
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 июля 2022 г.«И без алгебры решить можно»
Читать далееЮный Егор Зиберов ещё не закончил своё обучение. Он
гимназист VII класса, но ему приходится зарабатывать на жизнь. Он дает уроки мальчикам, чьи родители могут себе позволить нанять репетитора. Маленький рассказ рисует сценку одного из уроков, которые дает Егор двенадцатилетнему мальчику Пете. Хотя мы не знаем, насколько этот урок типичен, скорее всего что-то похожее происходит и в других домах, где репетитор дает уроки. Оплата за репетиторство небольшая, но и ее не всегда хотят платит экономные родители. Отец Пети точно не хочет. Зато он с удовольствием приходит на урок сына и наблюдает. Ему нравится унижать обоих, учителя и своего сына, который учится спустя рукава.На основе одного урока можно попробовать представить себе атмосферу в семье Пети. Дружелюбной она совершенно не кажется, но возможно, между родителем и Петей существует что-то вроде взаимопонимания. Сын в будущем может стать похожим на своего отца.
Юного репетитора раздражает его работа, он злится на ученика и самого себя.
Все это заставляет задуматься, рассказ забавный и грустный одновременно. Скорее грустный, чем смешной. Но больше всего мне понравилась математическая задачка, которую пытаются решить герои.А вот и сама задача:
«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»Непростая задача. Несчастный Зиберов уже и сам не рад, что задал ее своему ученику…
Решение не буду писать. Если интересно, читайте рассказ!1151K
Аноним16 февраля 2020 г.Зиберов готовит Удодова к поступлению в гимназию.
Читать далееУдодов - сын губернского секретаря, Зиберов - ученик 7 класска гимназии.
В шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть!Сколько цифр, сколько деталей и тонкостей в первых абзацах. Как естественно начинает болеть голова у читателя, оттого что этот краснощекий тупица опять не выучил урок. И он тупица, и его отец не лучше.
Ну сколько можно уже учить все склонения, есть ли смысл повторять четвертое, если предыдущие три не выучены? С болью в голове Зиберов переходит к алгебре.
И тут мастер слова Чехов полностью переворачивает ситуацию, и главные герои меняются местами, а потом еще раз. Тут вспоминается рассказ Хамелеон, в котором Чехов применял подобный прием.
В общем чехов - не просто мастер слова, а мастер короткого. лаконичного слова. А ваша покорная слуга плакала, читая этот рассказ, ибо зарабатывала деньги репетиторством, и прекрасно понимает Зиберова.
46474
Аноним4 сентября 2020 г.Проблемы образования в царской России
Читать далееВот так, читаешь Чехова, а там встречается математическая задачка. В рассказе ни учитель, гимназист седьмого класса Егор Зиберов, ни ученик, двенадцатилетний Петя Удодов, не могут решить эту задачу. Только отец Удодов на счётах вычисляет правильный ответ. Мне пришлось составить пару уравнений с Х и Y, чтобы самому решить простенькую задачку. А ведь это задача для второго класса гимназии… Впрочем, латинский язык я совсем не знаю, а репетитор достаточно хорошо разбирается в склонениях. Молодец! Правда, почему-то не умеет передать свои знания ученику.
Просто учитель из Зиберова никакой. Метод обучения он выбрал примитивный – задаёт бедному Пете задания на дом, а потом каждый день в течение двух часов проверяет их выполнение. Прямо скажем, малопродуктивный педагогический метод. То, что за прошлый год такого репетиторства Пете не удалось сдать экзамены за первый класс, закономерный итог.
Впрочем, отец Удодов тоже не выполняет своих обязательств. Задолжал Зиберову за полгода занятий. Поэтому получается бесперспективное и неэффективное репетиторство – учитель делает вид, что он готовит Петю во второй класс гимназии, а Удодов – старший практически не платит мальчику за два часа ежедневных занятий.
Интересно, Чехов реальный случай привёл в рассказе? Уж, очень жизненная создаётся картина. Репетитор, которому смертельно надоел ученик – «ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его».
Вот времена были?! Даже калькуляторов не было, не то, что компьютеров… Отец Удодов на костяшках счёт вычисления делает, называя этот метод «неучёным».
У репетитора есть пробелы в образовании, не смог решить математическую задачу для второго класса. От того, что он показал свою некомпетентность, ему «становится нестерпимо жутко». Однако, как человек опытный, быстро находит выход из крайне неудобного положения, переключаясь на проверку другого урока и предмета. Умение переключать внимание для выхода из сложных ситуаций тоже полезный навык для преподавателя.
Судя по окончанию рассказа – «Зиберов… идёт на другой урок», репетиторство всё-таки даёт ученику седьмого класса возможность самому продолжать образование. К слову, никакого бесплатного обязательного среднего образования в царской России не было. Об этом Зиберов упоминает , когда просит у Удодова-старшего плату за уроки – «…Завтра мне нужно взносить плату за учение». Молодец! Предприимчив и сам стремится к знаниям.
Рассказывая о тонкостях в работе репетитора Егора, Чехов показывает, что знаком с подобными уроками не понаслышке. Чувства, которые испытывает юный учитель, понятны любому, кто хоть раз делился своими знаниями. Особенно ситуация с присутствием на уроке отца Удодова. «Мешает, скотина, заниматься... - думает Зиберов. - Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля!» Кто же его любит?! Никому не нравится, когда его проверяют и контролируют. Приходится прятать свои переживания.
В принципе замечательный молодой человек. Тянется к учёбе, сам зарабатывает себе на образование. Да, он не всё знает, не отличник, но главное в его нацеленности на обучение.
Фраза – "Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?"
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 431
44598
Аноним7 апреля 2020 г.Читать далееЯ не была в шкуре как репетитора, так и его подопечного, так что ситуацию могу представить чисто гипотетически. Но она такова и так мастерски обрисована в нескольких абзацах, что сердце мое билось чаще, ныло в животе и выступал холодный пот на лбу по ходу действия. Я ощущала себя то этим самым гимназистом-репетитором, то его учеником, то отцом ученика...попадая при этом в одну и ту же ситуацию с разных сторон. Репетитор, которого раздражает глупый ученик, и еще больше раздражают внезапно правильные его ответы. И в какой-то миг учитель осознает, что не может решить задачку, что задал ученику... Как дурно, наверное, было ему в тот момент... И все эти люди, которые учительствуют за гроши, и те, что уже несколько недель не могут им заплатить... И маленький балбес, который никак не выучит какое-то там склонение уже в энный раз)
37522
Аноним16 февраля 2020 г.Читать далееКажется я вспомнила за что любила Чехова: за искрометный, злободневный юмор, за высмеивание глупости. Глупости каждодневной, встречающейся повсеместно. Сколько этих учителей, со злобным довольством тыкающих своих учеников в их незнание? А затем начинают нервничать, когда сам не могут выполнить то что требуется. Но репетиторство может быть неблагодарным. Хотя по сегодняшним временам мне кажется никто бы полгода на одних обещаниях своё время не тратил. Ведь это через недельку никогда не наступит...
21248
Аноним15 марта 2015 г.Читать далееНе забыл, по-видимому, Антон Павлович свои гимназические годы и первые годы жизни в Москве, когда ему приходилось заниматься репетиторством. Сюжет забавный и остроумный с намеком на недостатки школьного образования, показав, что ученик седьмого класса гимназии не смог решить арифметической задачи для второго класса, тогда как отставной губернский секретарь запросто решил ее, пощелкав костяшками на счетах. Кстати, попробуйте сами решить эту несложную арифметическую задачу:
– «Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»Ответ: 75 и 63 аршина.
21506
Аноним21 ноября 2021 г.Читать далееПриобретенные знания влияют на статус человека в обществе. Это социальный лифт. Люди стремятся дать образование своим детям. Но обучение процесс не простой.
Отставной губернский секретарь Удодов нанял для сына репетитора.
Гимназист выпускного класса Зиберов, второй год готовит Петю в гимназию.
После года занятий, ученик экзамен не выдержал. И теперь ,нацелились
сразу на второй класс. У школяра нет рвения ни к латыни ,ни к математике.
А, у репетитора отсутствует умение
учить, он применяет менторский тон.
И со злорадством отмечает ошибки подопечного, покрикивает на мальчика и отбивает всякую охоту учиться.
Знания у самого преподавателя
не ахти.Он не может решить задачу, которую отец ученика, отщелкал на счетах. Но, и амбиций у него тоже нет.
За уроки хитрый папаша не платит пол года, обещая расплатиться
как нибудь позже. А горе-учитель согласен.Антон Павлович мастерски обыгравает конфуз, случившийся на уроке. Сначала ученик,а затем преподаватель оказываются в неловком положении из-за отсутствия знаний.
16579
Аноним12 апреля 2020 г.Читать далееВсё относительно (цы). Репетитор Зиберов готовит 12-летнего оболтуса Удодова к поступлению в гимназию. Это в наше время репетиторы по предметам разные, а в былые времена - и чтец, и жнец, и на игре дудец. Ну то есть и латынь знать, и математику надо. Ну а как же - ведь Зиберов сам - гимназист. Егор Зиберов ненавидит оболтуса Петю Удодова, что полируется отсутствием талантов к преподаванию - и выливается в совсем неэффективный образовательный процесс и пустую трату денег отца Пети, отставного губернского секретаря Удодова. И до кучи сам Зиберов мастерски забывает, как решать простую математическую задачу... Которую отставной губернский секретарь решает фактически на счётах.
9213
Аноним7 декабря 2017 г.Несложная задачка
Когда моя дочь училась в начальной школе, такие задачи запрещали решать системой. А как их надо было решать, я до сих пор не понимаю. Тем более на счетах)
8351