
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июня 2020 г.Кризис власти
Читать далееПредставьте себе такую ситуацию: все вокруг знают, что убийство какого-то человека неизбежно. Сама жертва тоже об этом знает. Он обречен. Все разговаривая с ним, либо жалеют его, либо пытаются спасти, либо злорадно улыбаются. Но сам факт будущего убийства неоспорим. Неизвестно ни кто, ни когда, ни как, но это обязательно произойдет.
И вот в этом спокойном ожидании жертва размышляет, переосмысливает свою и общественную жизнь, пересматривает шкалу ценностей. Пытается, по крайней мере. Правда, ничего из этого не выходит.
Жутковато.
.
Этой обреченностью приговорённого человека напомнил «Рассказ о семи повешенных» Леонид Андреев . Но "губернатор" понравился мне гораздо больше, за счёт абсурдной (для меня) естественности всего происходящего. Не только для героев (как например у Кафки), но и для читателя. Именно в ситуации свободного представителя власти так странна, но в то же время, почему-то удивительно нормальна его покорность перед надвигающейся трагедией. В то время как в "семи повешенных", где никакого абсурда нет, а всё совершенно просто и понятно, присутствуют некие картонность, шаблонность и неестественность.
Там весь смысл в психологии приговорённых к казни, а здесь - в самом факте негласного приговора.
.
Возможно, речь идёт о каком-то конкретном лице. Александр II или даже что-то совсем злободневное - Николай II, Столыпин или кто-то из власти. Не копался в датах и деталях.
Не так важно.
Важно, что Андреев поднимает вопрос о справедливости, которая выше закона. По закону губернатор всё делал правильно. Да и человек он незлой. Но как сказал один великий поэт
Есть грозный суд: он ждет;Вряд ли Андреев апеллирует к суду Божьему. Уж слишком сложны были их отношения. Правда народа? Маловероятно. Скорее всего, он имеет в виду какую-то высшую, абстрактную справедливость, которая должна царить в этом мире.
O sancta simplicitas! Или есть такая?501K
Аноним23 февраля 2022 г.Фатализм русской души
Читать далееРассказ Леонида Андреева "Губернатор" стал своеобразной рефлексией писателя на события 1905 года. За основу рассказа Андреев взял реальное событие - убийство генерал-губернатора Москвы, командующего войсками Московского военного округа, князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II. Убийца - эсер Иван Каляев по кличке Поэт.
Но Андреева интересует не личность убийцы от бунтовщиков, а эмоциональное состояние губернатора, попавшего в критическую ситуацию.
В рассказе Петр Ильич отдал приказ расстрелять бунтовщиков. Однако Андреев показывает не негодяя, а честного чиновника, который вынужден выполнять преступные приказы. Губернатор не видит для себя возможности ослушаться и пойти против своего долга, а потому он решается отдать приказ, даже будучи уверенным в его преступности.Но после этого у него наступает раскаяние и начинает мучить совесть. Петр Ильич даже отказывается от охраны, он понимает, что уже не жилец. Он ждет отмщения со стороны людей.
В "Губернаторе" Леонид Николаевич в очередной раз обращается к теме смерти. Герой Андреева знает, что скоро умрет. Автор правдиво передал моральные страдания человека, совершившего преступление против народа, против собственной совести.
Рассказ Андреева восприняли как оправдание чиновников Российской Империи. Это не могло пройти незамеченным для радикально настроенных революционеров. Рассказ подвергся резкой критике. Андреев и сам видел "сырость" своего произведения, но все же решил выставить его на суд общественности.
Возможно рассказ и сыроват, но внутренний мир героя Андреев раскрыл просто потрясающе. В своих произведениях писатель исследует человеческую душу, способны ли еще люди на сострадание? И в этом ключе "Губернатор" не стал исключением. Андреев уверен, что есть еще честные чиновники, которые пусть и совершают страшные ошибки, но они готовы понести за это наказание. И самое страшное для них - это то наказание, от их же совести.
Не все ошибки можно исправить. Главное их не допускать, а не искать потом наказания.
Андреев не сочувствует своему герою. Леонид Николаевич лишь показывает внутреннюю трагедию Петра Ильича, который вынужден действовать как отражение бездушной государственной машины, но в нем всё ещё есть что-то человеческое. В рассказе "Губернатор" Андрееву удалось показать всю парадоксальность человека.
46574
Аноним9 февраля 2016 г.Читать далееГубернатор приказал стрелять в толпу бунтовщиков, многих убили.
А дальше происходит странная вещь. Морис Палеолог, французский посол, назвал это фатализмом русской души. Весь город ждет, что губернатора убьют. Ждут и его родственники. И сам губернатор ждет, когда же его убьют. Фатализм? Может быть.
Но, еще вера в то, что за преступлением следует расплата. Губернатор не такой уж плохой человек, он не взяточник, не самодур как другие, он наказал людей, которые начали беспорядки. Он на своем месте поступил так, как велит ему долг.
Но, по человеческим законам, он совершил преступление, приказал убить. И все это так и понимают. Знают, что выполнял долг. Знают, что после него будет губернатор много хуже. И все же — надо убить.
Преступник жаждет наказания. Жертва — отмщения. И все ждут, когда история завершится.
То, что рассказ от 1906 года наводит на мысль, что он отражает события «кровавого воскресенья». И что губернатор — это сам Николай Второй. Царь, который как человек-то хороший, не злой. Но, он играет свою роль кровавого самодержца и с покорностью ждет отмщения. Фатализм? Да, и это тоже.17428
Аноним15 апреля 2025 г.Читать далееРассказ Леонида Андреева «Губернатор» (1906) — глубокое психологическое исследование совести и ответственности власти на фоне революционных событий 1905 года. Центральный конфликт строится вокруг нравственных мук провинциального губернатора Петра Ильича, отдавшего роковой приказ о расстреле рабочих демонстрантов, что привело к гибели 47 человек, включая детей.
Андреев мастерски показывает эволюцию персонажа:
Изначально губернатор предстаёт как «часть государственной машины», слепо исполняющий приказы.
Посещая раненых, он сталкивается с молчаливым осуждением, а сын-офицер лицемерно хвалит «твёрдость», но советует скрыться.
Осознав неизбежность возмездия, герой отказывается от охраны, начинает замечать красоту природы и бедность окружающих, что символизирует прозрение. Его прогулки по городу без защиты — акт покаяния.
Большинство горожан воспринимают предстоящее убийство губернатора как свершившийся факт, обсуждая его в абстрактно-теоретическом ключе. Лишь юная гимназистка пишет ему сочувственное письмо, становясь символом остатков человечности в охваченном ненавистью обществе.
Через историю провинциального чиновника Андреев предсказывает судьбу всей монархической системы. Как отмечают исследователи, страдания губернатора метафорически отражают муки царя Николая II, чьё убийство станет логичным итогом отрыва власти от народа.
Письма с угрозами и поддержкой, которые получает герой, создают многоголосую картину общества.
Белый платок, нечаянно ставший сигналом к расстрелу, — аллегория роковой случайности в механизме государственного насилия.
Сцена убийства губернатора лишена патетики. Три выстрела, слившиеся «в один протяжный вздох», подчёркивают неизбежность расплаты и тщетность индивидуального сопротивления системе.
Критики отмечали некоторую искусственность сюжета, однако сила рассказа — в беспрецедентной для русской литературы попытке показать трагедию властителя, осознавшего свою вину. Как верно заметил рецензент 1906 года, Андрееву удалось создать не «прокламацию», а вневременное размышление о цене человеческой жизни в контексте истории.
12112
Аноним29 декабря 2021 г.This is the end, butifull friend.
Читать далееМне показалось, что "Губернатор" - это про фатум и предопределенность (понятную всем на каком-то иррациональном уровне). Главный герой рассказа губернатор, давший приказ о расстреле невинных крестьян, жалеющий о своем решении и ждущий наказания. Абсолютно все вокруг знают, что губернатор больше нежилец, все понимают, что он приговорен, что скоро он погибнет, непонятно только как. И тут снова Андрееву удается создать атмосферу обреченности и неминуемого конца, которая преследует тебя на протяжении всего рассказа. Круто, что еще тут скажешь.
Андреев абсолютно точно великий русский писатель, виртуозно обращающийся со словом, умеющий создать гнетущую атмосферу мрака и погрузить тебя в свою экспрессионистскую реальность, в которой как на картине Эдварда Мунка хочется схватить себя за лицо и кричать, кричать, кричать.
11448
Аноним11 октября 2015 г.Читать далееПроизведение "Губернатор"—это доказательство того,что за определённое действие (в данном случае казнь) будет следованно определённое наказание.Око за око,зуб за зуб.Так было с давних времён и так будет всегда.И этот нерушимый закон никак нельзя опровергнуть или изменить
И наш герой это тоже прекрасно понимал,но вину за содеянный поступок не чувствовал.Лишь ждал.Ждал и всё время мыслил,но в единую цепочку его мысли не складывались.Он не мог размышлять.Но он мог понять лишь одно:смерть придёт за ним без стука в дверь,и остаётся лишь принимать это неминуемое событие как есть...
Андреев сумел ярко передать суть этой повести в людях,губернаторе.Затронул общность в целом,но при этом сумев охарактеризовать её отрицательными и положительными чертами.И смесь этих черт придаёт ещё большей актуальности этого произведения и по сей день.
Что же касается оценки этого произведения,то для меня,конечно же,эта повесть является эталоном того,что в России всегда будут отличные писатели,которые стремятся сделать этот мир куда лучше,чем нынешний.Многим может не понравится язык повествования,но в целом произведения такого типа заслуживают хорошей оценки.Прочитал.Задумался.Остался с приятным осадком в душе.Профит!8351