
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 апреля 2024 г.Читать далееГлавный герой, отставной кавалерист, не может найти себе места в дивном новом мире. Старый знакомый предлагает ему помочь устроиться на завод загадочного Дзаппарони. Этот господин выстроил целую промышленную империю на создании удивительных автоматов. От вполне утилитарных, предназначенных для бытовых, промышленных или военных нужд, до человекоподобных роботов, способных заменить актеров в кино, и тех самых стеклянных пчел из названия. Этот господин предпочитает не показываться на публике, живет в здании бывшего монастыря, где устроил автономную от остального мира крепость. Также он обладает огромным влиянием, сравнимым с правителем отдельного государства
Здесь явно обитал человек, который не получал пенсии, а сам ее выплачивал. Сюда не могла проникнуть полиция, ни под каким предлогом и ни по чьему приказу. Дзаппарони держал собственную полицию, и она выполняла только его указания и больше ничьи. А кроме того, государственная полиция и штат инженеров оберегали и обслуживали его заводы и все их коммуникации, и все вроде бы «по взаимному согласию», но неизменно по воле фабриканта и ни по чьей иной.Не уточняется, какого именно рода работу должен будет выполнять главный герой, но видимо что-то очень деликатного и не совсем законного характера, потому что собеседовать его собирается сам господин Дзаппарони. Он отводит главного героя в бывший монастырский сад, где летают эти самые стеклянные пчелы, и просит подождать. Дальше происходит кое-какая провокация, которая должна служить проверкой героя на его пригодность к работе. Спойлер - проверку герой проваливает.
Чисто событийно в книге больше ничего не происходит, а основной ее объем составляют размышления главного героя о прогрессе, морали и истории. Так что это скорее новеллизированное эссе, а не роман. В целом, герой отрицательно относится к прогрессу и считает, что раньше было лучше, трава зеленее, а люди душевнее.
Они стали заниматься ремеслом, недостойным мужчины, с каким без труда справилась бы женщина или даже ребенок, а то и вовсе механический аппарат.
Все, чем они занимались в молодости, что тысячи лет считается мужским делом, счастьем, радостью и удовольствием – скакать верхом, пахать поле поутру с волами, от которых идет пар, в летний зной срезать серпом спелые колосья, когда пот струйками сбегает по загорелой груди, а вязальщицы едва поспевают вязать снопы, обедать на траве в тени зеленых деревьев, – все, что с незапамятных времен воспето в стихах и прозе, ничего этого не стало. Не стало и счастья.С одной стороны, главный герой уж очень идеализирует прошлое, "когда люди не просто трусили, а еще и боялись совести", братство "старых товарищей" что-то значило и так далее. Возможно, развитие военной техники сделало войны более кровавыми. Но как-то сомнительно, что технический прогресс так уж сильно изменил отношение людей к врагам.
Главный герой часто вспоминает жуткие эпизоды, которым он был свидетелем во время наступления на Астурию, и которые убедили его в том, что на свете не осталось больше ничего святого и понятия вроде "честь" и "достоинство" больше ничего не значат. Но наверняка Монтерон - майор из кавалерийской школы, служивший для главного героя образцом чести и достоинства - участвовал во Франко-Прусской войне. И Золя не даст соврать, наверняка он видел там достаточно похожего на "астурийские флешбеки" главного героя.
В первом городе, куда мы вошли, были разграблены все монастыри, вскрыты саркофаги, взломаны склепы и тела гротескными фигурами выставлены на улицу. И мы поняли, что здесь пощады не жди. В одной из мясных лавок на крюках висели трупы монахов под вывеской «hoy matado», что означает «свежезабитые». Я это видел своими глазами.Но с другой стороны, много действительно интересных мыслей об атомизации общества и утилитаризме, переходящем с техники на межличностные отношения.
35626
Аноним30 сентября 2022 г.Исповедь серой мыши
Читать далее20% книги - ничего не происходит.
40% книги - все еще ничего не происходит.
60% книги - кажется, что-то затевается!
100% книги - нет, ничего так и не произошло.
Эта книга - воспоминание. Эта книга - ода разрушенных надежд. Эта книга о нестаром еще человеке, который пытается найти себя в изменившемся мире и не находит. Эта книга о человеке, который настолько ничего не добился в жизни, что все самое интересное происходило с ним либо в детстве, либо вовсе не с ним. Так что эта книга - как его жизнь.
Главный герой, как и автор книги, в прошлом - военный. Он начал свой путь в кавалерии, искренне любит лошадей и все с ними связанное. Но ему не посчастливилось жить во времена перемен и технического прогресса, и все его лошади, вместе с кавалерией, канули в небытие. На некоторое время гг заменил лошадок танками, но и это прошло, и вот он без работы, без денег и почти без друзей, со старомодными установками и взглядами на жизнь, вынужден проходить собеседование у технического гения современности.
Сюжет обещает быть интересным сочетанием утопии и антиутопии, но обещание так и остаётся невыполненным. Технический прогресс, миниатюрные механизмы, химический синтез пчелиного мёда и совершенные человекоподобные роботы, практически андроиды, здесь не основа сюжета, а всего лишь фон. И даже главного героя здесь сложно назвать главным героем, потому что речь не о нем, не об отдельном человеке, но об обществе в целом.
Не знаю, хотел ли Юнгер написать фантастический роман и заболтался, или это была изначальная задумка - прикрыть вуалью фантастики рассуждения о социальных трансформациях общества, но вышло то, что вышло. Получились печальные мемуары целого поколения, рассказанные одним человеком.
Эта книга - трагедия работоспособного сильного поколения людей, которые оказались не нужны своей стране и своему времени. Они устарели, не успев состариться. Их твердые жизненные принципы оказались недостаточно гибкими, чтобы измениться вместе с действительностью. Только настоящие гении смогли найти себе новое место, остальных же выкинуло на обочину истории. Блестящие молодые люди, они превратились в посредственную серость на незначительных местах.
Но вот вопрос: в чем именно трагедия? В том, что не нашли себя эти конкретные лица, или в том, что все остальное общество перестроилось? Стало ли человечество в целом лучше с пришествием прогресса? Не уверена, что у Юнгера был ответ. И спустя почти 100 лет его точно нет у меня.
33933
Аноним14 июля 2021 г.Читать далееИнтригующая аннотация, обещающая антиутопию про роботов и искуственный интеллект, вот что, несомненно, привлекает внимание к книге. Но по факту... всё немного не так (хотя роботы будут, и стеклянные пчёлы тоже).
Эрнст Юнгер - немецкий писатель и философ. И в романе много именно рассуждений и философствований на тему технологического прогресса. У медали две стороны, всегда есть плюсы и минусы. В романе будут рассмотрены отрицательные последствия прогресса.
Людям нравится стабильность, но прогресс - это постоянное развитие, изменение, перестройка, что-то абсолютно новое (пример, раньше в войнах использовали лошадей, а потом изобрели танки, и кавалерия стала не нужна, в последствии это станет нормой, но в ходе перестройки кто-то пострадает (в частности, кавалеристы станут попросту не нужны и останутся не у дел.)
Мы развиваемся, но в тоже время отдаляемся от природы. Хорошо это или плохо? Благо это или вред? Кажется, размышлять и дискутировать можно вечно.
Человек - это часть природы, в погоне за облегчением своей жизни, люди пытаются понять и даже превзойти её (изобретая тех же роботов). И тут я задумалась, но ведь по сути человек - это "изобретение" природы... возможно и наши изобретения (ну в смысле человеческие) тоже захотят превзойти своих творцов. И уже не так смешно, смотреть фильм "Я, робот"
Сейчас перечитываю свой отзыв и думаю, не ушла ли я в другие дебри, может книга совсем не про это. Но меня она натолкнула на такие рассуждения.321,1K
Аноним28 марта 2025 г.Бжжжж
Читать далееЕщё одна ископаемая фантастика, которую я давно хотела прочитать для более обширного представления о жанре. К сожалению, пока это желание оставалось нереализованным, книга радовала сильно больше - я возлагала на неё определённые, хотя явно ничем неоправданные надежды.
Аннотация обещала, что книга расскажет о проблемах высокотехнологического общества и сложностях личностной свободы, но что-то я так по итогу и не обнаружила, где это всё. Чего мне насыпали с горкой, так это нытья, которое я очень, очень не люблю.Роман изумительно пуст - в нём нет ни сюжета, ни персонажей, ни смысла.
Истории в книге тоже нет. Всё, что в ней произошло, можно уместить в одно предложение: отставной кавалерист вынужден пойти работать, потому что деньги кончились совсем, но ему эта идея не нравится. В целом, на этом можно и закончить. Мелкие штрихи вроде того, что у героя есть жена, которая продуцирует те же бездны страдания, что он сам, или что работу ему подогнал бывший однокурсник, который вполне себе приспособился ко всему происходящему, или что вместо той работы, на которую кавалерист приходил устраиваться, он получил другую, ничего не меняют.Ядро же повествования состоит исключительно из нытья. О том, как мир вокруг плох, сложен и непонятен, как приходится в нём тяжело жить, как исчезли лошади и появились танки, как измельчали люди и пропало благородство. Причём этот поток мироощущения страдающей уникальной снежинки ладно бы был просто скучен, так он ещё и не упорядочен - уникальная снежинка вспоминает то детство, то жену, то опять детство, и всё это без всякой системы.
Чего хотел, для чего хотел - загадка.
Всё загадка.
Владелец газет-заводов-параходов, например. Живёт отшельником, нанимает сотрудников по контракту только на пожизненный срок, чтобы не мучиться с NDA (его на тот момент, наверное, ещё до конца не продумали и не закрепили, вот и приходилось идти на ухищрения), смотрит в сад. В саду болото, беседка, искусственные пчёлы в стеклянных ульях, ужасные ужасы на поверхности воды, которым посвящён отрывок текста длиной в вечность.
Рихард смотрит на этот ужасный ужас и снова страдает. Страдает, что не знает, как ему с этим жить. Что ему делать. Куда ему бежать. И бежать ли. А может, не бежать.
Божечки-кошечки, да сколько ж можно. К финалу романа Рихарда хотелось придушить чисто из жалости, чтобы этот бедный человек так не мучился от своего бытия.Книга сильно забита каким-то историческим и культурным контекстом Германии, который мне мало о чём говорит, и все эти тяжкие философствования о танках, лошадях, окопах, бунтах и изменившейся армии - белый шум. Я могу предположить, что это какой-то смутный образ Мировых Войн, но даже до конца не понимаю, это они у автора слились в единую сущность, или его больше беспокоит Первая, чем Вторая.
Судя по эпилогу, где возникает ещё какой-то участник, все вылитые на читателя страдания - это "исторические доклады" за авторством этого Рихарда, которые представляет спустя какое-то время совсем другой человек, который их переработал, но историчность их под таким вопросом, что только обнять и плакать. Труд на тему "как же плохо мне жилось", есть подозрения, в лучшем случае мог бы сойти за мемуары, и то очень средние.
И из них совершенно не следует, чего автор вообще хотел.
Как будто единственная более-менее внятная мысль - что будущее будет отличаться от настоящего, а прошлого и вовсе не вернуть.Вот это откровение, я не могу.
Вопрос про пчёл, кстати, так и остаётся открытым. Вот они летают, а вот они не летают. Вероятно, та, которую Рихард забил клюшкой, могла быть дроном видеонаблюдения, но какой вывод из этого надо сделать - тайна тайн. Почему она взорвалась? Что она символизировала? Почему читателю должно быть не плевать на то, следит за героем пчела или не следит?
Зачем это всё?Почему книгу пытаются классифицировать как антиутопию, я вообще понятия не имею. Если речь о том, что главный герой страдает, то он страдает не от социальных обстоятельств или непреодолимых технических ограничений, а от того, что ничего не делает, кроме, собственно, страданий. Если бы он хотя бы иногда шевелился вместо того, чтобы размышлять о том, как несправедливо устроен современный мир, жил бы он сильно лучше, но это сложно, это требует усилий, я понимаю. Уникальные снежинки не приспособлены к работе.
Единственное чувство, которое у меня книга в итоге вызвала - бесконечная тоска. Можно использовать как снотворное, потому что она настолько скучна и бессодержательна, что приходится прикладывать физические усилия, чтобы удержать на ней внимание. Крошечное светлое пятно - аудиоверсия, но даже действительно очень приятный чтец не в силах исправить весь содержащийся под обложкой тлен.
Домучила, и спасибо, но как достойный образец жанра - я бы назвала это явление как минимум довольно сомнительным. Потраченного времени жаль.
27325
Аноним7 апреля 2025 г.Приглашение к рефлексии о цене прогресса
Читать далее«Стеклянные пчелы» – один из ключевых романов немецкого писателя Эрнста Юнгера, сочетающий в себе элементы философской притчи, антиутопии и социальной критики. Через призму философских размышлений Юнгер исследует конфликт между человечностью и технократическим прогрессом, наиболее актуальным в эпоху роботизации и искусственного интеллекта.
Главный герой, Рихард, – отставной кавалерист, потерявший место в мире, где традиционные ценности вытесняются машинной рациональностью. Оставшись без средств к существованию, он просит у своего бывшего товарища по службе Твиннингса помочь ему найти работу. Эти поиски приводят его к крупнейшему магнату Дзаппарони – владельцу огромного количества заводов и фабрик, нацеленных на производство робототехники для всех отраслей. Помимо этого, магнат контролирует множество СМИ и занимается социально-культурной повесткой. Должность кажется Рихарду привлекательной, но смущает тот факт, что предыдущий работник бесследно пропал. В саду Дзаппарони у главного героя возникает череда воспоминаний про свою службу в военной школе и про наставника Монтерона, на которого Рихард ссылается на протяжение всего произведения. Этот великий, по мнению главного героя, человек, умело прибегая к кнуту и прянику, наставлял юных кавалеристов, закаляя их для непростой жизни.
Стоит отметить, что воспоминаниям Рихарда в романе отведено очень много места. Из них мы понимаем, что общество претерпело значительные изменения и далеко не в лучшую сторону. На смену исконно человеческим ценностям, вроде совести и чести, пришли меркантильность и прагматизм. Роботы и техника заменяют многие профессии, из-за чего люди вроде Рихарда оказываются на обочине жизни. Тут также стоит упомянуть жену главного героя – Терезу, которая является лучом света в темном царстве для него, хотя она сама и считает, что лишь портит ему жизнь. Именно Тереза поддерживает Рихарда в сложные моменты жизни.
Интересно описание жилища Дзаппарони. Многое в его доме осуществляется руками людей, в то время как он сам продвигает всеобщую роботизацию. Тут также немало утонченных предметов искусства, что в этом мире становится редкостью. Вследствие этого именье Дзаппарони напоминает Рихарду постройки прошлого, когда человек был настоящим хозяином своего дома. Правда и технологиям тут находится место. Это те самые стеклянные пчелы, упомянутые в названии. Миниатюрные роботы собирают нектар и производят мед, но при этом лишены минусов обычных насекомых. Эти механические существа, одновременно прекрасные и безжизненные, становятся символом технологической утопии, где форма превалирует над сутью. Возникает вопрос: «а не заменят ли в итоге роботы и обычных людей?».
Теперь поговорим о символах романа. Дзаппарони олицетворяет собой власть корпораций и холодный расчет, противопоставленный человеческой хрупкости. Стеклянные пчелы, лишенные органической жизни, отражают иллюзию совершенства – они функциональны, но не способны к творчеству или сомнениям. Помимо этого, в романе присутствует критика прогресса. Юнгер, переживший две мировые войны, скептически смотрит на технический прогресс, видя в нем угрозу индивидуальной свободы. Мир романа, где машины заменяют солдат и рабочих, напоминает о тоталитарных тенденциях XX века.
Рихард – фигура «потерянного поколения», ищущего смысл в мире, где героизм и честь утратили ценность. Его внутренний конфликт между ностальгией и необходимостью адаптации становится метафорой человеческого удела.
Роман Юнгера насыщен философскими отступлениями и сложными метафорами. Описания механизмов Дзаппарони, выполненные с почти научной точностью, контрастируют с лирическими размышлениями Рихарда. Это создаёт эффект отстранения, ещё больше подчеркивающего тему отчуждения.
Итог: «Стеклянные пчелы» – приглашение к рефлексии о цене прогресса. Несмотря на сложность, роман остаётся важным предостережением о хрупкости человечности в век машин. Однако не могу не отметить излишнюю тяжеловесность стиля. Хаотичное повествование также может отпугнуть некоторых читателей.
21203
Аноним13 сентября 2019 г.Читать далееЭта небольшая повесть почти не имеет сюжета. Последний можно описать одним сложным предложением: «Отставной Ротмистр (Рихард) не имея средств к существованию, по рекомендации однополчанина, идет наниматься на сомнительную работу к олигарху и встречает там Нечто…». Ну, вот и все. Но как обычно у писателя воспоминания (героя) перемежаются с размышлениями от его лица. Не нравится Ротмистру (как и отставнику вермахта) мир, наступивший после великой войны. Ох, не нравится! А дальше будет еще хуже. Роботы-манекены, частные армии и крепости, оглупление фильмами и анимацией, потребительские игрушки для взрослых, роботы на всякий вкус и рои «стеклянных пчел». Все очень гадкое и опасное: «Всех нас занимает одна мысль: есть ли еще надежда»?
Пожалуй, по степени точности прогнозов, «консервативный» немецкий писатель даст фору многим профессиональным «прогрессивным» фантастам (вспомним про его «фонофор» для элиты Гелиополя – чем не смартфон!). И его «Пчелы» одно из серьезнейших достижений социальной фантастики (по времени выхода близкое другому знаковому произведению – ефремовской «Туманности Андромеды» – 1957 г.).
Печально, что у нас этот маленький шедевр в жанре дистопии перевели шестьдесят с лишним лет после оригинальной публикации. (Впрочем, с другой стороны, наивно рассчитывать, что в здешних обстоятельствах какие-то «тексты» еще могут сыграть какую-то роль!). Также трудно составить отсюда представление о влиянии фантастики Юнгера и других его книг на Западе. Критика П.Козловски, честно говоря, не вдохновляет.
Что меня привлекло у Юнгера, так это стиль: читаешь и наслаждаешься. Этот стиль резко отличается от того философского канцелярита, на котором часто пишут умные немцы (вспомним Гегеля или Шелера), и который столь мучителен для читателя. Конечно, текст Юнгера все-таки художественный, но и переводы с немецкого худлита весьма часто так заунывны.
При всём этом вовсе не обязательно соглашаться с автором и разделять его пафос. Юнгер всеми силами старается оправдать немцев, своих ровесников. Но разве неизвестно как они старательно убивали на фронтах двух мировых войн или в захваченных странах устраивали убийственный орднунг! «Америнанщина», захватившая мир, примитивный масскульт и поклонение технике, конечно, пошлы, но это все же «уши манекенов», а не живых (убитых) людей. С этим вроде бы даже соглашается в конце сам герой романа. Но «счастливого конца», конечно, нет. Юнгер находился под сильным влиянием «философии техники» (скорее всего, не проверял, испытывал в этих вопросах влияние своего брата). Стоит ли верить автору, который утверждал, что «человеческое совершенство и технический идеал несовместимы». А почему, собственно? Разве техника не освобождает для людей много времени, которое можно не просто убивать, но использовать для самосовершенствования? Далеко, не у всех, понятно, появится такое желание, но ведь потенциально такая возможность есть. Или – нет?
По крайней мере, можно в чем-то разделить подход автора к человеку современной цивилизации, который «попал в историю, из которой не было верного выхода», совсем как персонаж «Стеклянных пчел».
Книга написана уже давно, а много ли книг, за исключением великой классики, написанных до твоего рождения, будешь читать с интересом, а не просто с почтением и скукой. Вот Юнгер интересен.211,4K
Аноним1 июня 2023 г."Тогда считать мы стали раны, товарищей считать"
Читать далееСтранное впечатление оставила после себя эта книга, какое-то вневременное. Написано было, как указано в этих наших интернетах, после второй мировой, а ощущения где-то на уровне первой мировой, с их конницами, благородными военными, которые не устроились в послевоенной жизни, и ощущаемой в настроении безнадежностью, как во времена Великой Депрессии. Хотя и место другое, явный Старый Свет и выдуманное государство. Сюжет продвигался маленькими шажочками, реденьким пунктиром, между которыми были обширные поля воспоминаний и рефлексии главного героя, отставного кавалериста (зачем кому какая кавалерия после появления танков?). "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать", причем раны были в основном психологические и полученные уже после войны, на "гражданке". И стеклянные пчелы, эти искусственные создания нового мира, замещающие собой настоящих мохнатых пчел, как вершина, с одной стороны, технической и инженерной мысли того места и времени, с другой - как символ ненатуральности нового окружающего. Да, это обозначено как фантастика. Ну такая она... очень лайтовенькая и с оттенком антиутопии.
13653
Аноним28 марта 2023 г.Пророческий здоровый скепсис в контексте забвения эпохи
Читать далее"Только когда капитан покидает корабль, судно остаётся на волю божью. Но настоящий капитан идёт ко дну вместе со своим кораблём." - Монтерон
Данную книгу я прочитал по рекомендации своего товарища, за что ему признателен.
Итак, книгу можно разделить на условных три периода: было, стало и будет, причём было можно определить как некий метафизический контекст, который заполняет период между стало и будет.
Книга начинается с того, что отставной кавалерист Рихард, лишившийся своего хлеба по причине нравственно-моральных особенностей личности и благодаря появлению технических новинок, просит у своего давнего товарища по службе Твиннингса (местный решало с обширными связями) устроить его куда-нибудь, куда в его положении это только возможно.
Здесь мы узнаем про общественное устройство футуристичной эпохи (здесь автор даёт точное предсказание относительно устройства уже назревающей на нашем веку постинформационной эпохи) - своего рода корпорационный фашизм (или анархо-капитализм), где основным монополистом выступает Джакомо Дзаппарони, контролирующий СМИ, социально-культурную повестку, в распоряжении которого многочисленное количество заводов и умов, нацеленных на разработку и производство различной робототехники, роботов для всех отраслей. А если кто-либо из рабочих вздумает покинуть мегакорпорацию, то здесь на помощь придёт господствующая в обществе корпоратократия: "закон уже вяло ковыляет за техническим прогрессом. Вот, скажем, что такое авторство? Это, скорее, блеск верхушки коллектива, нежели личная заслуга..".
Несмотря на отсталость навыков и мировоззрения Рихарда, Твиннингс всё-таки предлагает ему должность, но не у кого-то там, а в поистине хлебном месте - у самого Дзаппарони, хоть и, правда, не на самую прибыльную позицию - бригадир в цеху, так сказать. И здесь у главного героя возникает целая череда воспоминаний из прошлого, в частности про свою службу в военной школе, про великого преподавателя ремесла и жизни Монтерона, к которому Рихард ссылается в течение всего произведения, ведь он "закалял оболочку, не повреждая зерна", умело парируя между пряником и кнутом в отношении шалопутных и юных кавалеристов.
Из множества приведённых в романе историй и воспоминаний можно сделать вывод о том, что общество потерпело значительные изменения в худшую сторону, ведь вместо справедливости, честности, благородства, отзывчивости и других качеств, присущих человеческому духу в гармонии с природой, пришла другая эпоха, возводящая в постулат бесчинство, недобросовестность, мещанскую меркантильность, что выражается в исчезновении таких понятий, как "старый товарищ", "честь мундира", так как они считались уже дурным тоном, без того сокрального подтекста. Впрочем, в довольно ёмкой, но содержательной фразе из текста приведено общее положение дел: "Сегодня просто трусят, а прежде боялись ещё и своей совести."
После нахлынувших бурных воспоминаний, Рихард отправляется к Дзаппарони на собеседование в отдаленный район города, где и проживает сам господин-монополист. Перед продолжением стоит отметить ещё и жену Рихарда - Терезу, которая является лучом света в тёмном царстве для него, хотя она так и не считает.
По прибытии в усадьбу Дзаппарони Рихард удивляется тому, что интерьер апартаментов и приусадебная территория существенно разнятся от продуктов, которые он создаёт и продвигает в общество - здесь было немалое количество утонченных предметов искусства, которые "вынуждены прозябать в мире, где у богатых нет времени, а у образованных нет денег", вследствие чего этот дом напоминает ему постройки прошлого, когда дом имел настоящего хозяина, а не совокупность хозяинов в виде налоговой, инспекций, страховых агентов и банков (кстати сказать, очень животрепещущая проблема именно XXI века), что, в свою очередь, приводит его к такому выводу: "Дзаппарони - хитрый лис, который уютно устроился в своей норе за счёт нас, дураков, как аптекарь, который продаёт свои снадобья по цене золота, а сам пользуется себя и семейство старым копеечным дедовским средством."
Как по мне, прямая отсылка к элитарным кругам, которые довольствуются высоким и великим, сливая в нас непотребство и низменность, чтобы довольствоваться прекрасным в полной мере, без черни, так сказать.
В этот же момент, всё ещё во время пребывания в закромах монополиста, ему вспоминаются немаловажные истории из прошлого, которые, подобно предыдущим, аргументативно оскверняют действующие порядки, однако в этих историях спрятаны и другие мотивы, влияющие непосредственно на эпилог:
1. Лоренц: давний товарищ главного героя, мечтающий о полной ликвидации и утилизации машин (т.к. именно они - источники всех зол), является убежденным сторонником и приверженцем идей анархизма, и в один "прекрасный" вечер разочаровывается в людях и совершает по-настоящему жуткий поступок - самоубийство.
2. Виттгреве: фееричный и хрестоматийный кавалерист, преподаватель своего ремесла, блиставший во всей красе в доиндустриальную эпоху, но с приходом машин не сумел реализовать свои первоначальные планы, став кондуктором в вагоне. Казалось бы, он должен негодовать не менее Лоренца касательно технологий, но нет - он принимает своё положение и, более того, не желает даже и вспоминать о канувших в небытие временах: "он благоговел перед этими техническими божествами, а Тарас Бульба перевернулся в гробу."
3. Филлмор - гениальный и рассудительный стратег, обладающий феноменальной памятью, всегда востребованный и незыблемый, что и помогло ему добиться ошеломительного успеха в обществе, проделав огромный карьерный путь до маршала-триумфатора с изданием собственных мемуаров, несмотря на смену эпох, правительств, тенденций и т.д. Вроде как, всё замечательно, пока не узнаешь некоторые детали такого успеха: "Филлмор начисто лишён фантазии; карьера Филлмора была выстроена на тотальной ограниченности". Можно ли назвать такой расклад успехом? Стоило ли оно того?
Что ж, после приведения вышеперечисленных историй, перейду к главному моменту - собеседованию. Сначала Дзаппарони начал расспрашивать и дисскутировать с Рихардом о военном деле, моделировать те или иные ситуации (впрочем, стандартное собеседование), но дальше происходит нестандартное решение со стороны Дзаппарони - поместить Рихарда в экстремальные условия в саду для проверки его профпригодности, где и начинаются все прелести научной фантастики (сейчас уже обыденность) - это и роботы-манекены, заменяющие человека, и те самые стеклянные пчелы, которые гиперактивно и чересчур эффективно добывают нектар, превращая его в мёд чуть ли не моментально в специально созданных для этого стеклянных ульях (здесь интересный аспект в том, что автор таким образом демонстрирует абсурдность всей ситуации с пчелами - мол, зачем нам такие нанотехнологии для добычи мёда, если смысл мёда теряется под автоматизацией? Где же пчелиная романтика? А не исчезнут ли сами пчелы, которые останутся не у дел?).
В конце концов, Рихард частично проходит испытание, после чего Дзаппарони принимает его к себе в штат, дав предварительно аванс, который он благополучно потратил на себя и жену, лицо которой обрело улыбку: "Эта улыбка сильнее любых автоматов, она самая настоящая."
Итак, сюжет таким образом подходит к концу, если не считать эпилога, в котором стоит выделить следующее: "Нам неведомо и нельзя познать, что есть сама суть истории, её абсолют, что есть там, по ту сторону времени. Мы предполагаем, но нам неизвестен приговор последнего суда. Вдруг там в конце - ослепительный свет, разрешающий любые преграды."
Какой же вывод можно сделать из этого однозначно стоящего и увлекательного романа-эссе? Лично мне кажется, что автор своим произведением ставил целью показать и обнажить возможные угрозы и опасности, которые таит в себе технический прогресс; показать, что качественные научно-технические метаморфозы в истории требуют таких же качественных и невиданнах ранее решений - например, смену общественно-экономической формации на действительно человеческую, ведь Рихард, который горюет о закате кавалерии при появлении танка, должен, по моему мнению, горевать о том, что люди вместо того, чтобы оставить ни в чём не повинных лошадей в покое посредством осмысления и озарения в виде невозможности ведения войн, заменили их по другой причине: придумали улучшенное орудие для мясорубки, а не отказались от кавалерии добровольно.
Я выделил отдельно три истории про товарищей главного героя не просто так. Похоже, каждый из них - аллегория определённой социальной группы:
- Лоренц - группа тех, кто по каким-либо причинам (социально-экономические, субъективно-личностные) не сумеет принять перемены ни в каком виде, будет всячески противиться и ратовать за своего рода возвращение к истокам, что в случае Лоренца выражается в анархизме и воссоздании земледельческой империи. Как мы видим, эти идеи умрут вместе с их носителями, ведь общество не сможет развернуться так радикально назад. Думаю, автор добавил этот эпизод, чтобы внушить сомнения главному герою, который должен искать более оптимизированный вариант;
- Виттгреве - категория тех, кто примет новую реальность со всеми изъянами и пороками, пускай и далеко не в авангарде. Видимо, этим автор показывает, что и благоухание перед техникой - тоже абсурд, ведь Виттгреве начал терять себя, свою индивидуальность, забывать и омрачать своё прошлое - короче говоря, начал терять человеческие качества;
- Филлмор - небольшая прослойка тех, кто займёт своё место под солнцем в новом мире, подстроиться под любой формат, выполняя основную грязную работу элитарных групп - лакеи своих технологических оков, которые окончательно потеряют человечность, но обретут золотую будку под надзором больших начальников.
И, наконец, сам Рихард - собирательный образ социального класса, который сбился с пути, потерял смысл жизни, свое предназначение, не имея возможности прокормить себя старыми навыками и умениями, ведь они больше не востребованы. При этом Рихард сохранил свою интеллигентность, свой нрав, свою историю и, как следствие, человечность. Он скитается в этой сложной эпохе, но усердно ищет путь и, вероятно, находит его у Дзаппарони. Примечателен в этой истории образ улыбки его жены, ради которой он и старается. Эта улыбка - символ наивысших человеческих чувств, которые и спасут нас в этой борьбе с машинами, как это и произошло с Рихардом, сумевшим и новое призвание в жизни найти, и себя как личность сохранить.
Таким образом, Эрнст Юнгер хотел продемонстрировать важность сохранения в себе человека, но в то же время показать, что и от технологий отказаться уже не выйдет. Уж слишком сильно мы на них завязаны на нашем веку, когда то, что Юнгер называл фантастикой, стало реальным омутом для нашего судна, которое не должно потерять своего капитана..Содержит спойлеры13806
Аноним13 сентября 2020 г.Вырваться за пределы тупого пошлого круга жизни и познать свою миссию
Читать далееНа книгу наткнулся случайно в питерском магазине, заинтересовала обложка, а следом и описание. Сразу не купил, не хотел везти в самолете, но запомнил. А потом, когда решил ее спустя год все же купить, оказалось, что ее в моем городе нигде нет, да и вообще нигде нет кроме этого одного питерского магазина. Пришлось ее оттуда заказать! Заказ комплектовали недели две, никак не могли найти книгу. Я уже думал, что всё, не судьба. Но книга нашлась и благополучно доставлена.
Первая треть книги особо ничем не удивляет. Отставной ротмистер Рихард размышляет о жизни, прошлом, которое неумолимо сменяется будущим, друзьях. Да, многие, возможно, найдут в этих размышлениях что-то и про себя. Мы часто сравниваем себя с другими, задаваясь вопросом, почему у них все так легко получается, а у меня все так сложно? Где мы совершаем ошибки?
Чтобы осознать свои ошибки, уходит много времени, а иные так их и не распознают. Моя ошибка состояла в отклонении от обычного.Каково наше предназначение?
Великое дело – узнать от всезнающего, в чьи же игры мы впутаны, ради чего приносим жертвы? Пусть даже ответ будет жесток, все равно это счастье – вырваться за пределы тупого пошлого круга жизни и познать свою миссию.Ближе к половине книги подумалось, чувак, да сколько можно ныть? Всю дорогу сожаления о былом, о том как был кавалеристом, об отношении к лошадям, природе, своих идеалах и делах, которые были зря. Ну и что, что жизнь не удалась, мало ли людей, у которых не все получилось в жизни? Времена меняются, надо подстраиваться. Есть тут, кстати, какое-то противоречие в том, что он постоянно пишет как их муштровали и закаляли на службе и тут же всю дорогу ноет. Плохо закалили что-ли?
Много разных интересных рассуждений, но все настойчевее терзают мысли: уже пол книги, а где обещанная фантастика?
И вот, началось, искусственные пчелы, которые собирают мед, соревнуясь с обычными пчелами. Может ли такая маленькая пчела подлететь поближе и ужалить ядом? Дальше больше, оторваться уже просто невозможно! Размышления о роботах, которые так похожи на людей, что не отличить. О том, как они играют роли в фильмах! Да, японский инженер Хироси Исигуро уже лет 10 делает роботов, которые играют в японских спектаклях. Но, на минуточку – это же 57-ой год! А как вам вот это:
Газеты оплакивали некоего юношу, утопившегося в Темзе после того, как он принял одну из героинь Дзаппарони за живую женщину из плоти и крови и не смог вынести разочарования. Руководство завода выразило свое соболезнование и намекнуло, что, вероятно, прекрасная кукла могла бы ответить взаимностью на чувства юноши.Филипп Дик, к слову, написал «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» в 68-ом, где поднимаются подобные темы! Кто знает, может еще ранее в каких-то книгах высказывались подобные идеи? Хотелось бы почитать.
Поразили мысли и про собеседования. О да! Поведение человека в экстремальных ситуациях говорит о нем гораздо больше, чем игра в ответы и вопросы!
Нашел ли герой романа свое предназначение, неизвестно. Читатель сделает свои выводы. Но за пределы своего обыденного круга жизни ему, судя по всему, удалось вырваться.
В целом, от книги я в восторге! Всем, кто не равнодушен к подобным идеям, читать обязательно!
121,5K
Аноним21 февраля 2025 г.Читать далееКак же тяжело писать отзыв на книгу, которая вообще не впечатлила и не оставила никаких эмоций. Видимо, как не любила антиутопию, так и не подружусь с ней.
Сюжет книги мне не понравился, здесь не было никакой динамики, никаких событий, просто рассказ одного человека о своей жизни. Это все было монотонно, нудно, частями непонятно. Главный герой Рихард почти постоянно вспоминает прошлое и сравнивает с настоящим, или просто вспоминает жуткие события, которые происходили не только с ним, но и с другими людьми.
Будущее, в котором живёт герой далеко не идеальное - искусственный интеллект, различные роботы вместо людей, вплоть до пчёл, которые собирают нектар, автоматизация многих систем и конечно "самые лучшие" начальники, которые не увольняют своих сотрудников и все это очень странно.11179