
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 декабря 2019 г.Читать далееПервое мое удачное знакомство с творчеством Азимова (до этого читала "Сами боги", но...так и осталось в недочитанном, к сожалению).
Прекрасная научно-фантастическая повесть о том будущем, когда и образование (про образование напишу отдельно, очень уж это интересная тема в произведении:), и профессию за тебя выберут, и должность, соответствующую твоему складу характера и способностям, подберут. Вот только все хорошо, как это обычно бывает, только в теории. На практике случаются казусы, когда человеку не подходит ни 1 профессия - и что тогда делать? Соответственно, у человека не будет ни образования (зачем тратить на него ресурсы, обучая его чему-то и вкладывая в него знания, если к самой профессии он не пригоден? Логично, опять же, только в теории...).
Тема образования - это что-то)) Так увлекательно рассказать о самом процессе получения знаний (Вместо долгого процесса обучения по книгам и на практике людям за минуты записывают в мозг нужные знания с помощью магнитных лент) - это признак настоящего мастера. И сразу после прочтения (да и во время него) задумываешься: а чем оно плохо, такое быстрое получение знаний именно как переработанной информации, тем более в нашем, перенасыщенном информацией и данными миром? Да, автор покажет, конечно, негативные последствия такого "обучения" (если это можно назвать вообще обучением), но опять же, если довести эту идею до ума, применять не как основное средство образования, а как вспомогательное и дополнить ленты информацией, которая только еще может пригодиться...Мне эта повесть Азимова напомнила один из моих любимых фильмов - "Области тьмы" (с Брэдли Купером в главной роли) (по-моему. есть даже такая книга, но я все никак не доберусь до нее:) - когда человек принимает таблетки, мгновенно улучшающие его умственные (интеллектуальные, когнитивные, творческие способности) А возникшие гениальные идеи после приема этих сильнодействующих веществ можно ведь пустить на благо человечества, открыть вечный двигатель, новые планеты, новые законы физики, разобраться со строением мозга - можно реально улучшить жизнь человечества. Поэтому мне образование, описанное в повести Азимова, очень даже понравилось. Есть, конечно, некоторые недостатки, но у у каких методик их нет?
И всю книгу удивляешься настойчивости и целеустремленности главного героя произведения, Джорджа Плейтена, не смирившегося до конца с поставленным ему "диагнозом" и стремящимся его опровергнуть (в этом месте мне книга напомнила фильм "Меняющие реальность"). И здесь поднимается еще одна важная нравственная тема - "а судьи кто?" - кто может решать, к какой профессии и занятию у нас больше склонностей? Тесты никогда не дают 100% гарантии. Может, лучше все-таки проверять это дело практикой? Но и в том случае вопрос очень спорный: сейчас этих склонностей и способностей может и не быть, но как быть до конца уверенным, что они и не проявятся, тем более в результате целенаправленных занятий выбранных делом?
5/5, мало того что произведение необычайно увлекательное, так оно еще и очень глубокое по своей сути и заставляет о многом задуматься (да, и помечтать в том числе, о таком вот образовании))
1356,1K
Аноним29 ноября 2023 г.Профессия. Айзек Азимов
Читать далееЦитата:
С прошлым никогда не бывает покончено, мой друг. Оно объясняет настоящееВпечатление:
Хотела сегодня выложить впечатление про другую книгу (но еще не вечер), как вчера наткнуться при чтении третей книги на это произведение. И оно идеально подошло под книжную тему, конечно может потому что я его достала из книги про психологию чтения (совпадение-не думаю).
Айзека Азимова я уже читала, и как фантаст он мне нравится, но если откинуть планетарную составляющую книги, то это неплохая такая утопия бы вышла, собственно поэтому я ее и добавила в соответствующую подборку.
Тема чтения проходит красной нитью через всю повесть, слушается она буквально за 2,5 часа в озвучке Булдакова и воспринимается легко. А сюжет я бы отнесла к оригинальному с одной стороны, так как тут мы видим книгу, ее взаимоотношение с читателем (потребителем) в новом ключе, я бы даже сказала в ключе развития искусственного интеллекта и с другой стороны все дополняется контекстом профессионального выбора. Как по мне у автора в этом проявляется специфичность и указание на его собственный стиль, что очень узнаваемо и мне, как читателю нравится. Задумка и реализация классные, как по мне.
Книгу добавила в подборку Утопии\АНТИутопии
О чем книга: Мальчик Джордж хотел стать программистом, когда вырастет, ведь все знают, что без профессии ты не человек. Для этого он стал сам изучат книги по программированию. Но в мире который царит, так не принято, ведь в восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка, а в 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. И только потом ты можешь идти работать. А наивысшей наградой будет служить победа в Олимпиаде, где участвуют жители всех планет, всех специальностей, а лучшие потом могли переехать жить в другое место. Попав на отбор в день знаний компьютер выбирает Джорджу совсем другую "профессию", не программиста, тем самым разрушив все его детские мечты и изменил планы на жизнь.
Читать/не читать: читать
841K
Аноним31 октября 2024 г.Читать далееПеред нами относительно далекое будущее, система образования изменилась до неузнаваемости, и теперь не нужно тратить огромное количество времени на обучение, а также нет необходимости ломать голову над тем, кем ты будешь когда вырастешь. Пока дети еще маленькие, им внедряется, в качестве готового скилла, способность читать. А позже, проанализировав каждого юнца на предмет тех или иных талантов и характеристик, компьютер выносит "приговор" с профессией на всю жизнь, которую можно будет апгрейдить по тому же принципу, загрузкой необходимых знаний и навыков через программу. Конечно, у каждого есть свои представления о работе мечты и далеко не всегда они совпадают с выбором "распределяющей шляпы".
Очень интересная история! Занятно, что написанная в 1957 повесть в наши дни не только не потеряла актуальности, а наоборот, прицельно выстрелила в больные вопросы общества. Можно в ходе чтения поразмыслить об устрашающей скорости технического прогресса, об искусственном интеллекте, о замене людей машинами, о незаменимых машинами людях, о свободе выбора и собственных целях. И в конце концов - наш мир уже наполняет огромное количество облегчающих жизнь и экономящих время приблуд. Зло это или благо?
Аудиокнигу читал Олег Булдаков.
51617
Аноним26 декабря 2018 г.Читать далееВот оно доказательство, что образование должно быть качественным, должно развиваться, должно быть индивидуальным. Без этого не будет прогресса. Умные, талантливые, трудолюбивые люди будут всегда необходимы и найдут свое место в обществе.
Рассказ жанра научная фантастика, которого я побаиваюсь, так как не все мне бывает понятно. Потому, как и герой книги, читаю пока то, что проще, легче, короче. Может такое постепенное погружение поможет замахнуться на книги посерьезнее.
Мир, где знания за один день вливают тебе в голову, оказывается не так уж и безупречен. Нет там неучей, но творческие люди, умеющие развиваться самостоятельно, продолжать свое обучение, встречаются очень редко. И цена на них велика. Главные герой рассказа попадает в странную для себя ситуацию. Будучи уверенным в своих способностях, он оказывается отбракованным. Куда попадают те, кто не подходит ни для одной профессии? О таких специальных заведениях никто не слышал. Ведь получить профессию стало невероятно просто, не надо даже учиться читать, не говоря о более сложных знаниях. Все моментально загружается в мозг без труда, затрат времени и приложения каких-либо усилий. Книги уже ничего не значат. Это слишком долгое усвоение знаний, которое не приветствуется в новом мире.
Герой рассказа сможет взглянуть на систему образования с другой стороны.
Интересно, поучительно, коротко, без лишних деталей и технических подробностей.404,2K
Аноним20 июля 2010 г.Читать далееС этого рассказа (спасибо LeeLooafteryou ) начался мой флешмоб-2010.
Образовательные ленты, которые обучают за считанные минуты, отсутствие возможности выбора профессиональной деятельности, ведь все решают исключительно физиологические особенности мозга - таким увидел Азимов будущее образовательной системы. И среди 18-летних парней и девчонок, мечтающих стать дипломированными специалистами и улететь на продвинутые планеты, один из ста тысяч - человек, который не может получить такое "моментальное" образование. Не может не потому, что не хочет, а потому, что его мозг не стандартен.
Жаль, что этого рассказа нет в школьной программе. Может быть после него больше выпускников понимали, что профессию надо выбирать не по совету родителей, гипотетическим должностям и доходам в будущем или просто исходя из веяний моды, а просто по призванию. И тогда, может быть, стало бы меньше людей, которые ходят на работу под девизом "весело позвякивая кандалами"...
292,6K
Аноним11 декабря 2023 г.Нажми на кнопку - получишь результат
Читать далееВ детстве я был крайней ленивым ребёнком. Я спокойно откладывал на завтра то, что мог сделать сегодня, абсолютно без угрызений совести оставлял домашнее задание неподготовленным, да и в целом, вёл себя, как маловоспитанный, необразованный грубиян.
Но я не был глупым. Я прекрасно понимал, что эти знания мне будут нужны, что они пригодятся, поэтому по выходным садился за учебники и корпел над всем тем, что не успел выучить, прочитать или сделать. Тогда была эпоха флешек, дисков, блютуза, а о всяких облачных сервисах говорили в будущем времени.
И я мечтал только об одной вещи: я искренне надеялся, что когда-нибудь у людей появятся дисководы в организме, и можно будет усваивать информацию, не поднимаясь с постели.Я рос, мир менялся, я понял, что моя мечта совершенно бессмысленна. И поэтому, когда я читал предложенную фантастику, меня очень сильно пробивало на такую ностальгическую улыбку. Будто бы когда-то это все уже было, а я просто в один момент закрыл глаза и все забыл.
Если говорить честно и не обращать внимание на многие несостыковки внутри книги, мир получился достаточно приятным. Мне импонирует вариант с тем, что именно Земля стала поставщиком «рабочей силы» Галактики. Однако... В какой-то момент мне стало грустно. Находясь сейчас здесь, в 21 веке, я вижу много ребят, учащихся в школах. Мне становится грустно, когда я узнаю, что их учат не думать головой, а «нажимать на кнопки», чтобы правильно поставить галку в каком-то листке.
Тех, кто обучаются в ВУЗах, заставляют писать рефераты, которые, естественно, частенько скачиваются с интернета. Система образования терпит полнейший крах. И именно об этом написано в книге. Не о том, как мальчик оказывается Избранным, не о том, как важно нужным людям получить образование в нужном месте, а о том, как человек рушит то, что до этого сам и строил. Образование - это все, что у нас есть. И эта книга тому доказательство. Книги - вот настоящий способ узнать правду об этом мире. Нельзя от них отказываться, иначе думать на этой планете смогут лишь единицы.
Честно сказать, я не запомнил главного героя. Ну, то есть, есть Джордж. Джордж умничка, который решил наступить системе на горло, и у которого это получилось. Джордж молодец, похлопаем.
Всю книгу я следил за миром. Люди представлены товаром старой модели.Наше настоящее выставлено, как что-то далёкое, фантазийное.
И от этого всего мурашки по коже ходят табуном.Благодаря достаточно лёгкому стилю написания, мною книга была осилена очень быстро.
Если абстрагироваться от настоящего, то очень интересно наблюдать за системой, в которой всплывают правила-исключения. Сбои, неполадки, это затягивает и три с половиной часа пролетели незаметно.
Финальной мыслью скажу, что я бы отнёс эту книгу к разряду тех, что нужно почитать, чтобы потом задуматься над своей жизнью.23485
Аноним11 апреля 2022 г.Вокруг себя едва взгляну, / с тоскою думаю холодной: / какой кошмар бы ждал страну, / где власть и впрямь была б народной.Читать далее
Игорь Губерман.Интересная просматривается последовательность: Платон, Томас Мор, социалисты-утописты (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), Чернышевский, Ленин... В эту группу мыслителей, мечтавших об идеальном государстве, можно включить и профессора Азимова, великого фантаста и популяризатора науки. Конечно он знал, что пишет, когда сочинял «Профессию». Предложенная в повести модель идеального государства, где решены все проблемы, не зря отнесена к очень далёкому будущему. Вряд ли их удастся решить за более короткий срок. Кстати, любопытное совпадение, уверен, что не случайное — ГГ повести родился в год пятитысячелетнего юбилея открытия Америки. В государстве Азимова царят закон и порядок. Прекрасно работают транспорт и связь (основы комфортной жизни), путешествия после создания гравитационного двигателя стоят дёшево, города (во всяком случае, большие) накрыты защитными куполами, раскрыты главные, если не все, тайны мозга, в частности, установлен механизм хранения в нём знаний и найден способ непосредственной передачи их в память человека. Осуществлён на деле принцип — от каждого по способностям, каждому по труду. И, что особенно важно, труд в этом государстве — дело чести, доблести и геройства. Все стремятся получить хорошее образование (а получение образования под «гипнозом» — процесс относительно простой, быстрый и дешёвый) и работать на благо общества. А работать есть где, Космос большой, проблема перенаселённости решена (население Земли всего-то 8 млрд.). Не обо всём Азимов пишет открытым текстом, но читатель не может не понять, что в День чтения в мозг ребёнка вкладывается не только умение читать и писать на двух-трёх языках (считать, очевидно, должны научить родители, а другие языки будут вкладываться в голову по мере надобности), но и основы нравственности, чтобы прочитанное в будущем ложилось на благодатную почву, усваивалось прочно и безоговорочно. Что делают дети от 8 до 18 лет, Азимов тоже не сообщает. И опять же ясно — читают, путешествуют с родителями и без, ездят в оздоровительные лагеря, занимаются спортом, слушают музыку, помогают родителям по дому, ходят в театры, музеи, аквапарки... В стране есть дипломированные педагоги, спортивные тренеры и инструкторы, артисты и экскурсоводы. А почему бы им не быть, если на такие специальности тоже есть запрос? Возможно, дети этих возрастов ходят в школы, где проходит проверка усвоения полученных под гипнозом знаний и их пополнение. Общение со сверстниками необходимо, а привычка работать в коллективе приобретается только в воспитательных учреждениях.
Интересно, что государство Азимова, во многом сходное с Утопией Мора, резко отличается от неё в вопросе отношения к религии. В Утопии запрещён и карается атеизм. У Азимова мозг ребёнка программируется так, что ни о какой религии речь уже не зайдёт никогда. Да и книги такого рода доступны только соответствующим дипломированным специалистам и управленцам, что очевидно без специальных пояснений.
Программируются все без исключения. Элита — с целью создания условий для нормального функционирования государственного аппарата. Этим исключается коррупция и возможность государственных переворотов. Это не совсем то, что описано под названием «бетризация» у Лема в «Возвращении со звёзд». У Азимова «общественно опасные» свойства разума преобразуются в стремление к совершенству в овладении профессией, а если мозг не поддаётся программированию по конкретному направлению, то эти его «вредные» свойства превращаются в стремление к творческой работе. Обладатели таких «аномалий» оказываются в приютах для слабоумных, которые на самом деле не что иное, как университеты. Женщины и мужчины равноправны и об этом в повести говорится прямо. В День чтения девочки идут направо, мальчики — налево , т. к. программирование для девочек и мальчиков существенно различается, но это не касается т. н. прав человека и гражданина.
Итак, по Азимову, фундаментом идеального (без войн и голода) государства является правильная система образования. Нужны инженеры и квалифицированные рабочие для управления автоматами и станками? Получите в День образования специальность, пройдите через Олимпиаду и — вперёд. Но ещё больше нужны конструкторы автоматов и станков, скиммеров, стратопланов, космических кораблей и т. д. А ещё нужны для этих кораблей штурманы и бортинженеры, нужны врачи и топ-менеджеры, юристы и экономисты, и... вообще нужны не только СТРОИТЕЛИ, но и АРХИТЕКТОРЫ, люди творческих профессий. Вот как раз кандидаты в АРХИТЕКТОРЫ и попадают в «приюты» и учатся там... по КНИГАМ (!). Большой оптимист этот профессор Азимов... Ну, поживём — увидим. Я — за такое государственное устройство.
Азимов ничего не пишет о типе своего государства. Думаю, это не имеет значения. Просто правильные люди у власти и правильные там законы. Справедливые и одни для всех. Вот и получается нечто вроде Сингапура только без частной собственности на средства производства.
«Кибернетика» Винера вышла в 1948 г. «Профессия» в 1957 г. Азимов о книге Винера не мог не знать. И уже тогда хорошо понимал, что такое робот. В его повести люди (не все! Но подавляющее большинство) похожи на роботов. Специалист такой-то модели(!). Это сходство — в отсутствии творческих способностей. Ну так, от каждого же по способностям! Чтобы построить идеальное государство, приходится чем-то жертвовать. Платить надо за всё. Вот это буквальное и обоснованное технически следование принципу и есть плата за нормальные «условия человеческого существования». Эти три слова в кавычках, потому что существует книга с таким названием, где описано ужасное существование в нашем неидеальном мире. Но зато в нём есть «свобода» и либеральные ценности.
) И ещё одно совпадение (?): фамилия победителя Олимпиады металлургов — Шмидт. Фамилия научного руководителя Азимова тоже Шмидт.
) Не верится как-то, что через 5000 лет останется только один язык.
) Из всего содержания повести следует, что в мозгу обнаружен некий «центр совести», который и активируется в День чтения. Итог — в государстве Азимова нет бессовестных людей. Вполне возможно, что это — главный секрет правительства.
191,1K
Аноним15 марта 2015 г.Читать далееКороткая антиутопия в исполнении классика фантастики.
Население Земли составляет что-то около 8 миллионов человек. Около полутора тысяч планет успешно колонизированы, некоторые из них - отлично развитые миры класса А, куда мечтает попасть каждый специалист. Людям не нужно долго и муторно изучать профессии - ленты, на которых записаны все необходимые знания, просто транслируется им в мозг. Не каждому абы-что и даже не на выбор: вначале компьютер определяет предрасположенность отдельного индивида к профессии, и только потом... В День чтения - восьмилеток учат читать таким же образом, а в День знаний - вкладывают основы профессии.
Джордж был уверен, что станет программистом. Он даже пошел непопулярным путем: подчитал несколько книг по нужной теме, чтобы подготовиться ко Дню знаний. Однако компьютер выявил, что он принадлежит к особому типу людей, которым не подходит ни одна из профессий. Парня помещают в особый приют - то ли для отсталых, то ли для слишком умных. Но Джордж не желает мириться с таким оборотом дел и решает сражаться до конца - предложить свой ум и идеи другой планете, Новии...
Центральные и, наверное, любимые герои Азимова - борцы, идущие против системы, стремящиеся если не улучшить ее, то предложить альтернативный путь развития. Трудно сказать, в самом ли деле великий фантаст предполагал такое развитие цивилизации, когда люди перестанут учиться сами, а предадут эту функцию компьютерам чуть более, чем полностью. Скорее все произведение - огромная метафора: в человеческий мозг нельзя бездумно загрузить информацию, процесс обучения - всегда процесс осмысления новой информации, без которого невозможно творчество. Не зря говорят, что в университетах учат учиться, учат системности, а стоит ли дальше развиваться - каждый решат сам. В обществе, описанном Азимовым, разучились этому полезному свойству.172,2K
Аноним6 февраля 2023 г.Читать далееКнига, как не странно о том, о чем любят говорить работодатели, предпочитающие работников с высшим образованием. Вот автор нарисовал идеальное будущее, развитой мир, где у каждого свое предназначение и счастье, простите, профессия даром, в смысле без усилий. Но не все-то так просто, через всю книгу идет противопоставление знаний и умения учиться, а так же вопрос что из этого ценнее. И вроде казалось бы что ситуация не совсем применима к настоящему, ведь нам по проводам в голову формулы не закачивают. Но только навык учиться быстро теряется, если его не прокачивать со временем, а просто пользоваться однажды полученными знаниями.
15946
Аноним20 апреля 2022 г.Талант не выявить тестами
Небольшой рассказ (исправляюсь - повесть), но какой-то интересный.Читать далее
В нынешние время образование чем-то напоминает конвейер: детей заставляют принимать решение о своём будущем, четыре-пять лет вкладывают знания в голову, чтобы создать ещё один винтик системы. Нет свободы, нет полёта фантазии, нет мышления за рамками. И всё ради заветной корочки - свидетельства дипломированного специалиста.
Так и в мире Азимова. Почти так. Дети проходят два важных рубежа: в раннем детстве, благодаря технологии, их обучают чтению (да, не по книжкам) и в 18 устраивают ещё один тест на выявление предрасположенности к одной из множества необходимых профессий.
Но если что-то в структуре мозга не отвечает стандартам? Что, если есть люди, не способные пройти тест?
Их за борт? Они - не способны освоить знания, чтобы быть даже дипломированным чернорабочим?
На эти вопросы и отвечает автор в своём манифесте.15861