
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 декабря 2015 г.Читать далееВ детстве я страсть как не любила Астафьева, но составителей школьной программы, конечно, это совершенно не волновало, поэтому рассказы Астафьева попадались каждый год, убеждая меня в том, что это зануда из древнего рода зануд. Теперь я, конечно, умудрённая, старая и бородатая, понимаю цимес этих лирических зарисовок, но к автору по-прежнему подхожу с опаской. Мне всё равно кажется, что не все его вещи годны для детства, потому что не хватает опыта для прочувствования каких-то отдельных самобытных ноток.
Рассказ "Фотография, на которой меня нет", конечно, о мальчишечьей солидарности и настоящей дружбе, тут понять может даже такой ребёнок-лошок, как я. Куда интереснее при перечтении обратить внимание на нежное и уважительное отношение к учителю, которое сквозит в каждом скупом его описании и детали. Когда учишься в школе, то этот лиризм не понять - учителя вот тут под боком каждый день, некоторые откровенно бесят, остальные, даже если не нравятся, находятся в привычной рутинной зоне восприятия. И только когда выйдешь из школы и проживёшь сколько-то там десятков лет, понимаешь, что были среди них человечищи, которые тебе что-то дали (или не было таких, что очень грустно), а ты даже не знаешь сейчас, живы ли они. Весь рассказ собирает в горсть это хрупкое ощущение единения, общего движения куда-то в будущее, которое теперь уже стало прошлым. Школа в доме, который когда-то был твоим; учитель, который в деревенской жизни не разбирался; лучший друг, который отказался фотографироваться, потому что один за всех и все за одного; зёрнышки лиц на фотографии, где всё равно всех узнаёшь, потому что они стали частичками тебя.
А я вот по школьным фотографиям могу вспомнить не все фамилии. И одноклассников уже не узнаю. Не знаю, что делать с этими взрослыми дядями и тётями, не понимаю, что у них общего с теми, кто когда-то списывал у меня математику. Лирическому герою Астафьева можно только позавидовать.
6115,1K
Аноним9 ноября 2018 г.Читать далееЗа мистическим на первый взгляд названием кроется вполне жизненный рассказ. Душевный и грустный. Ну а какой он ещё может быть, если речь идёт о жизни крестьян в начале 20 века?
Это сейчас у нас всевозможные гаджеты, и мало чем можно удивить даже маленького ребёнка. А тогда приезд в деревню фотографа было невероятным событием. Это был праздник, да что там, - это равнялось чуду.
Поэтому истинным горем для юного героя стала болезнь, из-за которой он не смог присутствовать, когда весь класс фотографировали, как оказалось, на долгую, хоть и пожелтевшую память. Ведь фотография прошла долгий путь, пережила и войну: и разруху, и стала летописью, историей в лицах, на которой его, я так понимаю, нашего автора, нет. Как нет и его друга, который мужественно отказался фотографироваться во имя дружбы.Рассказ привлекает своей простотой и невероятно харизматичными персонажами. Чего стоит только бабушка. Типичная сельская бабушка, и полает, и тумака даст, если сердита. Но обязательно пожалеет, приласкает, приголубит своего горемычного внука. И речь её, журчащая, немного странная ещё долго будет вспоминаться.
А учитель здесь какой! Таких бы да побольше во все времена. Добрых, искренних, преданных своему делу, любящих детей по-настоящему.От этой истории повеяло ностальгией. Захотелось пересмотреть старые альбомы.
А ещё вспомнила, что у меня тоже есть фотография, на которой меня нет. Но мне повезло больше. У меня ещё с десяток снимков, на которых я есть. Окунуться, что ли, в прошлое?579,8K
Аноним19 августа 2017 г.Читать далееПрочитала этот рассказ в рамках списка литературы на лето ребенка :)
Какой у Виктора Петровича чудесный язык! Стоит только "услышать" речь бабушки и рот растягивается в довольную улыбку :)
Вот например:
"Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет!"Какая душевность исходит от его произведений! Хочется читать и читать!
С одной стороны, рассказ очень светлый, пропитанный любовью и детством. С другой - очень грустный и трагичный. Современным детям со всеми гаджетами, киношками, чипсами и сном до обеда в летний период крайне полезно узнать, как жили (да и порой живут) дети в деревне...
2110,5K
Аноним2 мая 2019 г.Как была для меня детская «деревенская проза» в младшей школе бессмысленной,непонятной,сложной и скучной,так таковой и осталась.
Читать далееТерпеть не могла в начальной школе такие рассказы(а они там почти все такие были).Они всегда казались мне безумно скучными,сложными,я не понимала половины написанного,следовательно,и сюжет воспринимала весьма смутно.Поэтому они были для меня чем-то непонятным и странным,а в голову мне упорно лезли мысли,что авторы создали сей «шедевр» только для того,чтобы помучить несчастных школьников.Теперь я хотела попробовать прочесть что-то подобное снова,подумала,что тогда я просто ни в чем не разбиралась и сейчас отнесусь к симу иначе.К сожалению,я ошиблась.
Этот небольшой рассказик я читала три часа(это я точно знаю-у меня прямо перед носом часы висят).Боюсь,кабы не интернет,то я и сейчас бы не слишком разобралась с некоторыми вещами.Мне всё ещё кажутся странными реакции,мысли и общение персонажей.Такие описания жизни в деревнях,как нам представляет Астафьев,не вызывают у меня никакого отклика,никакого интереса,как и персонажи(только учителя можно назвать более-менее приятным).Ягодки,грибочки,птички,тёмная изба,одну половину которой пронизывает холод,а в другой можно угореть,грязное тряпьё вместо одежды,жесткие,необразованные,иногда импульсивные до сумасшествия жители,отголоски каких-то революций,мутных политических движений,которые портят им жизнь,но сути которых они так и не понимают-так я всё это вижу.Какой-то глубины я здесь не заметила.Дело в том,что автор целенаправленно писал рассказ для детей,не углубляясь в поднимаемые им мельком серьёзные вопросы,чередуя их описанием быта(подробным и длинным,но не ёмким,будто бы копаясь на одном месте) и природы(довольно примитивным,с постоянными ласкательными).
Я еле пробралась через текст.Диалоги ведутся на каком-то деревенском наречии,чтобы понять,приходилось перечитывать их по два-три раза.Очень много архаизмов,диалектизмов,вышедших из употребления слов.Серьёзно,чуть ли не в каждом предложении.
Чего я совсем не понимаю,так это того,зачем такие рассказы дают читать современным младшиклассникам.Они же там вообще ничего не поймут.Неужели кто-то думает,что они знают,что такое «куть»,«горлица»,«раскулачивание»?
Смысла я в данном произведении не уловила(я так думаю,его здесь и нет).Понапихали всего понемножку-получилась бурда.То Астафьев воспевает своих учителей,то предаётся меланхолии по ушедшим временам,то пытается показать ужасные последствия раскулачивания,то глазами капризного и несколько эгоистичного мальчика(его самого,между прочим) показывает такую скудность деревенской жизни,что приезд фотографа для жителей был праздником.Вроде как тут ещё коснулись темы дружбы и самоотверженности,родительской(а в данном случае бабушкиной) любви.А уж название здесь просто не пришей кобыле хвост.Рассказ-то не об этом(для меня он ни о чём),хотя это там и фигурирует.
Это не моя литература,теперь я это точно поняла.Я такое не оценю.810,2K
Аноним9 января 2019 г.Читать далееЭтот рассказ буквально пропитан любовью и уважением к профессии учителя. Автор пишет про учителей с теплом и трепетом. В то время они пользовались огромным уважением и имели весомый авторитет. Было очень приятно читать про такие тёплые чувства к людям этой профессии. Несмотря на то, что это небольшой рассказ, автору удалось погрузить читателя в деревенскую жизнь. Приезд фотографа в деревню - событие особой значимости. И понятно почему наш главный герой так расстроен из-за невозможности прийти на фотографирование. Даже не важно, что на фотографии все лица, как крупинки, их всё равно узнаешь, и на душе становится теплее.
85,4K
Аноним11 апреля 2024 г.Читать далееВ моём учебнике литературы было это произведение, мы дошли до него по программе, но мне захотелось прочитать его ещё раньше.
В самом начале рассказа нам повествуют о том, что в какую-то захолустную сибирскую деревню приезжает фотограф, для того чтобы запечатлеть... учеников местной школы, вместо того чтобы сфотографировать "деревенский люд, алчущий быть увековеченным". Естественно, это событие невероятно важно для каждой семьи, в которой есть ребёнок, так как такой шанс для провинциала-сибиряка выпадает лишь однажды в жизни, и поэтому всё должно быть просто идеально: одежда тщательнейшим образов выглажена, ребёнок умыт и причёсан.
Главный герой и его друг Санька, поскольку они не очень-то блистали отметками и поведением, должны были сидеть в заднем ряду. Казалось бы, что такого? Они плохо себя вели, вот и заслуженное наказание. Но с заднего ряда, за спинами других ребят, себя будет очень сложно найти и как следует разглядеть. Получится так: фотография класса, а тебя на ней нет.
Мальчики пошли кататься с крутого обрыва на санках, чтобы убить время. В конце концов они накатались, начерпали полные сапоги снега и пошли домой. Что было дальше, узнаете, дочитав произведение.73,1K
Аноним24 июня 2016 г.Мистическое и завораживающее название.
Читать далееКакое красивое название, очень красивое. И сразу же возникает при прочтении названия, этакая фотография уже старенькая и потертая, где нет какого-то мальчика. Сразу же подумала о мистике, но ничего такого там и не было.
Евгений Николаевич, конечно же, мне сразу понравился, с самого первого описания его. Смелый, с виноватою улыбкой и оттопыренными ушами, такого описания и мне хватит, чтобы он сказался в моем сознании человек приятным мне. Удивительно, но сначала хотела поставить произведению 3. М-да. Но потом, этот случай со змеей, поход, ох как меня это завлекло, появился интерес, ну просто ах как чудесно!
76,5K
Аноним1 августа 2024 г.Рассказ потрясающий, читала с превеликим удовольствием. "Фотография, на который меня нет" произвёл глубокое впечатление благодаря своей искренности и эмоциональной насыщенности. Автор описал всё простым языком, однако текст раскрывает огромное количество важных тем.
32,2K
Аноним7 апреля 2024 г.Читать далееНе сказала бы, что огромным удовольствием прочитала, но было довольно интересно. Тем более с мальчиком Витей и его бабушкой я уже оказалась знакома по тексту "Конь с розовой гривой". Данный рассказ прочитала для урока литературы (8 класс).
В произведении поднимаются разные вопросы: и дружба с неким самопожертвованием ("раз ты не пойдешь, то и я не пойду"), историческая обстановка (раскулачивание), роль учителя (уважение не только от учеников, но и от взрослых).
Несмотря на обилие диалектизмов, читать довольно легко. Если есть сложности, всегда можно обратиться к словарю.
32,7K
Аноним7 сентября 2015 г.Читать далееЛистала учебник литературы, будучи в 8-м классе, на одной из страниц наткнулась на эту броскую фразу, оказавшуюся названием произведения.
"Фотография, на которой меня нет". Прекрасно звучит!
Безусловно, название меня заинтриговало. Прочитала пару первых предложений, а потом просто физически не могла успокоиться, пока не дочитала до конца.
Персонажи невероятные. Отчаяние мальчишки, его нежелание мириться с ситуацией, его попытки все изменить и последствия этого - это так трогательно и замечательно... Бабушка, в которой так тепло сочетаются строгость, стремление сделать из внука человека, и жалость к нему, желание скрасить его несчастье; ее забавная и родная ворчливость, забота вопреки всему, что натворил внук. Сам главный герой - неужели сам Астафьев в детстве? - мальчишка, понять которого легко; которому сочувствуешь и которого чувствуешь.
Если честно, уже плохо помню конец. Помню только, что произведение произвело на меня впечатление.
После прочтения "Фотографии..." Астафьев стал любимым автором. Вот так вот.
34,3K