
Постапокалиптика
dboil
- 389 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Журнал "Октябрь" 1987 года попался мне на даче случайно, и неизвестная мне пьеса Михаила Афанасьевича сулила интересный вечер. Увы, чудес не бывает, открытия шедевра не состоялось.
Пьеса 1931 года, уже было написано "Собачье сердце" и "Дни Турбиных" , так что к периоду "школярства" отнести это произведение никак нельзя. Видимо просто рутина, надо как-то зарабатывать деньги, по другому я это объяснить не могу.
Май в Ленинграде, молодая пара Адам и Ева только что поженились, слушают "Фауста" из репродуктора, готовятся ехать в свадебное путешествие - а тут химическая атака - "солнечный газ", и в живых из всего города остаётся несколько человек, случайно облученных только что изобретенным прибором академика Ефросимова. Жизнь для этих людей начинается заново, переосмысливаются чувства, ценности... Если честно, достаточно бредово, а уж финал с победой мирового Интернационала - тушите свет.
Пьеса так и не была поставлена (хотя были заключены договора), а как вы представляете постановку с таким началом 2 акта:
Итого два миллиона человек. Кто бы (и зачем) такое позволил ставить тогда, а сейчас после Великой Отечественной войны - вообще кощунство. Может поставят фильм - но для этого нужен гений Гайдая, который из тоже посредственной пьесы "Иван Васильевич" сделал шедевр - тут правда будет сложнее.
Что ж, большой писатель имеет право на проходные вещи. Читать или не читать? Фанатикам Булгакова - обязательно, критики нашли в героях прообразы Мастера (Ефросимов) и Маргариты (Ева); на отдельные фразы можно обратить внимание, типа:
Остальным - как мне, если повезёт найти на даче среди старых журналов можно и пролистать...

В очередной раз убедилась, что это мой автор. Пожалуй, в его исполнении я готова читать все и даже написанное в не очень любимых мной жанрах. Прекрасная пьеса. Просто на одном дыхании и с огромнейшим удовольствием. Великолепно нарисованный мир после техногенной войны. Ощущается вся эта разруха и тяжесть жизни горстки людей, оставшихся в живых, благодаря чудо-изобретению одного профессора-химика. И в это пьесу-катастрофу писатель умудрилось тонко вплести политику и свой взгляд на коммунистический строй.
По сути получилось очень по-человечески и при этом с тонким психологизмом и короткими штрижками он вырисовывает недостатки человеческой расы. Каждый персонаж не лишний и что-то в себе несет. Да и название не случайно. Короткая зарисовка о том, что знание - это мощная сила, которая далеко не всегда идет во благо человечества. О том, что любой политический строй - это в общем-то утопия. И о том насколько коммунистический взгляд на мир прост и узок. А еще о том, что в жерновах истории, человеческая жизнь - ничто. Пустой звук.
Увидела в одной из рецензий, что эта пьеса - ерунда. Не согласна. Очень достойная вещь. Ну опять же меня видимо волнуют поднятые тут темы и вопросы. И не на все можно дать однозначные ответы.

Чем руководствовался автор, пытаясь предложить такой сюжет со столь хлесткими и четкими аллюзиями на ближайшее будущее? В стране, где госзаказ на литературное творчество направлен был на иное, где литературная фабрика перемалывала и выпускала твердый и уверенный взгляд (неплохой, надо признаться, но отличающийся от предложенного тут) в светлое будущее. Коммерционализации такой пьесы не могло быть, как и жизни, и постановки, на мой скромный обывательский взгляд. Да и сама история из разряда натянутого нерва, крика души, когда нет возможности сказать по другому на накипевшем. Не то произведение драматургии и сюжет, которые мне понравились. Сложно мне было выстроить картинку истории, сложно было воспринять сие произведение как нечто цельное. Тут все довольно мрачно, честно, не приукрашено, чисто в серых и черных тонах. Герои могут вызвать множество ассоциаций с иными произведениями автора - тут есть профессор, например, с решающим изобретением, есть инженер, есть приживалы разного уровня, и т.д. Библейский сюжет, с которым ассоциируются Адам и Ева не суть важное, хотя есть параллели, но пьеса на мой взгляд не о том, при этом и как лозунг пацифизма ее не поднять. Основная идея, как мне показалась вложена в уста героев в середине пьесы, когда обсуждается возможность войны и причины, к ней ведущие. Очень неоднозначное произведение в авторской копилке драматургии.

Пончик (вооружается рукописью. Читает). "Красные Зеленя". Роман. Глава первая. ...Там, где некогда тощую землю бороздили землистые лица крестьян князя Барятинского, ныне показались свежие щечки колхозниц. — Эх, Ваня! Ваня! зазвенело на меже..."

Пончик. Мерси, Адам, мерси. (Ефросимову.) Аполлон Акимович лично мне в Москве сказал: «Молодец! Крепкий роман!»
Ефросимов. А кто это – Аполлон Акимович?
Пончик. Здрасьте! Спасибо, Адам... Может быть, гражданин не знает, кто такой Савелий Савельевич? Может быть, он «Войны и мира» не читал? В Главлите никогда не был, но критикует!












Другие издания

