Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
4,1
(4,4K)

Волшебная гора

104
4,9K
  • Аватар пользователя
    Аноним10 февраля 2012 г.

    Можно ли рассказать время, какое оно есть?

    В 1929 году, спустя пять лет после написания романа, Томас Манн получил Нобелевскую премию. Достаточно простой стиль романа, которому ближе XIX век, чем XX, тем не менее для многих читателей оказался не по силам. Виной ли тому неторопливое повествование, или герметичное пространство, в котором буквально ничего не происходит (появление музыкального автомата тут стало событием такого масштаба, что ему посвящена целая глава), или философские отступления на несколько десятков страниц – неизвестно. Впрочем, за эту неторопливость Манна и читают.

    Ненасыщенность деталями и неторопливость повествования перекликается и с самим объектом рассказа: «Волшебная гора» – санаторий для чахоточных в горах Давоса, соединённый с миром тонкой линией железной дороги. Обитатели горы вынуждены находиться тут годами – такова уж специфика лечения. Все эти годы они общаются с миром редкими письмами и телеграммами, дышат разреженным и прохладным воздухом, знают друг друга в лицо и обедают в одном помещении.

    Лишь редкие гости с равнины (т.е. из всего остального мира) напоминают им о том, что где-то возможна другая жизнь, полная незнакомцев, встреч, поездок, где надо и возможно чего-то добиваться. Обитатели горы смотрят на гостей как на чужаков из другой страны, которые лишь вносят ненужную сумятицу в привычный распорядок дня, постоянно зябнут и не понимают элементарных вещей. И вот проходит пара недель, чужаки садятся в поезд и уезжают куда-то, а время на горе продолжает свой ровный бег, от одной даты к другой, среди всё тех же стен и лиц.

    Из санатория есть два выхода: обратно на равнину и на тот свет. Да, смерть в этом романе очень близка к героям: ещё недавно человек сидел за одним столом со всеми, и вот уже его палату окуривают H2CO перед заселением в неё нового пациента.

    Герой книги – Ганс Касторп, на равнине бывший инженером. Впрочем, это не имеет никакого значения. Приехав в санаторий на пару недель, он задержится на годы (эпитет «долгие» тут неуместен). Касторп как чистый лист, без твердых взглядов, готовый слушать и воспринимать, становится идеальной призмой для наблюдения за санаторской жизнью. Впрочем, за его незадачливыми действиями наблюдать не менее интересно: Сеттембрини окрестил его «трудным дитём жизни», отказавшимся от даров просвещения и прогресса, отбросившим карьеру, близких и общественный статус ради тихого пребывания на горе.Можно было бы сказать, что это история о смерти, а санаторий – этакая последняя остановка на бренной земле. Но всё-таки это не так. Обитатели горы, утрачивая движение и прогресс, приобретают нечто иное. Отрываясь от внешнего мира, они наводят порядок в своём. И это, пожалуй, стоит того – прийти в мир с собой, чтобы уверенно сказать: «Мы не зябнем».

    Читать далее
    97
    1,4K
  • Аватар пользователя
    Аноним23 августа 2014 г.

    Чтение "Волшебной горы" Томаса Манна - занятие, если можно так выразиться, устаревшее. "Волшебная гора", на мой личный взгляд, просто не терпит спешки, не терпит электронного ридера, чтения урывками в метро или в очереди. Сама ткань книги сопротивляется такому кощунственному отношению, всем существом бунтует против него - и смысл почти тут же начинает ускользать, как бьющаяся в руках рыба, и приходится перечитывать уже дома, в спокойной обстановке, уделив книге как минимум два часа своего времени, отключившись от всего мира, иначе получить от нее всю полноту удовольствия невозможно. "Волшебная гора" - в высшей степени своенравная книга, если слово "своенравный" вообще можно применить к неживому предмету.

    Наверное, именно поэтому два долгих года к "Волшебной горе" я не обращался - не было возможности на много часов выпасть из этого современного ритма. Но рано или поздно приходит время для каждого момента в жизни, так пришел и момент, когда я отправился вместе с Гансом Касторпом наверх - в абсолютное чарующее безвременье.

    Особенность "Волшебной горы" в ее всесторонней, целостной полноте на всех уровнях восприятия. Мне часто встречаются книги, чарующие своей канвой, построением, общим замыслом. Еще чаще - книги, восхищающие своими деталями, моментами, чертами. Иногда - книги, сочетающие в себе эти два пласта и тянущиеся к более высокому уровню, к самой жизни - и достигающие этой цели на энное количество процентов. И до невероятия редко - книги-в-себе, отдельный слой реальности, в котором есть и то, и другое в самой что ни есть полной мере. К числу этих подследних и принадлежит "Волшебная гора".

    Об общем и частностях "Волшебной горы" можно говорить очень долго - да лучше и не говорить вовсе, а просто взять и окунуться в нее. Я же отмечу одну показавшуюся мне интересной особенность "Волшебной горы", которая почему-то на удивление сильно бросилась мне в глаза:
    "Волшебную Гору" можно читать огромное число раз - и каждый раз проживать новую историю, историю глазами какого-то персонажа, потому что второстепенных и "декоративных", неживых героев у Манна нет. Так уж случайно сложилось, что в этот, первый раз я проживал историю не главного героя, Ганса Касторпа, а историю его брата, Иоахима Цимсена. И при всем моем уважении к герру Касторпу я, тем не менее, могу с полной уверенностью сказать, что это - одна из прекраснейших историй, которые мне только доводилось переживать за всю мою жизнь. Но и историю Ганса я обязательно переживу - когда-нибудь, в следующий раз.

    PS: Удивительную вещь эта книга может сотворить именно с книголюбами. По крайней мере, со мной она этот трюк провернула. Пока читаешь, ловишь себя время от времени на незаметной зависти - сколько же у них времени, сколько отдыха, сколько книг можно было бы за это время прочитать. Одумываешься, бьешь себя по щекам - нельзя, нельзя выпадать из жизни, ведь они несчастные люди. Но Волшебная гора уже очаровала тебя, ты уже в ее власти - и в бешеном жизненном ритме ты нет-нет, а услышишь ее тихий, одному тебе адресованный зов.

    Читать далее
    95
    2K
  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2025 г.

    Через тернии в глубины человеческой души

    Роман, точно не для тех, кто любит динамичный сюжет или экшен. Слог у автора медленный, неспешный, при этом местами красивый, а местами уж очень затянутый. Особенно первая треть книги. Как мне кажется, читать урывками «Волшебную гору» не получится. Можно быстро потерять нить повествования. Для тех, кто любит подолгу читать описание мельчайших деталей, персонажей и пейзажей, слушать философские беседы - это книга точно для вас.

    События в книги почти в тысячу страниц происходят в одном месте, в санатории для туберкулезных больных в швейцарских горах. Туда приезжает молодой человек по имени Ганс Касторн, проведать своего кузена, который там лечится от туберкулеза. Приезжает на 3 недели, а остается на 7 лет.

    Роман о европейской жизни прекрасной эпохе, которая вот-вот должна закончится, о всех духовных движениях внутри неё. Конечно же о смысле жизни, о смерти, о страхе смерти, об взаимоотношениях, о времени через психологическое восприятие, об вечности. И диалоги! Да, философские рассуждения, но иногда с элементами сатиры. Это подкупает, и не даёт желания читать «по диагонали».

    Понравился ли мне роман? Оценка говорит сама за себя. Если судить книгу по процессу чтения, то, нет. Это реально трудно, очень глубоко, местами скучновато, местами непонятно. Каждый раз, как закрывала очередную главу, было единственное желание – передохнуть…и ударение не всегда было на «у») Но, мне безумно понравилось «послевкусие» после прочтения. «Волшебная гора», как впервые испробованное экзотическое блюдо. Вначале не знаешь, как к нему подступить, с какими приборами есть, съедобное ли, как отреагирует желудок, не отравишься ли. А потом берешь руками... ешь, как нравится тебе... и наслаждаешься насыщением и вкусом. Так и эта книга, последняя страница закрыта, а мне приятно, комфортно, и в голове столько мыслей. Жаль не умею красиво это отразить словами.

    Это первое моё знакомство с творчеством автора. И сейчас, после прочтения, его имя в моём читательском списке «нужных писателей». Да, Томас Манн для меня, не просто интеллектуальный автор, это писатель с мистическим посылом, я бы даже сказала с пророческим. Наступила другая эпоха, новый век. А ведь сколько им сказанное актуально и в теперешнее время. Дорогие, во всех смыслах, «слуги народа», читайте Томаса Манна, и может мир станет хоть чуточки лучше!

    Читать далее
    87
    9,9K