
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 февраля 2021 г.Сон стервятника
Читать далееЭто последняя из повестей Белкина, на которую я пишу рецензию, зато написана она была Пушкиным раньше других, можно сказать, что с "Гробовщика" и начался этот знаменитый болдинский цикл повестей. Когда Александр Сергеевич формировал сборник, он решил поместить "Гробовщика" строго посередине - третьим в пятерке.
То, что я обращаюсь к этой повести в последнюю очередь, объясняю для себя тем, что, наверное, мне она показалась не столь яркой и оригинальной, как другие. Это эмоциональное и избирательное объяснение, но можно подойти и логически, ведь "Повести Белкина" стали заметной вехой на пути русской литературы от романтизма к реализму, но в то же время, как раз "Гробовщик" на условной шкале романтизма-реализма стоит ближе именно к романтизму. Это самая "романтическая" повесть из всех пяти. Она вполне в традиции произведений первой половины XIX века, насыщенных мистическими мотивами, содержащими тему снов, связанных со сверхъестественным.
"Гробовщик" затрагивает тему жизни человека, постоянно сталкивающегося со смертью, человека, сделавшего смерть других источником своей собственной жизни и жизни своих близких. Как живется человеку, у которого на кухне и в гостиной стоят еще непроданные гробы, человеку, который считает вполне в порядке вещей немножко сжульничать при обслуживании "мёртвых" клиентов, выдав, например, сосновый гроб за дубовый.
Автор уже вначале повести ставит главного героя - гробовщика Адриана в патовую ситуацию, когда на серебряной свадьбе, на которой он присутствует, гости-буржуа предлагают выпить за здоровье своих клиентов. Каково Адриану: пить за здоровье мертвецов - абсурд, а за здоровье живых - себе в убыток, этак и бизнеса можно лишиться. Нравственная дилемма, накрывшая гробовщика, который жил себе, делал гробы и ни о чем таком не задумывался, выразилась в странном сне, разбившемся на две половины: реалистичную и мистическую. При всей своей невероятности, сон имеет четкую подоснову, душа Адриана через образы сна упрекает его в нечестности.
И все же, Пушкин, проводя своего героя через подобное испытание, оставляет его без катарсиса - жить как-то нужно дальше, поэтому после счастливого пробуждения Адриан забывает о страшном сне и снова погружается в мельтешащее колесо повседневности, отдавшись семейным хлопотам.
Как ни странно, но об Адриане я вспомнил, когда читал "Двенадцать стульев", гробовых дел мастер Безенчук, тот который в уездном городе N конкурировал с "Нимфой" и "Милости просим", чем-то до боли напомнил мне пушкинского Адриана. Да все они, живущие за счет смертей других, чем-то напоминают друг друга и грифов-стервятников заодно. А с другой стороны и без них нельзя...
1654,1K
Аноним24 апреля 2025 г.Мистика с лёгкой руки
Читать далееНебольшой рассказ, который будто бы прошелся по следам «Пиковой дамы», оставив те же готические тени, но уже с налетом иронии и сарказма. «Гробовщик» — это именно тот случай, когда мистику Пушкин подает не мрачно и тяжеловесно, а с характерным для него лёгким слогом, почти играючи. Читается на одном дыхании, но после остаётся легкий морозок на коже и тень улыбки.
Главный герой — Адриан Прохоров, типичный представитель московской мелкобуржуазной среды, человек простой, но со своими маленькими амбициями. Он — гробовщик, и к своей профессии относится с деловитой серьёзностью. Впрочем, до тех пор, пока во время пирушки не ляпает глупость: мол, вот бы и покойничков позвать к себе на именины. Ну, а с Пушкиным шутки плохи — желание, как водится, исполняется.
Ночью Адриану начинают мерещиться бывшие «клиенты», иронично приветствующие его как старого знакомца. Покойники не гневаются, они лишь слегка насмешливы, словно хотят показать, что не стоит легкомысленно поминать мёртвых за пьяным столом. Эта сцена — словно короткий театральный фарс на грани сну и яви, мистики и сатиры. Как всегда у Пушкина — чуть-чуть страшно, чуть-чуть смешно, и всё — до обидного жизненно.
Особенно забавно читать рассказ параллельно с «12 стульями». Кажется, будто дух Бендера с его заездом к мадам Грицацуевой и гробовщиком в роли «вечного клиента» подмигивает из-за угла. И там, и тут — фигура гробовщика становится чем-то большим, чем просто профессия. Это уже образ — гротескный, жутковатый, но одновременно до смешного земной.
Пушкин, как всегда, в своем стиле — легко, живо, ёмко. Даже о смерти он умеет рассказать так, что улыбка и дрожь идут рука об руку. А сама история, пусть и короткая, остаётся в голове надолго, как старая баллада, услышанная в полусне.
70272
Аноним30 мая 2023 г.Все профессии важны
Читать далееПовесть начинается с эпиграфа:
«Не зрим ли всякий день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»Строки взяты из стихотворения Гавриила Державина «Водопад».
По своей профессии, гробовщик действительно чаще прочих заглядывает каждый день в гроб и имеет дело со смертью. Но можно ли столь философские строки про дряхлеющую вселенную соотнести с персонажем, который ждет нас в повести?
Адриан Прохоров настолько материалист, что ни в каких философских размышлениях его не заподозришь. Возможно именно в рутинизации смерти, превращении ее в ремесло, и дело. Адриан видит гробы постоянно. К чему ему философствовать и предаваться размышлениям о вечном? Когда для него смерть и гробы — это проза жизни, профессия, которая принесла ему хороший доход.
На эти деньги Адриан смог купить домик. Описание которого совершенно не вяжется с образом гробовщика. Дом желтого цвета. Да еще и в хорошем районе — переезжал Адриан на Никитскую улицу. Если задуматься, что это улучшение жилищных условий Адриан смог позволить себе благодаря смертям других людей, то по спине пробегает холодок…
В связи с переездом на обоих домах появляются таблички. Если на оставленном табличка вполне себе обычная: «Дом продается и отдается внаймы». То на желтом доме вывеска вызывает интерес: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые».
Я допускаю вариант с починкой. Может кому-то доставили бракованный или человек давно готовится к отходу в мир иной. Да так давно, что уже гроб не выдержал. Но гроб напрокат? Понятно, что оно так дешевле, но как быть с возвратом? Раскопать после церемонии? Вытряхнуть и не захоранивать в гробу? Один вариант, который пришел в голову, хуже другого.
Хотя может гробовщик обслуживал масонские тайные кружки с их посвящениями через смерть? Тогда понятно как ему удалось сколотить состояние. Думаю, что эти ребята на гонорары не скупились.
Несмотря на достаток и покупку нового дома, гробовщика ничего не радует. Человек явно пребывает в депрессии. Что не удивительно, учитывая его профессию. И в таком состоянии он решает пойти на Серебряную свадьбу своих новых соседей-коммерсантов. Конечно, подавленное состояние усугубляется еще и алкоголем, а потому шпилька в адрес Адриана, чтобы и он выпил за здоровье его клиентов, воспринимается им в штыки.Но его клиенты пришли. Как говорится, закусывать надо было. И не только пришли, так еще и с претензиями, что по цене дубового гроба им сосновый подсунули. Похоже, что финансовый успех Прохорова всё же не в масонах )))
И хоть все случившееся — это плод фантазии, усугубленной депрессией и алкоголем, но всё же Адриан не задумался над своим поведением. Не решил, что обманывать плохо. Можно попытаться его оправдать, что обманывает он усопших и тем должно быть всё равно дубовый гроб или сосновый, но деньги-то он берет с живых. Хотя гробовщик не такой уж гад. Среди его «гостей» был мертвяк в рубище, который с Адрианом точно не мог бы расплатиться. Значит, похоронил его Прохоров бесплатно. Так что, в гробовщике ещё не всё человеческое умерло.
Но проснувшись, гробовщик не кидается менять свою жизнь. Это вам не Эбенезер Скрудж. Хотя… Поняв, что это была лишь совесть в подпитии, Адриан говорит: «Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей». Читателю остаётся только гадать, что же хочет Адриан рассказать своим дочерям. Сказать, что отныне будем вести бизнес честно или человека, который жизнь посвятил смерти сложно напугать «вестниками Рождества»?
481,3K
Аноним5 марта 2023 г.Летят годы, как мошкара...
Читать далееТабуном длиннохвостых кобыл,
Сны умчались по полю рассвета...
Что изволите, сударь??? Гробы
Есть любого фасона и цвета...
По размеру подгоним точь в точь...
Я наследник покойных традиций...
Ваш визит необычен, ведь ночь
В мир уставший сердито стучится...
Очень поздно уже... Может быть
Вам угодно быть завтра по делу???
Пальцы белые, тоньше, чем нить,
Прикоснутся к дрожащему телу...
Тень дрожит на стене и Господь
На иконе в углу хмурит брови...
Сударь, где ваша грешная плоть???
Из каких вы мещанских сословий???
Ах, пардон, вам давно уж пора
Уходить... Понимаем мы оба,
Что летят годы, как мошкара,
В направлении тесного гроба...
Классика в издательстве "Детская литература" в моем советском детстве издавалась весьма часто и с малых лет, ещё даже до школьной, обязательной программы, я весьма часто знакомился с лучшими образцами мировой литературы... Иногда это были отрывки из больших произведений, иногда полноценные тексты... Вроде бы сам уровень классики подразумевает более осмысленное понимание прочитанного, что в юном возрасте не всегда может произвести нужный эффект, но лично я считаю, что уровень интереса помноженный на фантазии, может способствовать великолепному эффекту от чтения, не взирая на страшные для любого подростка слова "обязательная классика"...)
Небольшая повесть Пушкина, скорее даже рассказ, попалась мне в именно вот в такой книге, обложку которой вы видите в этой рецензии, где сам текст сливался по смыслу с иллюстрациями так плотно, что "Гробовщик" крепко осел на вершине моего книжного хит-парада в тот период...
Плюс это же мистическая история, хоррор в некотором смысле, хотя такого слова я ещё и не знал... Вот ведь Пушкин, вот ведь сукин сын - Стивен Кинг с бакенбардами!!! Как же он смог взрастить во мне тот кайф от страшных историй, который развивался и рос в душе, с годами повышая пытливость ума и извращенность мыслей... И именно благодаря подобным книгам, я не растерял со временем интерес к чтению, а только ещё сильней утвердился в своем желании... Классическая литература для детей никогда не будет скучной, если она подается в декорациях именно детского издательства, где можно даже текст сократить, как журнальный вариант был раньше, и талантливым рисунком добавить процент интереса... Это двойной удар, нужная пропорция для детского воображения - знаю точно, сам проверил на себе!!!) Вот даже захотелось сделать пост про ту классику, которая попадалась мне в детстве в детских изданиях... Такой ностальгический позыв хронического книголюба...)
5 из 5 - конечно при взрослении и повторном перечитывании детский страх от сюжета растворился в окружающей реальности, но осталась та же аура истинного удовольствия от слога, от манерности изложения и, одновременно, от простоты повествования... Вот сейчас я прочитал повесть за 20 минут, смакуя каждое слово и образ, лукаво улыбаясь и подмигивая самому себе сквозь временной портал с мигающим табло "1984 год"... Как ты там, пацанчик??? Опять в школе "неуд" по поведению??? А нечего было на математике читать Пушкина!!! Ну, ничего, держись!!! Математиком ты точно не станешь, а вот получать кайф от книг ты будешь постоянно!!! А это, как показала, жизнь очень важно... Особенно в современном мире, где такое твориться, что "Гробовщик" выглядит рождественской песенкой... Ну, ладно, некогда мне с тобой болтать, парень... Буду читать...461,4K
Аноним8 июня 2022 г.Читать далееВ День рождения Солнца русской поэзии решил не отставать и перечитать что-нибудь из классика. Выбор пал на «Гробовщика»: помню этот текст куда хуже остальных «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», ибо в программу Коровиной он не входит, а вот остальные регулярно приходилось перечитывать (ну, разве что «Метель» бы еще перечитать, но июнь только начался ведь).
Что добавить? Не пересказывать же эту страшную сказку со светлым концом? Но лично я очень рад, что – пусть всего лишь лет 7 назад – мне наконец открылось величие и легкость пушкинского языка. Я уж и не надеялся.
391,9K
Аноним9 октября 2023 г.Пушкин в лице Белкина продолжает играться с жанрами и на этот раз представляет нам готический рассказ, или хоррор, и это ему, надо сказать, вполне удается. В детстве в одной из книг была иллюстрация, где главный герой представлен в окружении мертвецов. Читать его тогда, посмотрев на иллюстрацию, я не стал.
И еще. При описании героя автор пишет, что он среди прочего занимался и ремонтом гробов.. Хм.. А это собственно как? Жутко как-то представить даже...
25709
Аноним14 ноября 2021 г.Читать далееПрочитана последняя из Александр Пушкин - Повести покойного Ивана Петровича Белкина . Это была первая повесть из пяти написанных, а в сборнике она стоит третьей. Наверно ее нет в школьной программе, либо я была плохой ученицей, но совершенно не помню, чтобы читала "Гробовщик" ранее.
Начинается повесть с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с дочерьми с улицы Басманной на Никитскую. Именно на Большой Никитской проживала Наталья Николаевна Гончарова. Считается, что у главного героя был прототип, образ взят с реального человека, жившего напротив тогда еще невесты поэта.
Адриана приглашает к себе в гости, отметить серебряную свадьбу сосед сапожник. За столом, собравшиеся ремесленники провозглашают тост "За здоровье наших клиентов". И тут один из гостей обращается к гробовщику со словами
«Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов».Обиженный и пьяный Прохоров возвращается домой. И снится ему сон... О чем? Лучше прочитать.
Реальность и мистика, два в одном в этой повести. Казалось бы, что в этой истории совсем не до веселья, но пишет Пушкин с юмором. Вот вывеска над мастерской
«Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые»Опять же предложение пить "за здоровье своих клиентов" и сам сон гробовщика, смешное и грустное рядом.
Есть и у этой повести Белкина своя экранизация, но в отличии от других всего одна. В 1990 году Петр Фоменко поставил телеспектакль "Гробовщик" , в главной роли Михаил Данилов.
221,4K
Аноним5 февраля 2013 г.Читать далееДа, мистика не чужда Александру Сергеевичу! Но какая? Не просто страшная или смешная, а со смыслом. Автор предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное (при этом не делая героя лучше, не приукрашивая характера). Соединяя вселенский масштаб смерти в эпиграфе и бытовую, комическую историю с “мертвецами” в самой повести, Пушкин устанавливает систему отношений: жизнь–смерть, бытие–быт. Пушкин снова ставит перед читателями вопросы. В чём же смысл жизни? Как достичь счастья, в чём оно заключается? Можно ли назвать героя “заурядным” человеком? О чём мечтает “простой” человек? Таким образом, писатель, открывая читателям белкинский мир, словно распахивает двери, но не в лавочку похоронных дел мастера, а в русскую жизнь, в круг “вечных” вопросов и проблем.
131,9K
Аноним2 марта 2020 г.Ай-да, Пушкин.....
Читать далееПушкин, конечно, человек с необыкновенным чувством юмора (ходят слухи, что однажды он на "слабо" спустил штаны во дворе лицея, дабы все в окно могли увидеть его.... несомненный талант. В этот день в лицее находилась государыня и как раз в это время смотрела в окно. Благо, она была в хорошем настроении и зад поэта остался цел). Но от рассказа названием "Гробовщик" ждешь чего угодно, но никак не веселой истории о том, что желания могут сбываться и с ними нужно быть осторожнее. В этот незатейливый сюжет автор вплел элементы Гоголя и (хоть это и неуместно) Кингом тоже пахнуло.
Странно, необычно, неожиданно... Очень приятный сюрприз от Александра Сергеевича.91,7K
Аноним6 апреля 2014 г.Трагикомическая история про гробовщика, к которому пришли в гости мертвецы. Новоселье, ну как не выпить, как раз и случай представился, сапожник пригласил в гости отпраздновать серебрянную свадьбу.
Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?Смешная и вместе с тем поучительная история о том, что пить все-таки надо в меру, и не давать напрасных обещаний, а вдруг они сбудутся?
92K