
Ваша оценкаРецензии
Аноним8 августа 2018 г....А потому, что с Ней не надо света. (с)
Читать далееИногда меня всё-таки заносит обратно в русскую классику, по долгу учёбы или из-за угрызений совести, хотя я слишком много прочитала её раньше, чтобы и теперь чувствовать в полной мере её своеобразность и самобытность. Так грустно, что лучшее для тебя уже закрыто или не играет прежними красками.
Возможно, это не касается Шмелёва. Его "Лето Господне" глубоко потрясло меня много лет назад. Я решила открыть что-то более скромного объёма, чтобы убедиться в том, что Шмелёв по-прежнему для меня актуален.
"Неупиваемая чаша" всё же больше повесть, чем рассказ, — охватывается довольно большой промежуток времени. Здесь всё по традиции — композиция а-ля "рассказ в рассказе", проблема тяжёлой крестьянской доли и поиск смысла жизни. Прибавим к этому контраст прошлого и настоящего, в котором байки о барском самодурстве перемешаны с криками "Да давайте пить чай!", а призраки прошлого не больше, чем просто тени в полуразрушенном склепе. Новым для меня стало повествование о самой иконе, о предыстории её создания.
По-другому Шмелёв раскрыл и ключевую проблему творчества. Удивительно, как из простого мальчика Ильи, зажатого и всего боявшегося, в итоге получился настоящий творец. Талант не спрячешь, его видно сразу, несмотря на все ухищрения. И как только понять, кому дан дар с рождения, а кому — нет? Очень удачно, хоть и сжато, показано путешествие Ильи по приказу барина. И Италия, и Турция привлекают свободой как в плане искусства, так и буквально (от крепостного права), но наш художник возвращается в Россию, чтобы расписывать церкви. Такое отношение к родине, где тебя не ждут и не ценят, вполне объяснимо для человека того времени. В этом же и идея — если у тебя есть дар, ты всюду сможешь его применить, вопрос только, какой ценой.
Илья похож на человека не от мира сего. Деньги ему предлагают за работу — не берёт. Что-то не по нему — терпит, не ропщет. Ищет силы в молитвах и упорно делает своё дело, как бы кто ни реагировал. И любовь для него — чувство высокое, не смешанное с похотью. На искушения Илья не ведётся, терпеливо ожидая грандиозную любовь, по сравнению с которой остальные увлечения — пыль.
Образ Анастасии Ляпуновой — едва ли не самый светлый и действительно высокий в русской классике. Сама проза Шмелёва озаряет светом — не холодным, не ослепительным, а именно согревающим, ободряющим, дающим надежду на лучшее. А образ Анастасии — это буквально средоточие тепла, жизни, света, на который больно смотреть из-за его невинности и идеальности. Чувства Ильи к ней не опошлены, не снижаются ни на йоту, даже когда ему велели рисовать портрет барыни.
Финал в духе "все умерли" вполне ожидаемый и прогнозируемый, тем не менее, другого здесь быть и не могло.Что хотелось бы сказать в заключение. Читать можно и нужно, главное — помнить при этом, что перед нами всё-таки художественное произведение, а не документ с информацией о том, откуда взялась икона. Шмелёв в этом повторяет мысль Куприна, что истинная любовь, как и настоящее искусство, требует жертв и часто раскрывается на фоне трагедии.
702,4K
Аноним13 января 2013 г.Читать далееНезабываемые ощущения у меня от слога Шмелёва. А эта книга — особенная, потому что талант пишет о таланте. Но не только. О чуде. Стиль автора непревзойденный — для меня. И суть тоже. Чистота, свет в каждом слове, в каждой букве, несмотря на нелегкий рассказ.
И еще я ошиблась в прогнозе финала! (а это у меня редко бывает с художественными книгами, почему я их и стала меньше читать — уж очень раздражают очевидные ружья, развешенные авторами по всем стенам. Нет, не так выразилась. Уж очень раздражаюсь от самой себя за то, что не могу абстрагироваться от авторских фарватеров, размеченных флажками для загона читателей в нужное русло).
А если именно о содержании «Неупиваемой чаши» говорить — то в который раз поражаюсь, насколько человеческие мерки счастья отличаются от Божественных. Что человеку вожделенно, то перед Богом не ценно. У Шмелёва это видно прекрасно — пожалуй, как ни у кого другого.30420
Аноним11 июня 2023 г.Читать далееИвана Сергеевича Шмелева по праву можно считать православным писателем. Достаточно даже не читать, а посмотреть названия его произведений "Лето Господне", "Богомолье", "Старый Валаам", "Пути небесные" .... Неупиваемая чаша -чудотворная икона. Два ее списка находятся в Серпухове, подлинник же был утерян и дальнейшая его история не известна. Повесть написана замечательным, самобытным языком. Уже много раз признавалась в любви к Ивану Сергеевичу, прочитанное произведение не стало исключением.
Крепостному пареньку Илье Шаронову Господь даровал небывалый талант художника. Душа его тянулась к иконописи. В написанных Ильей ликах святых, узнавались монахи, учителя и дворовые люди, но изображенные рукой мастера иконы приобретали некое особое, высшее значение. Рассмотрев в своем двором настоящий дар, барин отправил Илью на обучение в Италию. Молодому художнику светило прекрасное будущее, слава, почет, деньги, но он выбрал возвращение домой, понимая, что вольная под большим вопросом. У иконописца было огромное желание расписать храм в своем селе, своим талантом помочь близким ему людям.
Книга пропитана любовью к русскому народу, стране, православию, женщине. Вернувшись, Илья наконец-то встретит свою единственную, но у любви той не может быть продолжения. И не только потому, что молодые люди принадлежали к разным социальным слоям, их внутренняя чистота не позволила бы отношениям развиваться иначе. Благодаря этой незапятнанной любви на свет появилась икона Неупиваемая чаша.
Не стоит забывать, что Иван Сергеевич предлагает лишь свою, художественную версию происхождения чудотворной иконы. На самом деле оно, как и то, что стало с иконой после 1919 года, неизвестно.
24532
Аноним31 августа 2013 г.Читать далееПроизведение Ивана Шмелёва "Неупиваемая чаша" входит в рамки традиционной для автора религиозной православной тематики и представляет собой достаточно небольшую по размерам повесть об одном талантливом живописце, крепостном мальчике, юноше, который пройдя через ряд духовных и нравственных испытаний, становится одаренным иконописцем. Познав любовь земную к своей барыне и не очернив святой облик своей любимой, очищаяясь через страдания и болезнь, после смерти своей любимой, он отошел сам к Богу, написав по образу её икону Богоматери, которая в народе за свои чудотворные свойства позднее получила название Неупиваемая чаша.
Сюжет довольно прост - талантливый мальчик, возросший в прямом и переносном смысле в грязи крепостных отношений девятнадцатого века, сын маляра, он сам начинает рисовать с младых лет, становится заметен своими работами. От грязи и несправедливости, побоев и прелюбодеяний он находит отдохновение и утешение в тихих прохладных стенах монастыря. Иван Шмелев - православный писатель, поэтому тут и видения, и чудесное заступничество по молитвам Царице Небесной.Произведение удивительно светлое, чистое. Шмелев, как православный автор, уникален - у него нет нравоучительных пассажей, нет тяжелой догматики, нет навязывания единого знания религиозной правды. Произведения Шмелева - и эта повесть не исключение - это красивые светлые картины русского православного уклада ("Лето Господне"), русского православного характера ("Неупиваемая чаша"), русского православного монашества и православия в чистом его виде ("Старый Валаам").
Я бы рекомендовала читать эту книгу всем, кто немного устал от нашей быстротечной жизни и постоянного стресса, а также тем, кто хочет почитать что-то принципиально для себя новое, светлое, для души. Думаю, что проиведения Ивана Шмелева не будут раздражать даже самого яростного атеиста - так много в них просто нашего русского, настоящего. А православие? А разве может быть Россия Россией, а душа "неизъяснимой" и мистической без Бога?
23546
Аноним6 марта 2016 г.Читать далееНебольшая повесть, совсем небольшая. О самом простом человеке, крепостном, но ставшим художником, иконописцем.
Вначале как-то с трудом включилась в книгу, но потом, она меня настолько захватила, вовлекла в себя и не отпускала до самого конца. И все на себе чувствуешь, что происходит с главным героем. Сомнения, мысли, дела...
Нелегкая жизнь и тем не менее сказка... Да, пусть эта книга сказка для взрослых, при чем очень добрая, но такие книги тоже нужны. Вот уже и другую книгу слушать начала, а все равно от этой книги до сих пор тепло и светло на душе.201,2K
Аноним27 июня 2015 г.Читать далееКниги Шмелева отличают прекрасный язык и какая-то совершенно восхительная благостность. Если он пишет о христианстве, то это гимн церквям, святым, иконам. Если о хороших людях, то это будут светлые, чистые образы. Если о умениях, то это непременно настоящий талант, служащий людям, без гордыни и самовосхваления. Его книги открываешь как драгоценную шкатулку, насыщаясь оттуда добром, теплом, светом.
Неупиваемой чашей называют чудотворную икону Богоматери, где Христос сидит не на руках у матери, а в воздевает руки из золотой чаши. Считается, что помолившиеся этой иконе способны излечиться от алкоголизма. К сожалению, первначальный образ был утерян в темной яме истории, но сохранились два списка с нее. Один из них я видела, и к нему практически всегда стоит очередь из желающих приложиться к святыне. Шмелев написал свою версию происхождения этой иконы, и нельзя сказать, чтоб он хоть где-то преступил черту почтительности и сдержанности.
Мальчишка Илья, сын маляра, крепостной, потерявший мать, живет на скотном дворе со свиньями. С детства его отличает набожность и благочестие, а когда в соседний монастырь приходит артель расписывать храм, тут-то и выясняется настоящее призвание Ильи - он художник. Новый барин в порыве щедрости отправляет Илью учиться в Италию, где он мог бы остаться прославленным мастером, но Илья, человек совестливый и благодарный, решает, что не отдал еще долг своему народу, и возвращается, чтоб расписать сцены новой церкви. Илью не зря ведут чудесные глаза, являющиеся ему в прекрасных видениях, ибо вскоре эти глаза предстают ему наяву и принадлежат прекраснейшей и светлейшей из женщин..
Красивая история любви, написанная без единой капли пошлости, полная целомудренности, теплоты. Земная любовь у Шмелева не может очернить святой облик любимой, сделать его приземленным, нечистым. Удивительно светлая книга, наполняющая душу чистотой. Заросла травой могила Ильи, но многие лета после продолжает творить чудеса Неупиваемая чаша.
16681
Аноним12 апреля 2014 г.Читать далееЭто произведение вызвало во мне теплые чувства. Не зря нам в университете сказали выписать цитаты со словом свет. Их много и выписывать, замечать какой разный свет и какой смысл каждый раз он несет, безумно интересно. Ведь это произведение очень светлое.
Чего стоит одно описание взгляда Ильи на госпожу:
Как на солнце смотрел Илья (на госпожу), как на красоту, сошедшую с неба, смотрел, затаив дыхание.Когда я закрывала книгу для того, чтобы, например, поесть между чтение, то возвращаясь к моей синенькой книжечке, мне казалось, что я беру в руки шкатулку, которую открываешь, а там сияние изумрудов. Но только я видела в этом не материальную ценность. Нет, это духовная благодать. В "Неупиваемой чаши" много веры, которая дает силы. Силы для завтрашнего дня. Веру, что все будет хорошо.
Если делать пометку о том, когда я советую читать это произведение, то это точно не в школьном возрасте. Это повесть, к которой нужно прийти самому, она должна случайно попасть в руки с книжной полки.
Так и сиял, как икона. И день был погожий, тёплый, полный весеннего света - с воды и с неба.
Шёл под дождем на скотный, нес её светлый взгляд.11491
Аноним4 октября 2013 г.Читать далееРебята, это - настоящая христианская книга!!!
Я впервые сталкиваюсь с творчеством Ивана Шмелева. Никак не доводилось ранее прочитать что-либо из его творчества, и, вот, случай такой подвернулся!
Думаю, всем известно, что он прожил более 25 лет в эмиграции и похоронен в Париже. Венцом его творчества является "Лето господне". Но интересны и его ранние произведения, как, например, "Неупиваемая чаша", написанная Иваном Шмелевым в 1918 году в Алуште.
С одной стороны, это - книга об одном человеке, его отрочестве, юносте, становлении, расцвете и смерти.
С другой стороны, мы говорим о том, что этот талантливый живописец смог оставить после себя нечто важное, почитаемое и помогаемое православным людям. И неважно, что могила бывшего крепостного Ильи, сына маляра, заросла мохом и травой. Люди его икону почитают и его таким образом вспоминают добрым словом, а избавляет эта икона от пьяного недуга!...Удивительно написана книга! Очень простой понятный, но с другой стороны, богатый, проникнутый реалистичною слог.
В книге вы найдете чистую и непорочную любовь, и духовные подвиги, почувствуете сокровенности настоящей русской души.Здесь есть над чем подумать, и сказать себе, а прошел ли я также через все посланные мне искушения как это сделал крепостной Илья...
10396
Аноним17 сентября 2013 г.Читать далееВот за это я и люблю Livelib. За возможность открывать для себя такие книги, за возможность читать рецензии на те книги, которые мало где афишируются.
"Неупиваемая чаша" как раз стала одной из таких книг. Следует признать, что Иван Шмелев мне незнаком, но как я счастлива, что вот так случайно познакомилась с ним благодаря чужой рецензии.
Да, язык сложный, но его красота и чувственность заставляют читать дальше. Плюс ко всему я люблю такие светлые и добрые истории, которые пробуждают в тебе "Человека".
Ох, и давно же я не читала русских авторов xx века, наверно, пришло время исправляться.
А эту историю, я думаю, забуду еще не скоро, много мыслей после нее возникает...к счастью.8325
Аноним26 октября 2018 г.Проникновенно.
Читать далее"Неупиваемая чаша" - как и все книги Шмелева, написана поразительным языком, который выворачивает наизнанку и словно промывает душу, делает чище и светлее... После Шмелева всегда иначе смотришь на мир и чувствуешь себя другим, "новым", как любит писать сам автор. Удивительная, хоть и недлинная история, повествующая о событиях середины 19 века, в которой переплелись в жизни крепостного художника-иконописца Ильи чистота и любовь к Богу с любовью-восхищением к женщине, супруге своего хозяина. Тревога, умиротворение, созерцание красоты мира, грусть и сопереживание - во все это окунаешься с головой при чтении книги. Как всегда Шмелев выстроил главную линию книги на вечном человеческом выборе между чистотой и греховностью, между земным и небесным. Образы книги немного ассоциировались у меня с "Пути небесные", особенно схожи образы главных героинь этих книг. В общем, что долго рассказывать? Уникальный язык писателя наполненный невероятной любовью и ностальгией по той, утраченной, России, расскажет сам за себя. Рекомендую к прочтению.
6434