
Короткие рассказы/повести
dashuta3713
- 102 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Вы помните момент в «Мастере и Маргарите», когда Воланд делает из головы Берлиоза кубок, говоря, что ему воздастся по вере его и он уходит в небытие? Невольно вспоминала я эту сцену, закончив читать этот рассказ.
Поначалу в рассказе ничто не предвещает обычного Пелевина. Есть Любочка и завод, где работает она и еще куча народу времен позднего социализма. Они все также работают, пьют водку, малюют лозунги к праздникам, мечтают устроить личную жизнь, в общем обычные серые будни маленького человека. Но сегодня Любочка чувствует не просто обычную тоску, которую вызывает надоевшая бесперспективная работа и грубый начальник, она видит, что что-то не так, всякие мелочи и странности. Но она от них отмахивается, ведь так хочется верить, что это просто плохой день, что еще есть шанс начать жить какой-то другой, настоящей жизнью. Пока не осознает, что жизнь в общем уже кончилась.
Рассказ немного жуткий, но не кровью и кишками, или бегающими мертвецами, а именно своей безысходностью. Очень точно передает Пелевин ощущение омертвелости – люди, безуспешно имитирующие жизнь, завод (я много лет работала на производстве и часто ощущала какую-то инфернальность, присущую таким местам – люди, обслуживающие грохочущие механизмы, этот запах пыли и химии, пропитывающий одежду, кожу и волосы) – тут же вспомнился и Солженицын – «Крестьяне с землей, с природой общаются, оттуда нравственное берут. Интеллигенты - с высшей работой мысли. А эти - всю жизнь в мертвых стенах мертвыми станками мертвые вещи делают - откуда им что придет?» И хотя я всегда внутренне не соглашалась с этой фразой – нельзя так запросто целый пласт населения оскорбить и записать в тупые роботы, но все же есть в ней и часть правды. Дополняется это ощущение конца и мертвой уже тогда идеологией, которая все еще пыталась имитировать жизнь, не понимая, что уже обречена. Год написания не оставляет остатков сомнения, что не смерть Любочки описывается в рассказе. Но открытая концовка оставляет невысказанный вопрос – а что же дальше, за всеми этими мытарствами?

Давно отношусь к Пелевину со сложным чувством.
С одной стороны, он для меня образец современного писателя. По тусовкам не мотается, в президиумах не заседает. Пишет, как и полагается писателю.
С другой стороны, Пелевин влип как муха не знаю во что, завис между советской властью и перестройкой. Это давно надоело.
Со следующей стороны, он отлично строит тексты. Никоим образом не претендую на авторитет в этом деле, но лично мне кажется, с литературной точки зрения они хороши. И уж точно неподражаем Пелевин в изобретении шуток типа
Ну и, со стороны последней, иногда он выдаёт абсолютно нетривиальные идеи в совершенной и оригинальной упаковке.
Вот это всё есть в этой короткой истории -- и плюсы и минусы.
В кои-то веки прочитал Пелевина с удовольствием.

Рассказ очень маленький, читается легко и быстро, но не скажу, что он меня как-то сильно зацепил и потряс. Вообще Пелевин перестал меня потрясать после примерно третьего-четвертого прочитанного у него произведения - чем-то они все похожи, на мой взгляд. Главная героиня Любочка вместе со своими коллегами проживает типичный рабочий день на заводе. Ну, почти типичный. Наверное, тут читатель должен задуматься о скуке, повторяемости и никчемности этих самых рабочих дней, где особо даже ни на что не хочется обращать внимание. А потом оказывается, что эта Любочкина жизнь - и не жизнь вовсе, а разницы как таковой нет. Да, мы все существуем, а не живем, всё тлен. Или это в советское время был тлен, я не очень поняла. Но по-моему, время действия и политический строй в данной конкретной ситуации не очень важны. Живешь ты или существуешь - это больше зависит от личного внутреннего мироощущения.

Наиболее распространенным в Катманду культом является секта «Стремящихся Убедиться». На улицах города часто можно видеть её последователей — они ходят в наглухо застегнутых синих рясах и носят с собой корзинку для милостыни. Цель их духовной практики — путем усиленных размышлений и подвижничества осознать человеческую жизнь такой, какова она на самом деле. Некоторым из подвижников это удается, такие называются «убедившимися». Их легко узнать по постоянно издаваемому ими дикому крику. «Убедившегося» адепта немедленно доставляют на специальном автомобиле в особый монастырь-изолятор, называющийся «Гнездо Убедившихся». Там они и проводят остаток дней, прекращая кричать только на время приема пищи. При приближении смерти «убедившиеся» начинают кричать особенно громко и пронзительно, и тогда молодые адепты под руки выводят их на скотный двор умирать. Некоторым из присутствующих на этой церемонии тут же удается убедиться самим — и их водворяют в обитые пробкой помещения, где пройдет их дальнейшая жизнь. Таким присваивается титул «Убедившихся в Гнезде», дающий право на ношение зелёных бус. Рассказывают, что в ответ на замечание одного из гостей монастыря-изолятора о том, как это ужасно — умирать среди луж грязи и хрюкающих свиней, один из «убедившихся», перестав на минуту вопить, сказал: «Те, кто полагает, что легче умирать в кругу родных и близких, лёжа на удобной постели, не имеют никакого понятия о том, что такое смерть».

«Те, кто полагает, что легче умирать в кругу родных и близких, лежа на удобной постели, не имеют никакого понятия о том, что такое смерть».

Больше всего Любочку напугало то, что к ней обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало всё происходящее крайне двусмысленным, потому что если опаздывала Любочка — то это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко — уже совсем другое.














Другие издания


