
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 января 2025 г.Читать далееПрошло некоторое время с момента окончания трагедии Царь Эдип . Сколько - не ясно, но за это время Эдип из цветущего мужчины превратился в старца, а одежда его истлела.
Эдип, ослепший и изгнанный из Фив за убийство отца и брак с матерью, скитается по Элладе вместе со своей дочерью Антигоной. Трагедия начинается с того момента, как Эдип с Антигоной приходят в Колон, деревню под Афинами, и останавливаются в священной роще Эриний. Ничего, казалось бы, не предвещало беды. Но тут одно за одним посыпались несчастья. То местные жители хотят прогнать Эдипа, проклятого богами, то появляется Креонт (дядя Эдипа и царь Фив) и пытается убедить Эдипа вернуться в Фивы, предостерегая тем, что тот может обесславить все своё потомство, то сын Полиник просит благословения отца идти отвоевывать Фивы, но вместо этого Эдип проклинает его.
Если «Царь Эдип» оканчивается на тяжелой ноте (шутка ли – узнать о своем преступлении!), то здесь для заглавного героя оканчивается всё хорошо – он тихо и мирно умер, в ладу с самим собой. Но для его детей всё только начинается…53159
Аноним30 июля 2022 г.Продолжение истории Эдипа. Верность Антигоны.
Читать далееСофокл – «Эдип в Колоне» (406 г. до н.э., трагедия)
В переводе Фаддея Францевича Зелинского4-е произведение Софокла, которое я прочитал.
Оно впечатлило меня несколько меньше трёх предыдущих. Может, дело в том, что я читал его урывками – не было времени сесть и прочесть спокойно. А может, оно действительно слабее «Антигоны», «Электры» и «Царя Эдипа».
Но всё равно мне нравится Софокл!
Нравятся его герои!
Многие из них хорошие, честные люди.
Современная литература оставляет впечатление, что мы живём среди сплошных подлецов. Мир Софокла же совсем другой. Очень многие люди, а не только отдельные герои всерьёз рассуждают здесь о вопросах чести, о выполнении воли богов, о долге. Вроде бы произведения Софокла трагедии, но лично у меня ощущения трагедии не остаётся. Единственное, что я воспринимаю трагедией, это когда мне доказывают, что мир безбожен. Если же есть Бог и неизменная Истина, но трагедия, на мой взгляд, вовсе невозможна. ВСЁ можно пережить, если Бог – ЕСТЬ.
А трагедии Софокла оставляют у меня такое впечатление, что есть не только Бог и боги, но и люди, которые ПОНИМАЮТ богов. А это просто великолепно!Здесь мне нравится верность Антигоны.
Нравится, как ведёт себя Тесей. Он оказывает незнакомому ему Эдипу весьма существенные услуги. Попросту говоря, он ведёт себя ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. А что может быть ценнее для человека?
Здесь для меня стал яснее конфликт Этеокла и Полиника. И, разумеется, я не считаю Полиника предателем. Этеокл – младший, и по моему убеждению, он должен был уступить. И то, что Креонт объявил предателем Полиника, для меня совершенно неприемлемо. Надо было вышвырнуть с трона Этеокла в первую очередь. Получи Полиник ЕСТЕСТВЕННОЕ для него, как старшего, место (трон) своего отца Эдипа, он не стал бы выступать против Фив. Но после того, как младшенький принял позу патриота, Полинику ничего не оставалось, как выступить против родного города. Не поступи он так, он попал бы в унизительное положение.
Эдип здесь и жалок и вспыльчив одновременно. А ведь в судьбе его детей его вина огромна! Не потому, что он убил отца и переспал с матерью – в этом он как раз не виноват. Всё погубила лишь ОДНА его глупость – НЕЖЕЛАНИЕ ВЫСЛУШАТЬ ОПРАШИВАЕМЫХ ИМ ЛЮДЕЙ В ОДИНОЧЕСТВЕ. Если бы он не вёл своё расследование на виду у всех, он и сам мог бы сохранить трон (и зрение, кстати), и его дети тоже не были бы погублены. Но из-за того, что он расследовал дело своего рождения на виду у всех, это кончилось трагедией для НИ В ЧЁМ НЕ ПОВИННЫХ и близких ему людей.32310
Аноним4 октября 2024 г.Воля богов важнее интересов народа. О времена, о нравы!
Читать далееЭта трагедия является сиквелом к царю Эдипу. В данной трагедии ослеплённый Эдип релоцировался из Фив, где был царём, в Колон близ Афин, где просит пристанища у Тесея/Фесея. Но былое не даёт забыть о себе. Законный по системе престолонаследия старший сын, который опирается на лучшее меньшинство (Аристократию по методичке Платона) был смещён младшим братом с использованием худшего большинства - граждан (по методичке Платона демократия превратилась в тиранию). И вот тут уже в отличие от первой части, где в трагедии виновны и батя Эдипа, и его мать/жена, тут по большей части его косяки с точки зрения тактики. После релокации он не хочет вернуться и способствовать легитимации и легализации власти старшего, он обрекает свой родной Полис на продолжение противоречий между её гражданами, но не всё так просто. С точки зрения богов, его сыновья в принципе не должны после греха отца занимать пост, но, чтобы лишить их престолонаследия приходится подчиниться воле богов. И даже после смерти он не даст возможности кому-либо из сыновей укрепить свою власть. По факту и граждане, входя в распри обрекают себя на страдания, сделав царём потомка грешника против воли богов. И по сути распря будет очищением от греха. Вот такая вот трагедия!
25143
Аноним5 октября 2021 г.Вернёмся к Эдипу...
Читать далее"Есть для смертных закон:
Что случилось, того не избегнуть."Трагедия "Эдип в Колоне" была написана в последний год жизни Софокла и поставлена уже посмертно его внуком Софоклом младшим. Она входит в "фиванскую трилогию" вместе с такими произведениями, как "Антигона" и "Царь Эдип".
Напомню, что "фиванской" её называют потому, что сюжеты драм взяты Софоклом из мифологического цикла о Фивах и их легендарных героях. Каждый раз я рекомендую сначала ознакомиться с мифологической основой этих трагедий для лучшего их понимания. Это действительно очень важно!
"Царь Эдип" можно условно назвать первой частью истории. Здесь мы оставляем несчастного, изгнанного властителя с выколотыми глазами тонуть в стыде, вине и раскаянии. О том, как он кончит свои дни, и пойдёт речь в продолжении истории - "Эдип в Колоне".
Много лет спустя, старый, немощный Эдип приходит в город Колон (местечко к северу от Афин). Одна из его дочерей, Антигона, сопровождает изгнанного отца. Слепец готов искупить свою вину, очиститься перед богами и встретить желанную смерть.
Конечно, здесь заложено намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Взять хотя бы политический подтекст.
Фесей (в переводе Ф.Ф. Зелинского) - сильный и мудрый афинский царь. Софокл явно намекает, что именно такого идеального правителя очень не хватало в то время, когда он писал саму трагедию (а это, на минуточку, закат славы Афин!). Его современники, определенно, это понимали и делали свои выводы.Помимо этого, моё внимание привлекла распря между сыновьями Эдипа. Фивы не устоят, если их отец будет похоронен на чужой земле. На склоне своих лет несчастный, забытый всеми изгнанник неожиданно им понадобился...
Внимательнее всего, конечно, я присматривалась к самому Эдипу. Поразительная перемена произошла в персонаже: уже не изгой, а любимец богов. Если в "Царе Эдипе" читателя мучает вопрос "за что все эти несчастья бедному герою?", то в этой трагедии он, явно, получит ответ.
Великолепная драма! Напряженный сюжет!
Произведение, поистине, созданное мастерской рукой!25271
Аноним14 декабря 2023 г.Читать далееПродолжаю знакомиться с версией фиванских мифов в изложении Софокла. Данная пьеса является логическим продолжением событий, начавшихся в "Царе Эдипе" и закончившихся в "Антигоне", некой прослойкой между двумя всемирно призаннными шедеврами Софокла, но написана она была позже "Антигоны", а поставлена уже после смерти Софокла. Мне она понравилась гораздо меньше, чем "Царь Эдип" - может быть, потому, что ничего особенного в пьесе не происходит.
Эдип, уже состарившийся, жалкий и немощный, в сопровождении дочери Антигоны находится в Колоне, где ему предстоит умереть. Креонт, брат Иокасты и нынешний правитель Фив, пытается вернуть его в Фивы. Тем временем сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник. в то же время ведут борьбу за власть в Фивах, Полиник в пьесе появляется, но истинная трагедия разыграется чуть позже в "Антигоне".
Мне попался перевод Зелинского, и на этот раз он меня не впечатлил. Вообще из комментариев к пьесе я узнала, что перед переводчиками античных пьес стоят довольно сложные задачи, поскольку, как правило, вместо единого прототипа существует целая группа рукописей, не носящих закрытого характера, то есть, переписчики могли выбирать из нескольких источников, что-то добавлять или менять, таким образом, неизбежны утраты и изменения изначального авторского текста. Поэтому переводчику следует заботиться не только о правильности передачи смысла оригинала, но и о выборе чтения, которым следует руководствоваться, а также об обосновании этого выбора. Возможно, надо было прочитать и перевод Шервинского, но сейчас уже не хочется.
Эдипа жаль по-прежнему, но его история фактически закончилась в первой пьесе цикла, и теперь ему предстоит лишь достойно умереть. Очень мудрым и достойным правителем проявляет себя Тесей (в этом переводе он Фесей и потому я не сразу его узнала). Он выполняет все желания Эдипа, он возвращает ему похищенных Креонтом дочерей, он помогает ему очиститься и сопровождает до места смерти. Практически идеальный царь, и это, как следует из комментариев, надо понимать как намек правителям Афин, действующим во времена Софокла.
Не скажу, что пьеса меня тотально разочаровала, но и не тронула. А вот на "Антигону" возлагаю большие надежды.12100
Аноним6 ноября 2015 г.Интересная книга. не знаю почему, но когда я читаю ее постоянно засыпаю..))Читать далее- рецензия на "Эдип в Колоне"
Как лаконично и как красиво, аж добавить нечего. Ну оочень интересно и очень хочется спать. Прям только и делала, что спала с этой трагедией...
А теперь давайте серьёзно. По моему очень скромному и личному мнению, эта трагедия немного (читать пипец как сильно) устарела. Это не первая античная трагедия, что я прочитала. Это уже третья. И если первые две я читала и поражалась, как можно быть такими актуальными, понимаемыми, интересными и волнующими, что вот прошло почти 2500 (на самом деле 2400, если я ещё окончательно не превратилась в гуманитария), а всё ещё это так круто. А потом я начала это... Ну в общем с другим рецензентом я согласна на все сто. Ну на 50... часть про сон, в общем, - моя тема.
Отдельно хочу рассказать о своём опыте аудиокниги: лучше читать. Хоть не так вырубитесь быстро, да и ... В общем я слушала в исполнение Леонида Кореева. Об его исполнение плохого (или хорошего) сказать не могу - всё-таки древнегреческие трагедии - это нечто особенное и нормально их читать нельзя, ведь изначально там такой пафос и такие штили внутри сидят, что русским классикам и не снились. Но! там, в моей аудиокниге, сзади играет музычка. Это что-то. Про какие-то народные (русские народные) мелодии с гуслями всякими я расспространяться особо не буду, они там не так часто. А чаще другая мелодия... Она и в трагические моменты, и в моменты философских рассуждений - такая музычка из дешёвого фантастического фильма девяностых годов. Под такое в космос лететь можно бить пришельцев, а не рассуждать о роке и судьбе. Эта часть исполнения аудиоверсии меня... убила? Да. Неожиданно, непонятно и неприятно.
Что ещё я хочу добавить? А то, что, похоже, "вторые части" хуже первых с самого начала времён и теперь я убедилась в этом своими глазами (ушами).
Как итог, наверное, из этой трагедии нужно вынести то, что нужно уметь заканчивать вовремя и уходить красиво. У Эдипа это, кстати, получилось, что символично, на мой взгляд.6193
Аноним4 августа 2018 г.Краткое содержание:
Читать далееВообще ничем не зацепила, было как-то скучновато и нудновато читать. Эдип, уже слепой старец, приходит в Колон (близ Афин), ведомый Антигоной. Там он понимает, что сбудется пророчество о его смерти, зовет местного правителя Тесея, обещая ему всяческие блага, если тот оставит его на своей земле и защитит. Прибывает Исмена, верная дочь Эдипа, приносит слух о том, что братья ее затеяли вражду. Один из них, Полиник, пытается склонить Эдипа на свою сторону, но слышит лишь проклятья. Креонт, брат матери-жены Эдипа, пытается захватить его, но удается лишь дочерей, Тесей их отбивает. А потом Эдим чувствует приближение конца, прощается с дочерьми, и наедине с Тесеем мистическим образом умирает.
Содержит спойлеры5521
Аноним8 мая 2016 г.В этой пьесе затрагиваются две темы
Упокоение Эдипа после бурной жизни, странствий и грехов, но уже в роли старца, сполна выплатившего долг богам. Важная тема для 400 года до н.э., но сейчас уже не так :))
И вражда сыновей Эдипа за власть в Фивах. Правда почти вся эта вражда "за кадром".
Мне было скучновато и после шикарного Царя Эдипа и чудесной Антигоной эта пьса выглядит как слабый сиквел пред ударным финалом :))3207
Аноним2 мая 2025 г.Апология Эдипа
Читать далееВот и прочитано очередное произведение Софокла. "Эдип в Колоне" – его последнее произведение, написанное незадолго до смерти и поставленное уже посмертно в 401 году до н. э. Напомню, что «Царя Эдипа» Софокл поставил где-то в 420-х, а, следовательно, эти два произведения, по меркам античной трагедии, не принадлежат к одному художественному высказыванию, согласно традиции постановки трилогий. Поэтому и оценивать «Эдипа в Колоне» с точки зрения продолжения «Царя Эдипа» мне кажется лишним. Однако, очевидно, что на сердце Софокла более старая трагедия оставила очень яркий след, а потому, возвращаясь к судьбе Эдипа, он не мог не опираться на самого себя. Из-за этого я оказался в ловушке: с одной стороны, хочется рассмотреть эволюцию образа Эдипа у Софокла, с другой хочется оценить трагедию «Эдип в Колоне» как самостоятельное произведение. Что у меня получилось – решать вам.
Софокл - Царь Эдип
"Эдип в Колоне" – это трагедия о последних днях жизни Эдипа, некогда царя Фив, ослеплённого и изгнанного из родного города за невольные преступления. Произведение сосредотачивается на его скитаниях и примирении с судьбой в Колоне – посёлке близ Афин. И эту трагедию помимо того, что она является прекрасным гимном родной земле поэта, можно назвать апологией Эдипа, ведь именно здесь Эдип получает плату за всё то, что ему пришлось пережить. И если в "Царе" Эдип - личность сотканная из противоречий, то здесь Эдип - сугубо положительный персонаж.
"Свои ж деянья, если молвить правду, Я претерпел скорее, чем свершил." -ЭдипВообще, что неестественно для Софокла, в этой трагедии всех персонажей можно поделить на «добрых» и «злых. Помню, что в передаче «Игра в бисер», посвящённой «Царю Эдипу», один из экспертов высказал мнение, что древнегреческая трагедия заканчивается там, где можно провести чёткую линию между хорошими и плохими персонажами. Я с ним согласен. К сожалению такое отношение к глубине персонажей продиктовано эпохой, в которую Софокл писал свою последнюю пьесу. Например, в это же время творил Еврипид, чьи герои не отличаются противоречивостью (да, есть Медея и Федра, но в то же время есть Елена, Ифигения из «Авлиды» и пр.). Так, Эдип в трагедии предстаёт смиренным старцем, смирившимся со своей судьбой.
Еврипид - Ифигения в Авлиде
"Довольству научили его и горести, и долгий век, и прирожденный благородства дух." -Эдип о себеЕго дочери, Антигона и Исмена, воплощают идеал верности и преданности, особенно Антигона, которая буквально ведёт отца за руку:
"Посмотрите, бреду, большой, за малою следом." -Слова Эдипа об АнтигонеФесей, царь Афин, выступает как образец мудрости и гостеприимства, напоминая идеализированного Пеласга из "Просительниц" Эсхила.
Эсхил - Просительницы
В противовес им Креонт и Полиник – антагонисты, чья жестокость и эгоизм очевидны.
"Из дочерей твоих уже одну я захватил; теперь схвачу другую," -Креонт
"Ты жизнь мою страданьем отравил; Ты отнял дом; из-за тебя, скитаясь, Я подаяньем у чужих живу..." -Эдип ПолиникуТакая односторонность персонажей, на мой взгляд, снижает драматизм, в отличие от, например, "Орестеи" Эсхила, где даже после финала пребываешь в глубоком раздумье кто же всё-таки прав. Ведь если чётко можно сказать кто хороший, а кто плохой – это снижает накал страстей, героям не хочется сопереживать, так как очевидно, что «добро побеждает зло».
Эсхил - Орестея (сборник)
Стоит, однако, оговориться, что эта трагедия не совсем обычная трагедия. Она больше созерцательна. Эдип буквально сидит всю трагедию на камне и размышляет о своей тяжёлой судьбе. Оттого, что Софокл решил сконцентрировать внимание зрителя не на сюжете, а, во-первых, на красоте родного края, во-вторых, на философской проблематике, трагедия читается с некоторым трудом.
И хотя сюжет и персонажи в трагедии не очень интересны, те проблемы, которые осмысляет Софокл любопытны. Например, проблема отмщения. Всё оправдание Эдипа заключается в том, что он ненамеренно убил отца, сделав это из соображений самообороны. Таким образом, Эдип предстаёт перед нами не как игрушка богов в «Царе Эдипе», но как их инструмент, с помощью которого Лаий и Иокаста наказываются за нарушение божественных указов.
Другая интересная тема – тема старости. Самому Софоклу на момент написания трагедии около девяноста лет, потому и в устах актёров звучат крайне пронзительные строчки, вторящие поэту Мимнерму о тяготах старческой жизни.
"Высший дар – нерожденным быть;
Если ж свет ты увидел дня –
О, обратной стезей скорей
В лоно вернись небытья родное!
<...>
А в завершенье
Нас поджидает
Всем ненавистная, хмурая осень,
Чуждая силы и дружбы, и ласки.
Старость, обитель горя."Немаловажна в трагедии и тема гостеприимства. Здесь Софокл восхваляет Афины и их легендарного царя Фесея, который, несмотря на дурную славу, позволяет Эдипу остаться и встретить в Колоне свою смерть.
Это очень камерное, трогательное произведение. Возможно, что Софокл уже предчувствовал свою скорую смерть и через эту трагедию решил выразить все свои тревоги, поучить молодых.
"Глупец лишь сам себе не друг" "Любовь взаимностью сладка" -Афористичные наставления ЭдипаВ довесок, Софокл всё-таки остаётся Софоклом и от этого слог в трагедии, даже в переводе, выделяется своей прелестью.
Резюмируя, финал мифа об Эдипе, где герой получает оправдание и покой, кажется логичным завершением его страданий, особенно на фоне безысходности "Царя Эдипа". Моя любимая часть в трагедии, - строфа о старости – подлинный шедевр, отражающий тоску по ушедшей юности. Однако я остался разочарован скудностью трагедийного конфликта – он кажется предсказуемым, а моральные дилеммы не столь остры, как в "Антигоне". Односторонность персонажей также играет не в пользу трагедии. Всё же "Эдип в Колоне" – достойное завершение истории Эдипа, но уступает другим трагедиям Софокла в напряжённости и глубине конфликта. Это произведение скорее созерцательное, чем драматическое, и его ценность – в лирической красоте и философских размышлениях. Прочитайте, если вам интересно каким образом Софокл оправдал Эдипа, в иных же случаях можно пропустить.226