
Книги, названные именами женщин
trehdjujmovochka
- 860 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Любители аудиокниг поймут порыв литературного выбора, когда отталкиваешься не от автора, а от исполнителя. Донасьен Альфонс Франсуа де Сад из тех писателей, которых упорно обхожу стороной (обходила до сегодняшнего дня), а вот Илью Прудовского всегда слушаю с удовольствием. Художественное исполнение, проникновенный голос, присущая актеру доверительность помогают воспринимать любое произведение, как историю, которой делится друг.
И я рискнула. Немного отвлекал вычурный высокий стиль писателя, не очень вязавшийся с грязной историей разврата. Нет, в этой повести не встретятся пошлые описания эротических сцен, автор, казалось бы, пытается придать ей назидательный характер, начиная рассказ со слов осуждения подобных "Преступлений любви, или Безумства страстей":
Дальнейшее повествование, а вошло в него полное жизнеописание девицы Эжени - от рождения до самой смерти, почему-то выглядело насмешкой над добродетелью. Маркиз де Сад не устает восхвалять невинность и высокую нравственность госпожи де Франваль, рассыпая фразы "Нет ничего более чистого, более искреннего, чем намерения этого удивительного создания". При этом я не чувствовала ни жалости, ни уважения к униженной мужем и дочерью женщине. Мне была неприятна вся семейка Франвалей. Подобная подача напоминает черный юмор. Чего стоит "священный закон" главного героя!
Невзирая на то, был ли искренним маркиз де Сад, публикуя "Преступления любви", или высказывал завуалированную насмешку, из этой новеллы можно вынести моральное наставление. Раскаявшийся грешник, умирающий в муках самобичевания, которому я не поверила, сам озвучил его. "Скажите им, что такая смерть ждет всякого, кто становится жалким рабом разнузданных страстей, заглушающих голос долга и природы" - с такими прощальными словами обратился Франваль к друзьям. Да будет так!

Эх, что-то героиням с именем Эжени во французской литературе не везет с отцами: Бальзаковская Эжени Гранде из-за скупого папеньки осталась без любви и невинной девой, а вот де Садовской "повезло" больше - её в 14 лет развратил родной отец. Но результат один и тот же, как пел Чиж и Ко - "Она не вышла замуж".
И если героине Бальзака читатель очень сочувствует (не смотря на то, что она влюбилась в своего кузена), то вот к персонажу де Сада у него вряд ли возникнут аналогичные чувства: хотя ребенок ни в одном случае не виноват, вина лежит только на порочных отцах. Дело только в том, какое зло читатель посчитает менее вредоносным (читайте - какое кровосмешение покажется менее извращенным).
Хотя "Эжени де Франваль" это одно из самых "невинных" и моралистических произведений де Сада, которое написано почти по всем канонам данной литературной эпохи: характерный для де Сада набор извращений и пороков, наличие абсолютно невинного и благочестивого существа, жертва извращения и достаточно много рассуждений. Конечно же, не обошлось без обильного вливания слез и нареканий, гипертрофированного и запоздалого осознания вины. В конце все умерли/сошли с ума/остались жить и зализывать раны - счастливого конца не получилось, что не может не радовать.
Как заведено, де Сад отстаивает право героев на получения удовольствия, пропагандируя бесконечную любовь в первую очередь к себе, а потом уже к избранному ближнему своему. Не веря ни в бога, ни в сатану, господин де Франваль объясняет свой роман с дочерью тем, что "так начинался род человеческий". Действительно, почему бы ему не любить существо, порожденное им - только потому, что она его дочь? В свою очередь, дочь, воспитанная отцом, абсолютно ожидаемо не понимает. зачем ей выходить замуж за другого - кто её будет любить так же сильно как папа и любовник в одном лице? Слезы и стенания матери не помогут, хоть бы она столетиями билась головой о стенку - если у ребенка не заложено ни капли морали, она этого всего попросту не услышит.
Оставляя вне внимания всех остальных участников драмы и хитросплетения интриг, мне становится просто интересно - а сколько таких случаев было в реальности, которые не описаны, не озвучены? И сколько их остается до сих пор (только не нужно меня переубеждать, что моральные уроды исчезли - наоборот, их аномально много). Очередное произведение, где все ошибки потомства стали всего лишь результатом воспитания (или отсутствия оного) родителями, что должно заставлять людей задуматься - может, для некоторых семей чайлд-фри должно стать обязательным условием?
Подводя итог, добавлю - оценка произведения 6/10 - познавательно, интересно, но не цепляет и особого следа после себя не оставляет.

На удивление: писать отзыв на де Сада – вещь совершенно несложная. По крайней мере, на «Эжени». Этот роман отличается от «Откровений в будуаре» своей совершенно классической манерой романов 18 века: моралите. То, с чем обычно ассоциируется де Сад, здесь совершенно отсутствует. Есть только фактура, никаких оскорбляющих чувствительных особ описаний нет и в помине. А что есть?
Есть веками установленный этический «канон». Всё понятно с тем, что есть добродетель, а что – грех. И происходящее совершенно ясно трактуется как последнее. Выписываются самым тщательным образом то, почему Эжени, дочь главного героя, становится его любовницей, в полном соответствии со взглядами на роль и место воспитания в 18 веке: отец, не любивший свою супругу, которая, естественно, была преданна ему в совершеннейшей степени, отобрал у матери дочь и воспитывалась она в соответствии со взглядами отца. Главным принципом которого было совершенное отрицание божественного установления о добре и зле. И поскольку «Бога нет», то и «всё позволено».
Тем не менее, также в полном соответствии с тем, что потом известные писатели назовут ханжеством буржуазии, отцу-главному злодею и главному же развратнику всё же необходимо некое оправдание-прикрытие своего злодеяния, он пытается организовать интригу, целью которой является дискредитация своей супруги – матери Эжени. Что-то получается, что-то – нет, но канон галантного века соблюден и здесь: злодеи – наказаны в конце концов. За собственное моральное разложение и за преступление против личности имущество по решению суда отходит казне, злодей гибнет, возмездие совершается ещё здесь, в этом бренном мире.
Книга – на любителя, лишенная скандальности, по крайней мере, в привычном для имени этого автора, смысле. Классический роман известной эпохи.
Книжка из подборки «100 книг, которые нужно прочесть прежде, чем…».

– Тем не менее, в брак вступают все.
– Верно, все дураки и все бездельники. Как говорит один философ, женятся, только когда не знают, что делают, или когда больше не знают, что делать.

– Значит, пусть вымирает весь род человеческий?
– Он этого вполне заслуживает: растение, вырабатывающее лишь яд, должно быть вырвано с корнем, и побыстрее.

Измены мужа никогда не узаконят измену жены, напротив, они должны побудить ее к еще большему благоразумию, чтобы Верховный Судия, посланный Всевышним в города, погрязшие в пороках в ожидании Страшного суда, смог бы спасти ее душу от всепожирающего пламени геенны.














Другие издания


