
Ваша оценкаЦитаты
Аноним11 марта 2010 г.Читать далееПрежде чем начать спор, нужно определить, конечно, что такое природа. К
несчастью, определить это почти невозможно. Природоверы считают, что кроме
природы ничего нет, и потому слово "природа" означает для них "все", "все на
свете", "все, что есть". Если мы понимаем под природой это -- конечно,
ничего другого нет; вопрос остается не поставленным, и спорить не о чем.
Другие понимают под природой то, что мы воспринимаем нашими чувствами; но и
этого мало, ибо мы не воспринимаем чувствами эмоций, а они, без сомнения,
природны. Чтобы избежать этой западни и решить, о чем же спорят на деле
природовер и его противник, попробуем подойти к вопросу кружным путем.
Синонимом "природного" признаем слово "естественный".
Рассмотрим пять фраз: 1) В естественном своем виде собака полна блох;
2) Будь поестественней, что ты ломаешься! 3) Здесь все так естественно,
трава, цветы, ни асфальта, ни рельсов; 4) Это у вас естественный цвет волос?
5) Не надо бы мне ее целовать, но это было так естественно.
Общее значение обнаружить нетрудно. Естественный цвет -- тот, который
возник сам по себе, без краски. Собака -- в естественном виде, пока ее никто
не выкупал. Место, где растут трава и цветы, не тронуто никем. Естественное
поведение и естественный поцелуй -- такие, какие нам свойственны, если не
вмешается нравственность или осторожность. Итак, "естественное", "природное"
-- то, что происходит само по себе; то, над чем не надо трудиться; то, что
бывает, если мы ничего не делаем. Греческое слово для природы, "phisis",
связано с глаголом "расти"; латинское "natura" -- с глаголом "рождаться".
Естественное, природное возникает и существует само собой -- оно дано, оно
есть, оно спонтанно, непреднамеренно.
Природовер полагает, что последняя реальность, факт фактов-- огромный
пространственно-временной процесс, который идет сам по себе. Всякое событие
внутри этой системы обусловлено другим событием и, в конечном счете, всем
процессом. Всякий предмет (скажем, эта страница) таков, каков он есть,
потому что другие предметы -- такие, какие они есть; в конечном счете--
потому, что такова вся система. Все предметы и события тесно связаны друг с
другом, ничто не существует "само по себе", ничто не идет "само собой".
Например, ни один последовательный природовер не может признать свободу
воли, ибо при ней люди способны поступать независимо, вносить что-то от
себя. А именно это природовер отрицает. Спонтанность, своеобразие, выдумка
предоставлены лишь "всему вместе", и называется это природой.
Противники природоверов вполне согласны, что должно быть что-то
самостоятельное, какая-то основная данность, которую нелепо объяснять, ибо
она сама -- точка отсчета, основа всех объяснений. Но они не называют ее
"всем" или "всем на свете". Они считают, что вне этой системы (или, если
хотите, сверх нее) есть нечто, а вероятней -- Некто, вызвавший ее к
существованию. Он существует Сам по себе, она же существует благодаря Ему.
Она исчезнет, если Он (или Оно) перестанет поддерживать ее существование;
она изменится, если Он (или Оно) изменит ее.
Можно сказать, что природовер описывает реальность как демократ,
противник его -- как монархист. Природовер считает, что честь и право
самостоятельного существования присущи множеству вещей; противник его -- что
они принадлежат лишь немногим вещам, а, скорее всего -- Одной. Как в
демократии все равны, так для природовера все предметы и факты одинаково
ценны, т. е. каждый в той же степени зависит от другого, каждый единственно
возможным способом являет себя во времени и пространстве. Противник
природовера считает, что некие вещи (скорее всего -- Одна) находятся на
другом уровне и важнее всех прочих.
Вы можете заподозрить, что сторонники такого взгляда просто привнесли в
мироздание строй монархических обществ. С таким же успехом можно заподозрить
и природоверов. Оба подозрения перекроют друг друга и не помогут нам решить,
кто прав. Верно лишь одно: природоверие распространилось в века демократии,
а другая точка зрения, верна она или нет, пользовалась повсеместным
признанием в века монархической власти. Сейчас те, кто не мыслит сам, --
природоверы; тогда они верили во внеприродное.
Нечего и говорить, что "внеприродное" -- то, что мы называем Богом или
богами. Впредь я буду говорить лишь о тех, кто верит в Бога, -- отчасти
потому, что пантеизм не так уж актуален для большинства читателей, отчасти
же потому, что пантеисты очень редко считали своих богов создателями
мироздания. Античные боги не были внеприродными в строгом смысле слова; они
входили в систему вещей и порождались ею. Отсюда вытекает немаловажное
уточнение.
Природоверие не исключает веру в Бога. Определенный бог ему не
противопоказан. Сложнейшая система, называемая природой, могла бы породить
огромное космическое сознание, проистекающее из природного, как (по их
мнению) проистекает из него и человеческая мысль. Этот бог природоверу не
помешает, потому что он внутри, а не вне природы, не "сам по себе". Природа
как была, так и остается "всем на свете". А вот Бога, стоящего вне природы и
создавшего ее, природовер не примет.
Теперь мы можем точнее определить разницу между природовером и его
противником. Дело не только в разном толковании слов; "природа". Природовер
считает, что некий процесс существует сам по себе, сам собой в пространстве
и времени и ничего другого нет, а то, что мы называем отдельными вещами и
событиями, только части, на которые мы его разделяем, или формы, которые он
принимает в тот или иной момент, в том или ином месте. Эту единственную,
всеобъемлющую реальность он и зовет природой. Противник же его считает, что
только Бог существует сам собой; Он создал рамку времени и пространства и
вписанное в нее следование взаимосвязанных событий. Рамки эти и то, что в
них, он называет природой. Заметьте, он не утверждает, что Первоначало
больше ничего не создало. Возможно, есть и другие природы, кроме нашей.
В этом смысле слова может быть несколько или много природ. Не надо
путать это с так называемой "множественностью миров", т. е. с представлением
о том, что в пространстве и времени существует множество Вселенных, вроде
островов. Как бы ни были они далеки, они входят в ту же самую природу, что и
наше Солнце; они находятся с ней в пространственных, временных, да и
причинных отношениях. Именно эта взаимная связь внутри системы и создает то,
что мы называем природой. Другие природы могут вообще не знать пространства
и времени, или их пространство и время никак не связаны с нашими. Именно это
отсутствие связи и дозволяет нам называть их разными природами. Связь у них
есть, но совсем иная: они произошли от одного внеприродного Начала. Их можно
уподобить разным книгам одного и того же писателя. Связь между Пиквиком и
мисс Гэмп -- лишь в разуме Диккенса; так и здесь -- обычно одна природа
связана с другой только через Творца. Я говорю "обычно", так как мы не
знаем, не соприкасаются ли иногда разные природы. Возможно, Бог разрешает
каким-то событиям одной воздействовать на другую. Тогда они частично
пересекутся, но единой природой не станут, ибо все равно не будет полной
связи, а эта не полная, возникла не из той или другой системы, но из
Божественного акта, столкнувшего их. Если это бывает, каждая природа
внеприродна, сверхъестественна для другой; но сам факт их
взаимопроникновения внеприроден в ином, более точном смысле. И чудеса тогда
возможны двух видов: вторжение другой природы и вторжение Творца.
Все это -- чистые домыслы. Наличие внеприродного еще ничего не говорит
о возможности чудес. Бог, Начало начал, может и не вторгаться в Свое
творение: а если их несколько, может и не сталкивать их.
Об этом мы поговорим позже. Пока скажу одно: если мы решим, что природа
-- не все, мы не можем знать, застрахована ли она от чудес. Есть что-то вне
ее; но мы еще не знаем, проникает оно в нее или нет. Если же правы
природоверы, можно сразу сказать, что чудес не бывает -- ничто не проникнет
в природу, ведь и проникать нечему. Тогда все то, что мы по неведенью
принимаем за чудо, -- просто события, неизбежно вытекающие из характера всей
системы.
Итак, первый выбор -- между природоверием и верой во внеприродное.2225
Аноним4 сентября 2014 г.Если Бог вообще направляет их ход, Он всегда ведет каждый атом. воробей без Его воли не падает. Естественность естественных событий не в том, что многие наши молитвы, если разобраться, требуют или чуда, или событий, чьи основания заложены до нашего рождения. Но ведь для Бога и я, и моя молитва, которую я обращал к Нему летом 1945 года, существовали при сотворении мира. Творческий акт Господень не подчиняется времени.
1169
Аноним4 сентября 2014 г.Читать далееПолезно составить список всех употреблений слова «дух» и производного от него прилагательного.
1) Противоположное «телесному» или «материальному». Сюда войдут эмоции, страсти, память и т. д. От такого употребления надо отказаться. Кроме того, надо помнить, что в простой нематериальности нет ничего особенно хорошего. Нематериальные явления, как и материальные, могут быть добрыми, дурными или же никакими.
2) Сфера разума: относительный внеприродный элемент, данный человеку в момент его творения. Это употребление – самое уместное; только и здесь надо помнить, что слово «духовный» – не всегда означает «добрый». Более того, именно в этом смысле дух или очень хорош, или очень плох. Благодаря ему человек может быть или сыном Божиим, или сыном дьявола.
3) Христианское значение: жизнь, обретаемая теми, кто добровольно предал себя благодати Божией. В этом и только в этом смысле «духовное» – синоним доброго.
Не наша вина, что слова многозначны. Язык – живое существо, и слово обрастает значениями, как дерево – побегами. В сущности, это неплохо, ибо, расчленяя значения, мы узнаем и понимаем много нового. Плохо другое: спорящие стороны могут, сами того не зная, употреблять слова в разных значениях. Потому целесообразно обозначить по-разному каждое из трех описанных употреблений. Первое можно назвать «душой», а прилагательными будут синонимы «душевный» и «психологический». Второе пусть так и будет «дух». А для третьего слова не найти. Прилагательное от него – «возрожденный» (или просто «новый»), а существительного нет 1. И не случайно, ведь это не часть (как душа или дух) человека, а новая направленность всего, что в нем есть. В одном смысле возрожденный человек ничем не больше невозрожденного, как человек, идущий в нужную сторону, ничем не больше заблудившегося. В другом смысле – он весь иной, все части его изменились – и тело, и душа, и дух. Новая жизнь – не часть человека; и потому можно смело признать ее лишь там, где возрождены все части. Духовное (употребление 2) отрезано от душевного; человек, пытающийся жить только разумом и нравственностью, вынужден видеть в страстях, воображении, чувствах – врагов, которых надо запереть или убить. У человека же возродившегося дух и душа в гармонии, ибо они – во Христе. Мы верим в воскресение всего человека, а древние считали тело лишь помехой. Видимо, это закон: чем выше мы, тем ниже мы вправе опускаться. Человек – башня, в которой снизу нельзя перейти с этажа на этаж, но все этажи доступны тому, кто наверху.1161
Аноним4 сентября 2014 г....меньше шансов у нас присутствовать при чуде. Но я и не советую к этому стремиться. Насколько известно, чудо и мученичество идут по одним дорогам; а мы по ним не ходим.
1165
Аноним4 сентября 2014 г.Все чудеса «обратного хода», то есть воскресение мертвых, относятся лишь к новому миру. Это – цветы, пробившие снег. Тем более относятся к новому миру Преображение как таковое, Воскресение, Вознесение. Это – настоящая весна или даже лето нового года мироздания. Первенец уже в июне, а мы еще – в морозе и ветре не преображенной природы.
1142
Аноним4 сентября 2014 г....вера в чудо не требует невежества, наоборот, оно ей мешает. Знай мы лучше законы природы, многие чудеса было бы легко доказать.
1127
Аноним4 сентября 2014 г.В каждом сперматозоиде – вся история человечества и немалая часть человеческого будущего.
195