
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 января 2022 г.Читать далее"Мир, которого не может быть" я уже читала в каком-то сборнике, но вспомнила об этом только в процессе чтения (прослушивания). Жаль, что концовку тоже вспомнила, могло бы получиться интереснее. Рассказ хороший, увлекательный, грамотно построенный и небезыдейный. Во-первых, приключения: охота на инопланетного зверя, который в процессе начинает умнеть, и неожиданный финал с открытием тайны всей планеты, плюс эффектный и забавный штрих вместо эпилога. Кто-нибудь наверняка смог бы из всего этого выжать целый роман. Во-вторых, экологичность: вывод о том, что свою планету и соседей по планете надо беречь, напрашивается сразу же. На "в-третьих" остановлюсь поподробнее - это момент, который поразил меня при перечитывании. Если забыть про другие планеты, с первых же строк кажется, что рассказ идёт о белом человеке в туземной колонии. Я только что прочитала повесть Конни Уиллис - Неразведанная территория (1994), так там исследователей новой планеты без конца штрафуют за поведение, напоминающее об "оголтелой империалистической экспансии". Но то пародия, а Дункан у Саймака как раз этим и занимается: эксплуатирует ресурсы и население, уничтожает местные виды, ввозит новые, а также новые технологии, оскорбительно обращается с туземцами, не слушает, что они ему говорят, и мечтает стать плантатором. Само обращение к Дункану "господин" несколько коробит, а исполнитель аудиоверсии Олег Булдаков ещё и интонации подобрал такие, что прямо видишь этого плантатора и "цветных" слуг. Наверно, в 1958 году такое поведение воспринималось как норма... Во всяком случае, я не могу решить, автор "за" или "против". С одной стороны, финал вроде как научил героя кое-чему, с другой, это не особо помешает ему продолжать в том же духе. Остаётся признать автора прогрессивным для своего времени и не пытаться подогнать под современность. Но, вот правда, коробит, а ведь при прошлом прочтении я даже не заметила ничего...
Радует уже то, что до героя в принципе можно достучаться, и контакт в итоге проходит успешно. Не знаю, подходит ли в данном случае слово "гуманизм", а вот оптимизм - точно про автора. Правда, я видела версию, что название - "Мир, которого не может быть" - это как раз по поводу способности людей договариваться миром с кем бы то ни было, но сама склоняюсь к варианту, что это про выдуманную Саймаком форму жизни. Ну очень уж невероятная)25324
Аноним27 мая 2016 г.Читать далееОдин из моих любимых писателей-фантастов. Небольшой рассказ, в котором мы знакомимся с необычной планетой, где все живое, а именно, гуманоиды, животные, насекомые и птицы, бесполы. Им не нужно создавать пары, для того, чтобы производить потомство. Социолог, изучающий местных жителей, пытается разгадать принцип их существования:
«Без пола пропадает смысл семьи, без семьи нет основы для племени, а в то же время у местных жителей сложная племенная структура с развитыми табу, регулирующими повседневную жизнь. Где-то должно быть нечто главное, объединяющее их и порождающее систему взаимоотношений, братства».А загадку эту повезло разгадать главному герою рассказа – фермеру Дункану, решившему уничтожить зверя, повадившегося поедать драгоценный урожай «вуа», с трудом выращенный на его плантациях. Во время охоты выясняется тайна этой планеты, а именно, тайна диковинного зверя под именем Цита. Какое благородное, разумное существо! Цита сумела повлиять на охотника: «умнеет» не только она, но и Дункан.
Хороший рассказ. Мне очень понравилась задумка автора. А финал просто бесподобен. Представляю себе выражение лица Дункана при получении ТАКОГО сюрприза!6313
Аноним4 июня 2020 г.Саймак - фонтан идей.
Читать далееОписать впечатление трудно. Но мысли возвращаются к прочитанному, назойливо, неотступно. Где только у автора всё берётся? Как оно рождается у него в голове? Но что бы он не придумал, всё западает в душу. Всё неожиданно, всё остроумно.
Непонятно, почему этого мира не может быть?! Вполне земной пейзаж, и звери такие могут быть где-нибудь в Индии, Австралии, Латинской Америке.Единственно, что не может быть - так это главного героя этого мира. То она животное с беззаботным спокойствием, то в минуты опасности в ней пробуждается разум - она строит ловушку, сооружает копьё с каменным наконечником. Но самое невероятное - она мать разных животных, они составляют её тело, висят на её хрупком скелете и разбегаются в минуту опасности, и она их вынашивает до взрослого состояния. Это ж в каком страшном сне могло такое присниться?!
Но главное не в этой фантазии. А в противостоянии охотника Дункана и зверины Циты. Сначала она прав: она лишила его урожая и он имеет право с ней разделаться. Он чувствует свою силу, уверен. А она как бы жертва, спасающая шкуру. Потом они меняются местами. Он чувствует страх, она нападает. Сначала он ничего о ней не знает, потом видит её, слышит, разговаривает, начинает понимать, кто перед ним и почему аборигены в священном ужасе перед ней, никогда не поднимут на неё руку. Она священна! И когда они оба оказываются в ловушке, человек приходит к ней на помощь, а она ему.Это так любимая Саймаком идея о дружбе миров, о силе разума, чтобы этот мир стал лучше, человечнее. Разумные существа всегда могут договориться между собой, в каких бы непривычных формах не заключен был этот разум. Потому и стал фантастом, что в сегодняшнем дне не находит возможности воплотить свои идеи. И замечательна концовочка, как всегда:
Он, ковыляя, стал спускаться с холма, а Цита смотрела ему в след. Замечательное существо, думала она. Следующий раз, когда буду делать маленьких, я обязательно сотворю дюжину таких, как он.
Она чувствовала, что разум ускользает от неё, как возвращаются старое привычное беззаботное спокойствие. Но это ощущение было связано с предвкушением радости при мысли о том, какой замечательный сюрприз она приготовила для своего нового друга.
Разве он не будет счастлив, когда я принесу их к его порогу, думала Цита.
Пусть счастье не покинет его!Содержит спойлеры5267