изменения реальности, стали Палимпсесты, был Харлан, стал Пирс.
В повести Стросса действие происходят на Земле DC века, в кайзеровской Германии, в конце XX, в середине XXX и спустя три миллиарда лет от того момента, в котором я пишу эту рецензию. Солнце доживает последние дни и больше не может поддерживать жизнь на земле. Человечество вымирает - оно всегда вымирает. Организация под названием Стазис, напоминающая смесь ЦРУ и ордена иезуитов, занимается поддержанием жизни дряхлеющей звезды (для этого в сердцевину Солнца помещают черную дыру, "выезжая", таким образом, на излучении Хокинга и аннигиляции) и возрождением человечества, производя Пересевы - отбор особей из определенного периода и заселение ими другого времени.
А на подходе - столкновение Млечного пути с Галактикой М31, дорога в вечный мрак и хаос и - в очень нескором будущем, до которого, впрочем, доживут сотрудники Стазиса, прыгающие через кротовые норы - конец запаса энергии черной дыры и смерть.
В этом балансирующем на краю Врат времени мире зарождается оппозиция, внося еще больше хаоса в разношерстное повествование, состоящее из слайдов возможной истории, кусочков жизней Пирсов и заданий, заканчивающихся всегда не так, как было запланировано.
В отличие от первоисточника - а, мне кажется, Стросс нисколько не скрывает заимствование, это кричит и название, и множество мелких деталей типа долгого срока обучения в Стазисе/Вечности - "Памимпсест" ближе к реальности. Стросс, опираясь на последние научные достижения (а иногда и не последние, а просто проигнорированные Азимовым), создает картинку "а что, если", в то время как Азимов рисует нам образ "могло бы быть и так, но нет".

Все организации, основанные с определенной целью, быстро переполняются людьми, склонными отождествлять эту цель со своей собственной.
















Другие издания


