
Ваша оценкаРецензии
Аноним3 октября 2017 г.Две страницы из многотомного тысячестраничного "издания" истории России
Читать далееОжерелье Иомалы (повесть)
Просто кусочек древней истории. Эпизод из жизни будущей архангельской земли. На дворе XI столетие от РХ, вдоль реки Вина (будущая Двина) живут звероловы и рыболовы биармы, здесь же в добрососедстве проживают семьями немногочисленные новгородские ватажники. А на морях пиратствуют и держат всех в страхе свободные ярлы-викинги — вся Европа то и дело попадает под удар их драккаров. Не забывают эти разбойничьи команды и про миролюбивых биармов — тут и торг выгодный произвести можно, а при случае и поживиться разбойничьим набегом или подлым ночным ударом — взять меха, а то и рабов себе набрать, да и женщин-девушек увезти с собой.Вот об одном таком эпизоде и идёт речь в повести. Пришли незваными и ушли потом умывшись красной юшкой.
Повесть скорее предназначена для чтения учащимися старшей школы... советских ещё времён. Однако для интересующихся историей читателей описываемые события интересны и сейчас. Тем более, что событийный ряд изложен качественным литературным языком. Да и объём небольшой, чтения на пару-тройку часов.Вьюга (повесть)
Начало XVII века. Смутные времена на Руси. Безвластие ли, многовластие ли? Поляки лезут в Москву, Лже-Димитрии с разными номерами. И тут восстание Ивана Болотникова. Стотысячное. Смертельно опасное для Москвы и для власти боярской.
Мы встречаемся с Болотниковым уже как с узником Шуйского. Армия Болотникова разбита, а сам Иван захвачен и отправлен в Каргополь. Повесть коротенькая и мы проводим в Каргополе всего несколько дней (ну, может недель). Водворение в съезжую, сидение в холодной клетушке, а затем казнь — ослепление и утопление.При чтении обращает на себя внимание и интересен подход автора к освещению образов разных людей — персонажей повести. Откровенно уничижительными, злобными и похотливо-грязными поданы читателю стрельцы и воевода Каргополя, сдержанно-светлыми показаны простые жители Каргополя (которые по сюжету повести проявили хоть какую-то жалость к вору-Болотникову), а Болотников везде и всюду именуется автором по имени-отчеству, т.е. с высшим уважением и пиететом. Но всё это понятно, ибо повесть написана в самые советские времена и всех вождей крестьянских восстаний и бунтов требовалось изображать только положительными героями и чуть ли не прогрессивными революционерами, все же остальные были либо заблудшие тёмные души, либо и вовсе злодеи-угнетатели. Классовый подход, что поделаешь...
Но с точки зрения литературной написано добротно, образы сильные, описания красивые.31969
Аноним1 апреля 2015 г.Читать далееКрасочная легенда о событиях тысячелетней давности, произошедших в Биармии (современная Корелия). В самый раз её читать подросткам. В этой истории они найдут и благородных охотников, и мудрых старейшин, и гордых прекрасных дев, и беспринципных разбойников, и любовь, и мистический флёр, и предательство, и солёные брызги (морские и кровавые тоже). При всём соблюдении законов жанра, пафос совсем не зашкаливает, что позволяет насладиться красивым повествованием не только подростку.
Может быть это покажется странным, но меня очень заинтересовало всё, что касалось обмена и продажи товаров. Заинтересовало, конечно, не с точки зрения экономики, в которой я ничего не смыслю. Просто в этом обмене шкур на ткани, моржовых клыков на металл, в обмене продуктами так ясно отобразилась многоликость природы, локализация её богатств, так ярко нарисовался антипод супермаркетовских полок. Мир, в котором вещи имели не только денежную цену, но хранили в себе частички дальних стран и будто нашёптывали о волнующих путешествиях.
P. S.: А Иомала - это биармская богиня вод и она не прощает обидчиков.
P. P. S.: хочу в тайгу, давно хочу!13400