
Книги для психологов
_Muse_
- 4 469 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Видя насквозь
Через границы
Миллиарды миров
Внутри каждой частицы
Это ли не шанс примерить роль бога
И взять вину за то, что грядет
Мировой коллапс на фоне изжоги,
А, может быть, крестовый поход?
[ ]
Рушится мозг, плавятся схемы
Но ответ на вопрос о том, кто мы и где мы
Лучше не знать - так будет проще
Чем осознать как-нибудь ночью:
Что этот мир, вплоть до частицы -
ВСЁ И НИЧТО!
ВСЁ И НИЧТО!
Всё и ничто. Louna
Небольшой научный трактат на религиозную тему от Зигмунда Фрейда, с точки зрения психоанализа, который хочет внести свою лепту в размышления на тему - полезна ли еще религия для общества (первая половина 20 века), выводит разницу между "заблуждением" и "иллюзией", дает некоторые комментарии на счет причин возникновения религии и свои предположения на развитие общества и места религии в нем.
Для кого эта книга? Я бы сказал, для людей которые стоят одной ногой в церкви, другой, хм, outside, да, подойдет. Еще для тех, кто уже там, ознакомится не повредит. Если вы боитесь, что здесь значительная часть текста психоанализ, спешу обрадовать - почти что его нет. Были некоторые моменты, когда мне было не по себе от этих примеров ребенка-отцов-богов-тотемизма, но их немного и если хорошо обдумать, можно уловить что имеет в виду Фрейд.
Теперь к самому тексту и идеях.
Сначала автор размышляет о культуре. Он приходит к выводам, что почти все люди работают во благо культуры, и работали все время. Но большинство этого не хотят сознательно, и для этого ими управляет элита, направляет их. Одним из сильных механизмов контроля была религия.
Также он немного задел тему контроля патриотическими чувствами (но только чуть-чуть):
Год за годом человечество отвоевывает от природы частичку нового культурного Себя, год за годом мы движемся вперед.
Дальше Фрейд плавно переходит к религии, выводит главную причину ее возникновения - тяжесть жизни. В один день, много лет назад человек задал вопрос: почему я живу? Дать ответ даже сейчас не очень просто, что и говорить о тысячелетиях назад. И вот через некоторое время он нашел хороший ответ, который устроил его эгоизм (для каждой религии свой, но в итоге это, очень часто, вознаграждения за муки на Земле). Религия помогает прожить жизнь не задумываясь.
Фрейд взывает к каждому, прислушаться к своему разуму и скинуть гнет религии. Да, это будет тяжело, по себе знаю. Потому что религия, это сладкий яд, и не очень-то хочется от него отказываться. Но если хочешь смотреть дальше, нужно идти дальше. Вспомнились слова К. Циолковского (правда, он это по поводу освоения космоса говорил, но вы поймете, о чем я):
Человек не хочет покинуть эгоистическое заблуждение, что он это центр вселенной, и не хочет вереть, что он есть смертен, как та блоха, на собаке. Он хочет жить прекрасной иллюзией, которая мешать увидеть этот мир великого "Ничто", но в то же время не менее великого "Все", которое находится в тени заложенных с раннего детства иллюзий, не только религиозной.
В рамках игры Спаси книгу - напиши рецензию! Тур №39

Прочитав несколько книг Фрейда. Трудно выбрать к какой именно написать первую рецензию. Впрочем, я остановился на этой.
Зигмунд Шломо Фрейд не нуждается в представлении. Он один из тех личностей читать которых - нужно.
В работе "Будущее одной иллюзии" Фрейд уделяет внимание Религии и Культуре смотря на эти два фундаментальных явления через призму психоанализа.
Вообще вопрос религии Фрейд затрагивал в каждой из своих работ. И всегда с отрицательной стороны.
Но в отличие от рядя других мыслителей того времени. Он признавал ее необходимость.
Фрейд полагал что Религия необходима для тех людей, кто недостаточно силен чтобы от нее отказаться.
Каждому из них необходим так называемый Фрейдом "Прообраз Отца" которого он может обо всем попросить. Через диалог с которым человек упрощает себе жизнь.
(Здесь идёт отсылка к другой его работе - "Тотем и Табу")
Проводя параллели религии и культуры. Автор не без основательно для многих (атеистов) считал религию "пятым колесом" для развития науки и общества в целом.
В своей работе дал представление о будущем, в котором люди полностью откажутся от Религии в пользу науки. Но по истечению более 90 лет, это время не наступило. И я уверен никогда не наступит.
Вообще с его трудами нужно быть осторожным. Если человек подвержен внушению, после его книг он может стать - атеистом.
Читая работы Фрейда вы столкнетесь с очень сложной манерой речи/языка автора. И эта сложность не заключается в большом количестве научной терминологии. Она сводится к особенностям составления предложений и выражения идей автора. Но тем не менее не стоит закрывать его работы по этой причине.
P.S. Не являюсь атеистом. И не разделяю его точку зрения в этом вопросе. Но в его трудах она изложена с объяснением мотивов, структурирована и для многих имеет право на жизнь.

Фрейда читать сложно без предварительной "прокачки" мозгов на научной, в частности, философской литературе. Проблема не в использовании специальной терминологии, а в сложности построений фраз и формирования умозаключений. Впрочем, это вполне субъективное мнение. Да и стиль Фрейда - это стиль Фрейда (или же переводчика). В случае с научной литературой стиль является второстепенным, на первый план выводится собственно объект исследования, результаты анализа, конечные выводы и теории. А если тебе сложно прочесть без словаря - так это твои проблемы. Ты же не 50 оттенков науки в руках держишь.
Но возвратимся к нашим иллюзиям.
О, да. Эта фраза попалась мне на глаза, когда в троллейбусе начали ссориться две "сестры божьи". Группа "божьего семейства" неопределенного верования (то ли "Братья по чему-то там", то ли "Возрождение чего-то") толкались, хамили друг другу, матерились, а потом все дружно радостно согласились с тем, что "безгрешных бог не призывает" и "все мы с богом".
С подобными ситуациями сталкивался каждый из нас. Культура (в понимании Фрейда - цивилизация) знает сотни таких историй. И хотя работа "Будущее одной иллюзии" была написана в 1927 году, актуальность ее... Да что говорить - реальность ее до сих пор сложно не заметить.
Тем не менее, будущее, которое с такой уверенностью пророчил Фрейд, для религиозных иллюзий еще не наступило. Даже если учесть все доводы основателя психоанализа, в ближайшее время и не наступит. Фрейду, копающемуся в сознании и подсознании человека, как никому другому должно было быть известным, что так просто социум не сдастся. Это же все равно, что пред лицом ситха отбросить меч джедая.
Пора признать: сдерживающий фактор существования религии как природного регулятора взаимоотношений в социуме оказался значительно сильнее для общего числа жителей планеты, чем все достижения науки вместе взятые.
Вот такая вот иллюзия иллюзий. "Потрачено". Религия жива, Фрейд мертв. Ну и кто тут проиграл?
Интересный подход к структуре самой работы. Фрейд вводит "иллюзорного" критика, который в процессе раскрытия темы "задает" вопросы с целью помочь автору раскрыть те или иные спорные моменты в размышлении. С другой стороны, таких вопросов могло быть намного больше. Во всяком случае, после прочтения книги захотелось дискуссию продолжить. Жаль, что тогда пришлось бы воскрешать автора. Но поскольку для этого понадобилась бы вера, которой у Фрейда не было, ничего не удастся.
Так что пусть наши иллюзии остаются с нами, если они помогают нам жить. А умный человек, способный критически мыслить, не будет ограничивать себя исключительно одной иллюзией.

О человеческом ребенке нам известно, что он не может успешно проделать путь своего культурного развития, если не пройдет через фазу невроза, у одних более, у других менее отчетливую. Это происходит оттого, что ребенок не может подавить рациональной работой духа многочисленные позывы влечений, в будущем нереализуемых, но должен обуздывать их актами вытеснения, за которыми, как правило, стоит мотив страха. В своем большинстве эти детские неврозы спонтанно преодолеваются по мере роста, такова в особенности судьба детских навязчивых неврозов. Расчисткой остальных потом приходится еще заниматься психоанализу. Точно таким же образом следовало бы предположить, что человечество как целое в своем многовековом развитии впадает в состояния, аналогичные неврозам, причем по тем же самым причинам, а именно потому, что в эпохи невежества и интеллектуальной немощи оно добилось необходимого для человеческого общежития отказа от влечений за счет чисто аффективных усилий. Последствия происшедших в доисторическое время процессов, подобных вытеснительным, потом долгое время еще преследуют культуру. Религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу.

Итак, мы называем веру иллюзией, когда к ее мотивировке примешано исполнение желания, и отвлекаемся при этом от ее отношения к действительности, точно так же как и сама иллюзия отказывается от своего подтверждения.

После отклонения различных формулировок мы остановимся на одной: религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информируют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко. Кто ничего о них не знает, тот крайне невежествен; кто их усвоил, тот вправе считать себя очень обогатившимся.














Другие издания


