
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июля 2024 г.Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная молодость (Чиж & Co)
Читать далееПьеса, название которой было на слуху уже много лет, а то и десятилетий, но до текста которой так и не дотянулись руки. Не дотягивались. Но вот пришло время…
Вообще эта тема «вечной жизни» или «бессмертия» в творчестве возникала стопитцот раз. В разных вариантах и интертрепациях. Кто только не пытался получить некий эликсир вечной молодости или вечной жизни! Вот и здесь мы встречаемся именно с таким вариантом, когда один учёный грек нашёл-таки рецепт бессмертия и испробовал его на собственной юной дочери. Средство прижилось, и девушка стала жить. Десятки, а потом уже и сотни лет. Конечно же, меняя имена, меняя амплуа, меняя города и страны, меняя возлюбленных и любовников, меняя …
Но тут во время очередных гастролей её фактически узнаёт тот, кто когда-то несколько десятилетий тому назад был её возлюбленным. И, конечно же, закрутилось-завертелось и помчалось колесом. Ибо всем захотелось получить этот рецепт и заполучить это бессмертие. Но! Но после откровенного разговора с нашей бессмертной героиней почему-то вдруг не нашлось того, кто взял бы этот рецепт вечного счастья себе. Впрочем, нет, одна всё-таки нашлась…
34420
Аноним24 октября 2023 г.Читать далееТема вечной жизни не является новой в мировой литературе, но так уж устроен человек, что никак не может выбросить эту идею из головы. Карел Чапек не стал исключением, его тоже интересовала проблема долголетия и в голове зрел роман на эту тему, но в результате на свет появился не роман, а пьеса, которую сам Чапек назвал пьесой без претензий. Толчком к ее написанию явилось только что вышедшее произведение Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», в котором автор видит долголетие, а речь тут идет о нескольких сотнях лет, как идеальное состояние человечества, как рай на земле. Чапек с этим не согласен, по его мнению, такая долгая жизнь не только не идеальна, но и наоборот, очень нежелательна. В своей пьесе он как раз и пытается показать все негативные стороны жизни длиной в столетия. Хотя тут надо оговориться, мне кажется есть все же разница между тем, когда долго живут все и тем, когда долго живет только один человек, а Карел Чапек показывает нам именно такой вариант.
Начинается пьеса с судебного процесса о наследстве, который тянется уже сотню лет. В качестве судебных сторон уже давно выступают потомки тех, кто начал этот процесс, в адвокатской конторе, что ведет это дело, тоже сменилось уже не одно поколение, дело стало поистине легендарным. Не то, чтобы в нем есть что-то особенное, обычный спор сторон о том, кому должно принадлежать поместье, но если Альберт Грегор выиграет дело, это принесет ему внушительную сумму.
Неожиданно на сцене появляется известная оперная певица Эмилия Марти, которая демонстрирует поразительную осведомленность о том деле. Она рассуждает о его главных фигурантах так, будто была с ними хорошо знакома. И не только с ними. Эмилия как бы между делом выдает несколько нелестных характеристик известным деятелям французской революции, причем, выглядит это так, будто речь идет о ее соседях по квартире. Возможно, Эмилия несколько эксцентрична, но вот ее словам, касающимся судебного дела, все почему-то верят и отправляются на поиски указанных ею документов. Зачем вообще Эмилия вмешалась в это становится ясно достаточно быстро – среди документов есть один, который очень нужен лично ей, так, ничего особенного, он не представляет собой никакой ценности, но дорог ей как память.
Ключевым в этой пьесе является образ самой Эмилии Марти. Она кажется женщиной холодной, бездушной и равнодушной ко всему. Даже ее вокал, безупречный с точки зрения техники, абсолютно лишен эмоций. Но вскоре понимаешь, что эта Эмилия уже не имеет ничего общего с той 16-летней девочкой, какой она была 300 лет назад. Ее тело осталось молодым, но душа уже давно мумифицировалась, для нее эти столетия не прошли даром. По сути вся жизнь Эмилии, это своего рода день сурка, только длиной в человеческую жизнь. Ее уже ничего не трогает, ведь все хорошее или плохое, что c ней происходит, уже случалось и не по одному разу. Она даже о собственных детях рассуждает исключительно как о результате неосторожности, как не предохраняйся, но за столь долгий срок проколы все равно неизбежны.
У героев пьесы есть возможность облагодетельствовать все человечество, но насколько это реально? Все люди не могут жить бесконечно, для этого просто не хватит ресурсов, значит процесс надо как-то регулировать. Каждый предлагает свой вариант и чем дальше, тем яснее становится, что все их идеи тупиковые и вреда от возможности жить несколько столетий намного больше чем пользы.
Карел Чапек высказывает мысль, что прелесть нашей жизни как раз в ее скоротечности. Человек не успевает пресытится ею, многое ему в новинку, мы живем мечтами и надеждами, хотим больше, чем в состоянии успеть. Все это предает нашей жизни особую ценность как бы ни трудна оно была.
Но разве сказать, что и в нынешней жизни, с ее болезнями, нуждой и тяжелым трудом, заключается безмерная ценность, — это пессимизм? Думаю, что нет. По-моему, оптимизм бывает двух родов: один, отворачиваясь от дурного и мрачного, устремляется к идеальному, хоть и призрачному; другой даже в плохом ищет крохи добра хотя бы и призрачного. Первый жаждет подлинного рая — и нет прекрасней этого порыва человеческой души. Второй ищет повсюду хотя бы частицы относительного добра. Может быть, и такого рода усилия не лишены ценности? Если это не оптимизм, назовите его иначе28472
Аноним6 ноября 2022 г.Читать далееКогда-то "сто лет тому назад" смотрела фильм "Секрет её молодости". Кажется, и запись спектакля московского Малого театра тоже разок видела. И вот только сейчас наконец-то прочитала саму пьесу.
После этой пьесы в голове только множество вопросов, на которые, наверное, нет однозначных ответов.
Вы бы хотели прожить 300 лет? Будь у вас такая возможность, чем бы вы занимались всё это время? Хотели бы вы завести семью, имея в запасе такое число лет? А детей?
Попади вам в руки рецепт долголетия, с кем бы вы поделились?
Ни с кем? - А вы готовы всю свою трехсотлетнюю жизнь прятаться и притворяться?
Только с близкими и дорогими людьми? - Но продлятся ли ваши чувства к ним так же долго, как и ваша жизнь?
С достойными избранными? - Но кто будет решать, достоен человек прожить дольше других или нет?
Уничтожите рецепт? - А не будете потом жестоко раскаиваться?Хочет ли человек жить долго, потому что надеется успеть совершить и узнать больше всего? Или ему просто очень страшно умирать?
Сам Карел Чапек писал о своём произведении и заложенной в нём идее:
В этой комедии мне… хотелось сказать людям нечто утешительное, оптимистическое. В самом деле: почему оптимистично утверждать, что жить шестьдесят лет — плохо, а триста лет — хорошо? Мне думается, что считать, скажем, шестидесятилетний срок жизни неплохим и достаточно продолжительным — не такой уж злостный пессимизм. […] По-моему, оптимизм бывает двух родов: один, отворачиваясь от дурного и мрачного, устремляется к идеальному, хоть и призрачному; другой даже в плохом ищет крохи добра хотя бы и призрачного. Первый жаждет подлинного рая — и нет прекрасней этого порыва человеческой души. Второй ищет повсюду хотя бы частицы относительного добра. Может быть, и такого рода усилия не лишены ценности? Если это не оптимизм, назовите его иначе.И в конце концов, может быть, настоящее долголетие - это когда даже будучи взрослым ты способен каждый день делать, узнавать и переживать нечто новое. Каждый день, а не раз в месяц или даже раз в полгода. Вспомните своё детство - каким бесконечным казалось время! Так пусть будет в нашей жизни побольше дней, которые длятся "дольше века" (за подробностями к Борису Пастернаку и его стихотворению "Единственные дни")
26630
Аноним1 апреля 2014 г.Читать далееКогда-то я делала доклад по картинам Адриана ван Остаде и заметила, что не вижу в них ничего юмористического. Они мне казались очень грустными, а люди, которых изобразил художник, очень несчастными. Это же ощущение с пьесой Чапека повторилось. Я не увидела в ней комедии. Я прочувствовала одну лишь трагедию, страх и одиночество. Гениальная пьеса! В такой небольшой объём автор смог уместить всё- мысли, страсти, чувства. Желание жизни и в тоже время постылость этой жизни. Молодость тела- старость души. Даже не старость, омертвление души. Ведь недаром сквозь разную демагогию никто так не решился взять этот рецепт, никто не решился остаться в вечности. Наверное, из всей пьесы этот кусочек как раз комедийный, остальное, к сожалению…
Главная героиня стала жертвой обстоятельств, она не планировала жить вечно, на ней было испытано это средство Макропулоса вне её воли. И какие двоякие чувства- и жить не хочется и умирать страшно. Но самое страшное - это одна единственная любовь за 300 лет и полная неприязнь к своим детям. Была ли Эмилия на самом деле такая, или такой её сделало время – циничной, жесткой? Одна Кристина способна понять эту женщину. Может, Эмилия не на то растратила свои силы и энергию, что душа её умерла? В противовес её страху- поступок Янека. Он не испугался того, чего боялась Эмилия. Но зачем, зачем? И всё-таки как же всем интересен результат этой истории, что даже родной отец Янека, кажется, не сильно горюет по сыну? Как их заворожило это дело!
И только у одной Кристины хватает духу закончить эту историю. Всё, занавес, пьеса окончена, каждый возвращается к своей повседневной жизни. А если задать себе вопрос - а хотели бы я прожить 300 лет? Не наскучило бы мне эта жизнь? Ведь так это интересно- видеть смену эпох, быть свидетелем исторических событий. Вопросы, вопросы, вопросы… А перед глазами- усмехающаяся Эмилия: «Конец бессмертию!».191K
Аноним13 февраля 2024 г.Читать далееХотели бы вы прожить триста лет? Не просто прожить, а оставаясь молодым и сильным? Не торопитесь с ответом.
Мое знакомство с фантастом Карелом Чапеком началось с пьес, это уже третья, и все были прочитаны с интересом и с удовольствием, хотя я вообще не отношу себя к любителям фантастики. Каждая из пьес не просто развлекает читателя своей фантастической составляющей, но и, как положено хорошей драматургии, ставит сложные философские вопросы.
Пьеса начинается с разговоров о длящемся много лет и практически безнадежном судебном процессе. Истец уже и не надеется на благополучный исход, но помощь неожиданно приходит со стороны загадочной певицы, в которую все безнадежно влюблены... Кому-то она напоминает давно умершую возлюбленную, кто-то просто очарован ее прекрасным, единственным в своем роде голосом. Но она холодна, холодна, как лед и ко всему безразлична, потому что прожила уже несколько веков и ко всему утратила интерес... И глаза у нее мертвые.
Самое интересное началось в эпилоге, когда раскрылись все загадки. Оказывается, можно быть внешне молодой и красивой, при том, что душа давно уже мумифицировалась. Когда тебе триста лет, ты уже не способна испытывать ни любви, ни радости, а твой божественный голос, так восхищающий других, не приносит тебе даже удовлетворения. Когда ты знаешь, что у Дантона были гнилые зубы, уже не проникнешься уважением к признанным авторитетам. Когда число твоих потомков исчисляется десятками, и почти все они пережили тебя, трудно испытывать нежность к кому-то из них. Но страх смерти никуда не девается...
Я не видела ни фильма "Рецепт ее молодости" с Людмилой Гурченко, ни спектакля, потому не знала заранее, как будут развиваться события. Как правило, в произведениях на тему бессмертия начинается охота за вожделенным эликсиром, но автор пьесы делает финт ушами, и концовка неожиданна и парадоксальна. Единственное, чего я так и не поняла - почему это произведение названо комедией?
Вы все еще хотите прожить триста лет? Тогда почитайте Чапека!16273
Аноним13 марта 2013 г.Читать далееТема пьесы этическая – человеческое бессмертие. Что оно может дать? Зачем оно? К чему может привести желание быть вечно молодым? Певица Эмилия Марти живет уже 300 лет, но ничто на свете не приносит ей счастья...
Комедия незаметно переходит в трагедию, в которой рушатся надежды и ломаются судьбы… Замечателен финал.
К.Чапек, - конечно же, мастер, который создал философскую притчу из, казалось бы, рядовой, старой как мир истории…(Сцена из постановки пьесы "Средство Макропулоса" Театра комедии им.Акимова)
14825
Аноним6 марта 2014 г.Читать далееИ все же нравится мне творчество К. Чапека. Не так давно, читая его Письма из Англии, я узнала, что нас сближает одна явная страсть - мы оба восхищаемся творчеством признанного английского драматурга Бернанда Шоу. В предисловии к своей пьесе он в очередной раз упоминает о Б. Шоу и проводит аналогию между своим творением и его Назад к Мафусаилу, с которым я еще на знакома. Обе они чисто случайно затрагивают одну тему - тему вечной жизни, но к выводам приходят разным. Один в этом вопросе явный оптимист. Другой явный пессимист. Хотя на мой взгляд скорее реалист.
Перед нами разворачивается эмоциональная драма. Идет судебный процесс, который скоро уже отпразднует столетний юбилей. Затянувшаяся тяжба за наследство. И вот уже сюжет стремительно набирает обороты и разворачивает перед читателям картину бессмертия со всеми ее нюансами, тонкостями и прелестями. В эпилоге на суд читателя автор представляет жаркий спор по вопросу о том, кто заслуживает жить вечно. Герои рассуждают над многими вещами и приходят к выводу, что вечная жизнь слишком скучна и омерзительна. Ведь за долгие года, человек успеет вкусить все прелести жизни и увидеть насколько все бренно и лишено смысла. Ведь люди не становятся лучше. Да и какая любовь будет длиться триста лет?
12726
Аноним17 мая 2010 г.Хотели бы вы жить вечно? Ну, или хотя бы прожить на 100-150 лет дольше отпущенного срока, заполучив рецепт уникального средства Макропулоса, сулящего эту самую долгую жизнь? Уверены ли вы, что были бы счастливы обрести такую жизнь?Читать далее
Замечательная пьеса!
Только что дочитала ее и все еще нахожусь под впечатлением от прочитанного. Браво, Карел Чапек! Какой тонкий сарказм, какой изумительный слог.
От главной героини я просто в восторге. Очаровательнейшая женщина с потрясающим чувством юмора и жизненным опытом. Прочитайте пьесу "Средство Макропулоса" и вы сами в этом убедитесь.12532
Аноним5 мая 2024 г.Интересная пьеса . Захватила с самых первых страниц. 300-летняя дама, которая забрала в свою копилку историй ни одно мужское сердце. Тема бессмертия неоднократно поднималась в мировой фантастике и захватывала умы множества ученых. И Чапек не обошел стороной эту тему. Пьеса местами очень интригует. А сатирические нотки придают пьесе легкость.
Прожить больше 20 жизней - это прекрасно и ужасно одновременно.. и все благодаря рецепту Макропулоса.
Но идея отдать его обществу - плохая идея )
7222
Аноним24 января 2016 г.Читать далееС самого начала у меня не возникло никакого притяжения к этой книги. Дело в том, что автор делает очень много отсылок к другим своим произведениям. Я ничего не читала и мне сложно было понять, что он имеет в виду. И ладно бы, если Карел рассказывал какие-то детали. Так нет, сплошные намеки и недоговорки, которые рассчитаны только на тех, кто читал. Не знаю, зачем было это делать. Может автор хотел так заставить нас не останавливаться только на этой книге?! Со мной это не сработало, только раздражало.
Перед нами пьеса, со всеми вытекающими особенностями. В самом начале - перечисление героев, чтобы мы понимали и знали - кто появляется перед нами, по ходу действия. Стоит уделить им внимание, потому что объяснений лучше вы не получите. Есть акты, есть финал..хотя он и спорный. Но к этому я еще вернусь.Сквозь всю пьесу прослеживается неуважение. Равнодушие, даже, я бы сказала. А если еще точнее - жестокость. Адвокат, который разговаривает со своим главным клиентом так, будто это надоедливый попрошайка. Актриса, которой совершенно все равно на публику, которая ее боготворит. А ведь, именно, эта публика дает ей все, что у нее есть. Отец к сыну..сын к служанке. Знаете, такая утопия равнодушия. Хотя..разве не так зачастую и происходит в современном мире?!
Вместе с героями мы пытаемся распутать большой узел из множества ниточек, которые тянутся на многие десятилетия назад. Здесь будет так много всего! И любовь, способная простить все на свете. И предательство, которое пронзает сердце как нож. И расчет. Очень сложно выяснить - где тут правда. а где ложь. Время течет и память стирается. Хотя что-то остается неизменным. Например, лицо главной героини.
Что говорит нам о возрасте?! Глаза человека. Перед нами героиня, с мертвыми глазами. Она красива, талантлива..каждый мужчина мечтает о ней. Но внутри у нее - только пустота. Нет никаких желаний. Не осталось места для любви или переживаниям. Ей ничего не интересно. Все безразлично. Только лицо..собственное лицо еще заботит ее.
Ты читаешь и приходишь в ужас. мать, которая не просто бросила своего ребенка. Она его никогда и не любила. И совершенно не стесняется говорить об этом. Мало того, ее возмущает, что от нее ждут каких-то порывов или чувств.Кто может взять на себя смелость и решить - кому сколько жить?! Кто готов пойти на подобный шаг?! Сможет ли он дойди то конца, не изменив своего решения?!
Очень странный финал. Я не смогла его понять или пропустить сквозь себя. Единственное чувство, которое осталось - это облегчение. От того, что книга прочитана и можно будет вскорости забыть о ней. Да, что-то меня взволновало..где-то я задала себе несколько вопросов, но не больше. Осталось чувство гадливости. Знаете, когда после книги хочется переключиться на что-то светлое...забыть о строках, что ты прочитал. Женщина, в которую влюбляются все...и которая не любит никого. Даже себя. Потому что, в конце концов, сколько нужно времени, чтобы разочароваться и в самой себе...когда из года в год...из десятилетия в десятилетия все повторяется?! Мало кто остался бы наивным.Читать не то, что не советую...Но настроение нужно подготовить. В приподнятом книга пойдет с громким скрипом!
7788