
Ваша оценкаРецензии
ShiDa15 апреля 2020 г.«Разбуженная сверхсобака».
Читать далееФанатизм – явление страшное. Бывает так, что увлечение становится единственным смыслом жизни, затем ставится выше морали, оборачивается наказанием для всего окружения – а зачарованный человек и не понимает, что не так, отчего его занятия приносят неприятности другим, а его самого затягивают в воронку душевной боли.
Чарли повезло родиться в благополучной и обеспеченной семье. Свой богатый дом, любящие и заботливые родители, хорошие перспективы, возможность поступить в лучший университет. С детства Чарли тянулся к старине, любил больше всего гулять по старым кварталам родного города и мечтал свою увлеченность историей сделать профессией. Все знают, какими странными бывают ученые, так? Вот и за Чарли не беспокоились. Занимается юноша историей, что-то раскапывает, учит отжившие языки – и что с того?
И стал бы этот замкнутый и умный юноша ученым, может быть, замечательным историком (с его-то упорством!) – но узнал однажды Чарли, что является потомком некой местной знаменитости этак 18 столетия, и захотел узнать, что же там с его родственником случилось. Естественно заинтересоваться своими корнями? Пожалуй.С дальним родственником Чарли не повезло. Занимался тот алхимией. И что, скажете вы? Ну, скажем, еще он раскапывал покойников сотнями, использовал полуразложившиеся тела в своих «магических» экспериментах. Якобы сделал катакомбы под своим домом и держал там пленников, испытывал что-то на них. И главное – алхимик пугал местных своей вечной молодостью. Жил лет сто, если не больше, а оставался юношей.
Разумный человек, наслушавшись жутких рассказов о родственнике, не стал бы копать глубже – зачем это, тем более что давно это мертво? Но Чарли лишь распалили страшные слухи. Кем был его родственник? Действительно ли он раскрыл великие секреты? И вместо того, чтобы оставить прошлое за мертвыми, Чарли бросает учебу, отрекается от давних мечтаний и погружается с головой в забытые тексты, и повторяет: «Я открою небывалое, все во имя науки!»
Больше всего в этой истории поражают близкие Чарли. Позже отец Чарли в моих глазах реабилитировался, но поначалу я поражалась его терпимости. Единственный сын, понимаете ли, вдруг меняется, запирается в своей комнате, ставит опыты на неизвестных веществах, часами громко читает заклинания, пытаясь вызвать злые силы, разговаривает сам с собой разными голосами – а что родители? Право, заметить я этакое за своим ребенком, как минимум бы постаралась с ним поговорить. Мало ли… секта? А, может, он запрещенным балуется? А что, не бывает так? Но родители Чарли до последнего притворяются, что беспокоиться не за чем. Окажись они внимательнее к новым странностям сына, возможно, история бы сложилась иначе. Но зато Лавкрафт не солгал, получилось жизненно: часто мы вмешиваемся, когда уже поздно.
Лавкрафт спрашивает, какое значение в нашем развитии играет наследственность. Интересно, почему его так занимал вопрос родства. По Лавкрафту получается, что человек обречен из-за врожденных своих качеств. Вот кто-то способен играть на скрипке, кто-то починит любую вещь, а Чарли не может не увлечься стариной, не может не мечтать об открытиях невыносимо прекрасного – он таков, измениться не может. Отчего? Наследственность. Яблоко от яблони, как говорится. Чарли обречен пройти по пути предка, а это ужасно, преступно с его стороны.Чарли по-человечески жалко. Но Лавкрафт в который раз напоминает, что не все знания полезны. Увы, но знание о некоторых сторонах жизни может обратиться против любопытного человечества. «Во имя науки» – но поинтересовался ли Чарли, полезны ли людям его изобретения? Так ли важна эта истина, если речь о нашем благополучии, о нашей жизни? Возможно, и наука не может существовать без морали. Отказываясь от норм, за которые человечеству пришлось заплатить огромной кровью, наука рискует привести нас к открытиям, способным обнулить человека с его цивилизованностью.
Несмотря на оптимистичный (оптимистичный ли?) финал, Лавкрафт не оставляет надежды читателю. Человек у него – страшное, непознанное, и нельзя ему «растягиваться», нельзя ему пытаться стать больше, чем он есть. Каким бы ни был путь к возвышению, он закономерно должен закончиться одним – смертью.
682,5K
Alena_Lisante30 марта 2025 г.Не мой жанр, но я попробую описать объективно
Читать далееСюжет весьма занимательный, я смогла дочитать книгу до конца, хотя делала это в несколько подходов. Мне не очень нравится такая мистика, алхимия, уходящая в давние века магия, завязанная на использовании имён бога. Читать было тяжело, но не могу признать, что некоторое удовольствие я всё же получила. Все сюжетные линии доведены до конца, главная тайна полностью раскрыта. У меня не осталось никаких сомнений в том, что произошло. К стилю перевода и авторскому повествованию нет никаких претензий. Кстати, ход с портретом меня позабавил, О. Уайльд подарил весьма тиражируемый приём.
Юношу - Чарльза - было весьма жалко. Он оказался пешкой в чужой игре. Вообще сама история отвратительна. Всё делаемое и сделанное вызывало у меня отторжение. Как поведение древнего деда, так и вообще окружающих людей. Никакого иного переживания повествование, к сожалению, не вызывало. (Ну, кроме того, что хотелось уже побыстрее конец))).
Заставило ли меня всё написанное о чём-то задуматься? Только если о том, чтобы изучить какой-нибудь труд про алхимию. Где-то мелькала занимательная книга на стыке литературоведения и научпопа. Да ещё желание почитать что-то про кабалистику, с которой это всё связано. Года идут, форма мистификации слегка меняется, но суть остаётся прежней. Впрочем, возможно, я бы ещё почитала какие-то комментарии - разборы к этой книге. Думаю, что они мне могут показаться даже более интересными, чем сама книга.
67394
Ivkristian7 февраля 2023 г.Возможно, определенные формы способны внушать необъяснимый ужас, пробуждая древние, таящиеся в подсознании инстинкты, – словно исчезает на миг спасительное покрывало, и человек остается один на один с непознаваемыми вселенскими силами, с тем неведомым, что доселе скрывали от него спасительные иллюзии здравого смысла.
Читать далееУже приличное время как хотелось познакомиться с творчеством Лавкрафта и наконец-то это произошло. Что ж, я осталась под большим впечатлением как от самого автора, так и от озвучки. Сложился прекрасный тандем, музыкальное сопровождение и голос ложились как влитые на слог автора. Размеренное повествование, красочные обороты и пропитанное мраком и страхом произведение. Пока слушаешь, ощущаешь эту гнетущую атмосферу. Становилось по-настоящему жутко. Особенно понравился прием, когда Лавкрафт не описывает конкретно, как выглядит существо, но заставляет твоё воображение дорисовать те ужасы, о которых страшатся поведать герои книги.
Нам рассказывают историю одного молодого человека Чарльза Декстера Варда. С юных лет он тянулся к старине, всё его внимание было сосредоточено на изучении того, что осталось в прошлом. Настоящим он не интересовался и не жил. Чарльз полностью отдается раскопкам и узнав о своем загадочном прадеде, ставит своей целью разузнать о том как можно больше. Так это видится со стороны его родным, которые не были в восторге от его тяги к затворничеству и изучению старины, но и не особо противились, когда юноша решил не продолжать обучение, а посвятить всё своё время таинственной фигуре по имени Джозеф Карвен, который пользовался дурной славой в годы своей жизни. Конечно, всё оказалось намного серьёзнее и запутаннее, чем виделось на первый взгляд, ведь позже Чарльз Вард был признан безумным и его поместили в психиатрическую клинику, как это назвали бы сейчас, из которой он сбежал в начале повествования ...
История небольшая, но будоражащая, неповторимая. Да, сюжетные повороты к середине книги уже явственно проглядывают, но даже это не испортило впечатления от произведения. Кому-то может покажется, что текст перегружен описаниями и отсюда сложится неверное впечатление об отсутствии динамичности. Мне же они помогли лучше прочувствовать и погрузиться в эту мистическую атмосферу. Ничего подобного ранее читать не приходилось. Это было чем-то необыкновенным и новым для меня. Пугающим, но в хорошем смысле слова. Повторюсь, чтец словно слился с произведением, всё было в тему, заставляя ловить каждое слово и страшится нового поворота в этих жутких подземельях, средоточии потустороннего зла.
661,3K
Olga_Nebel24 ноября 2024 г.Близко к идеалу
Читать далееЗайду с козырей: совершенно моя книга (в настроение, в сезон, в стиль — везде в десяточку); вообще чем дальше, тем больше убеждаюсь в том, что у Лавкрафта нахожу многое — и для собственного творчества, и просто для «настроения» в некоторые периоды жизни. Я любитель, что называется, неспешного «интеллигентного» хоррора (недавно только узнала термин «вирд» в контексте литературы — от weird: истории о соприкосновении со Странным, над/ино-мирным, пугающим не-соразмерностью с человеческим, и кто же у нас основопоположник и главный мастер жанра? Конечно, Лавкрафт), и эта книга — как раз яркий пример того, что я люблю в хоррор-литературе.
За что можно было бы упрекнуть Лавкрафта, так это за неспешность и даже некоторым образом наивность, за старомодность, за излишнее внимание к деталям, за слишком красивый язык — но не будет ли это всё приметами времени, приметами литературного пласта, собственно, ушедшей эпохи? За это же мы Лавкрафта и любим, поэтому те, кому надо «подинамичнее» и «покровавее» сюда просто не добредают, а мы, любители циклопических сооружений, странной фонетики и доооооооооооолгих намёков на Страшное и Непостижимое, — остаёмся.
Итак, это книга о чёрной магии, некромантии, поиске и обретении знаний из области, которой земному человеку лучше бы не касаться. Талантливый молодой человек Чарльз, увлечённый историк, одержимый генеалогическим поиском, узнаёт, что его предок был замешан в делах не то чтобы благочестивых, а попросту — то ли в сделке с дьяволом, то ли в чёрном колдунстве. И так замешан, что информации о нём самом и его работе почти не сохранилось, могилу — не найти, дом — разрушен. Словом, возмущённое человечество уже разок попыталось «отменить» старого колдуна, но неугомонный Чарльз зайдёт слишком далеко в искреннем порыве раздобыть запретное знание.
Четыреста электронных страниц чистейшего наслаждения (стилем, языком, сюжетом и, в конце концов, той неспешностью повествования, которая даёт читателю ощутить преимущество перед некоторыми незадачливыми героями: когда ты уже всё понимаешь, а родители/соседи/друзья семьи/психиатры продолжают ходить по кругу вокруг бедного Чарльза и искать истоки его «недуга»).
Эта книга оставила меня в состоянии глубокого удовлетворения: она напугала меня (в меру), не вызывая при том отвращения и желания что-то развидеть (так бывает, когда я случайно залезаю в неподходящий для себя подвид хоррора). Автор сам держится в чётко очерченных рамках нравственных норм: зло названо злом, добро пытается действовать в силу возможностей (и преуспевает, что немаловажно!).
И да, это было красиво с точки зрения построения сюжета.
49356
birdgamayun25 июля 2023 г.Призраки прошлого
Это не первое мое чтение данного произведения. Помню нашу первую встречу, будто это было только вчера. С такой теплотой в душе вспоминают свидание из юности, когда все прошло идеально. Я тогда была рассержена на Лавкрафта, считала, что этот писатель обманул меня и воспользовался моей доверчивостью. Я как раз тогда совершила ошибку, начала читать сразу после «Хребты Безумия» его «Цикл Снов». И именно история про судьбу Чарльза Декстера Варда вернула мне веру в писательский талант Лавкрафта. Именно история Варда, этот скромный шедевр, дала мне понять, что теперь между мной и писателем будет все серьезно. Эта история стала семенем, которое породило в моей душе безграничную любовь к Говарду Лавкрафту!Читать далее
Вначале я познакомилась с аудиовариантом, который начитал мой любимый Олег Булдаков. Затем я уже перечитала на бумаге, потом снова аудио версия. В итоге это небольшое произведение стало самым горячо любимым, заняв достойное место подле «Маленький Принц», «Зов Ктулху», «Джейн Эйр», «Божественная Комедия» и «Гордость и предубеждение». С первых же строчек я поняла, что меня ожидает умопомрачительное приключение, полное тайн, чудес, ужаса и переживаний! Мне полюбилось в произведении абсолютно все о чем спешил поведать мне Говард Лавкрафт - образы героев, описания событий прошлого, сплетни о богомерзких экспериментах и ритуалах, жуткие предположения местного населения, переживания членов семьи несчастного юного Чарльза, вызывающий ужас и отвращение предок. Сюжет закручивается вокруг читателя, как голодная анаконда. Иногда кажется, что трещат все внутренности от промозглого холода и ужаса, который сковывает сердце изнутри. Лавкрафт нагнетает события постепенно, не оставляя даже крупицу надежды для своих героев и читателя. Как и всегда, автор жесток по отношению к тем, кто посмел будить прах мертвых или уродовать человеческое тело после смерти. Его отношение к некромантии, как к магическому искусству, всегда меня восхищает. Этот человек не знает и не хочет знать никаких компромиссов в данной теме. За это я так его и люблю!
Интересующийся магией человек найдёт в этом произведении много интересных пасхалок и секретов, которые хранятся и по сей день в старинных магических книгах. А каждое новое прочтение подарит что-то новое. Читателю будет открыта ещё одна тайна, которую до этого он не замечал. «Случай Чарльза Декстера Варда» переплетается с некоторыми другими историями Говарда Лавкрафта. Эти отсылки тяжело уловить сразу, особенно, если только начал знакомство с творчеством мрачного автора-жреца культа Ктулху. Только сейчас я умудрилась найти отсылки не только к «Зов Ктулху», но и к таким творениям Говарда, как «Герберт Уэст-реаниматор», «Праздник», «Пёс», «Склеп». И это только те немногие, что я обнаружила. А ведь я прочитала не особо большое количество произведений автора ужаса. Вполне возможно, что когда я ещё сильнее погружусь в сюжеты своего любимого писателя, изучу его биографию более подробно и пороюсь в неопубликованных ранее черновиках и письмах, то смогу увидеть ранее мне недоступное!
Если Вы в своё время разочаровались в творчестве Говарда Лавкрафта по каким бы то ни было причинам, то «Случай Чарльза Декстера Варда» поможет вернуть Вам любовь к этому писателю.43961
Mike875 ноября 2023 г.О фанатизме, черной магии и науке в стиле Лавкрафта
Читать далееЖил да был в маленьком городке Провиденс, штат Род-Айленд, молодой человек по имени Чарльз Декстер Вард. Был он немного не от мира сего, частенько лазал по трущобам и заброшкам родного городка, открывая все новые и новые красоты прошлого и однажды узнал, что состоит в родстве с неким Джозефом Карвеном. Оный Джозеф был для города - большая бука и атата, некоторые недалекие люди говаривали, что он, дескать алхимик и совершенно не стареет (что за счастье для пенсионного фонда Новой Англии?). Жуть как хотелось нашему герою Чарльзу докопаться до истины и также надурить ПФ и поэтому он, вместо официального образования, делает ставку на самообразование, путешествуя по миру и желая узнать как можно больше. И это потрясающе, вот только сам Чарльз тоже меняется-и характер, и кожа, и почерк и голос-все другое…Отчего и почему так-мы Вам не расскажем, но поведаем, отчего эта повесть Лавкрафта по своему прекрасна.
Во-первых-язык. Он образный, богатый и яркий, будь то описание хтонической жути или красот родного Провиденса. Вот лишь несколько примеров:
-«… одним из первых воспоминаний мальчика было безбрежное море крыш, куполов, шпилей и далеких холмов, подернутых туманной дымкой. Однажды зимним днем он увидел город с высокой огороженной набережной лиловым и таинственным на фоне горячечного апокалипсического заката, в котором красные языки пламени переплелись с золотыми, а пурпурные – с невесть откуда взявшимися зелеными. Он хорошо видел черную глыбу широкого мраморного купола мэрии со статуей на самом верху, вдруг вспыхнувшей фантастическим светом, когда на мгновение разошлись тяжелые тучи, скрывавшие пылающее небо.»
-«Зрелище, которое представлял собой этот необычный бледный мужчина средних лет, хотя на самом деле ему уже стукнуло все сто, наконец-то решивший отделаться от окутавшего его облака страха и ненависти, слишком зыбкого, чтобы его можно было пощупать и взять на анализ, одновременно было трогательным, драматичным и вызывавшим презрение.»
Во-вторых то, как автор описывает научные штудии героя. Видя в нем почти что брата по оружию, с уверенностью могу сказать, что Чарльз использовал в своих «исторических и генеалогических изысканиях» многие приемы исследования, которые используются историками по сей день. Так, например, он скрупулезно и критически изучает исторические источники различных видов, попутно усердно работая над историографией по интересующему его вопросу. Тут у нас и анализ, и синтез и принцип историзма и много чего еще. Такое внимание Лавкрафта к деталям греет мне сердце, честно.
Я знаю, что многих расстраивает в произведениях автора. Это , казалось бы , тотальное невнимание к внешнему облику жутких кошмарных существ, но знаете что? Мне думается самый сильный страх человек испытывает, когда он вынужден буквально конструировать кошмар в своем воображении. Подключите воображение и вуаля-завод из наваленных кирпичиков построен, мой повелитель:)
В-третьих прекрасно показана трансформация главного героя. Из чудаковатого молодого человека, че-то там бормочущего про вот эти вот прекрасные особняки и старинные переулки, он превращается в альфасамца! Ахаха, и вы поверили, да? Конечно нет, но становится уверенным в себе и до крайности увлеченным человеком. Думается, Говард тут для нас припас завуалированный намек на то, что фанатизм - зло, но это неточно)) отрадно было наблюдать и работу автора над второстепенными персонажами. Тут у нас и материнская любовь, и мужество врача, стремящегося уберечь от беды своего пациента и храбрость обычных, рядовых горожан.
Подведем итоги. Роман «Случай Чарльза Декстера Варда», по моему скромному мнению-одна из лучших в творчестве Г.Ф.Лавкрафта. Богатый и образный язык, преклонение перед учеными и наукой, мистика и черная магия, а также неожиданный сюжетный поворот-все в наличии. Моя оценка 9 из 10 и, пожалуйста, «не вызывайте того, кого не сможете повергнуть».231,2K
Ernst_Keller20 января 2016 г.Очередное увлекательное путешествие в миры Говарда Ф. Лавкрафта
Читать далееЧарльз Декстер Вард (главный герой) очень интересуется историей, архитектурой и предметами старины. В ходе изучения генеалогического древа своей семьи Чарльз обнаруживает сведения об одном из своих предков, Джозефе Карвене, личность которого окутана облаком тайн, слухов, подозрений в проведении страшных опытов и даже занятиях колдовством. Вард с головой уходит в исследование жизни таинственного предка и совершает ряд открытий, результатом которых становится череда ужасных событий.
«Случай Чарльза Декстера Варда» является самым объемным произведением Лавкрафта, но не самым, с моей точки зрения, интересным, поэтому «4», а не «5». А вообще… Лавкрафт – новатор и первопроходец, один из основателей жанра, личность настолько самобытная и уникальная, что совершенно не нуждается в оценках.181,2K
Wolf9424 января 2016 г.Довольно интересно, но все же есть схожесть с другими рассказами автора. Т.е. можно просто половину перелистнуть и не потерять суть истории.
171K
Henaz21 августа 2018 г.Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть
Читать далееСамое ценное и потрясающее в произведениях Лавкрафта - это тягучая, тяжёлая и гнетущая атмосфера, проникающая в самое нутро читающего, и не отпускающая даже с прочтением последних строк. Роман "История Чарлза Декстера Варда" не является исключением из этого правила.
Само повествование ведётся уже постфактум, и начинается рассказом с точки зрения общества, не столь близко знакомого с тайнами чёрной магии и оккультизма (или даже вовсе ничего об этом не знающего). Этот приём, на моей памяти, лишь в немногих произведениях выглядит достойно: чаще автор пытается передать историю из третьих уст, при этом сохранив первоначальную свежесть эмоций и описаний, но выходит обыкновенно на редкость уныло. Это послужило причиной, по которой многие из таких книг мне не понравились. Лавкрафт действует иным образом: ему как раз необходимо сгладить первое впечатление, чтобы создать то самое ощущение Непознанного за пеленой реальности. И когда завеса отброшена в сторону, а рассказчиком становится человек, лицом к лицу столкнувшийся с ужасами некромагических ритуалов, повествование обретает подлинную остроту.
Мне хочется отметить, что та канва, из-за которой автора не раз обвиняли в банальности и самоповторении, не столько выполняет функцию "скелета", на который можно нанизать произвольные ужасы и подробности, но необходима именно для постепенного подведения читателя к сути истории, а кроме того - создания того напряжения, того ощущения близости к первозданному Хаосу, которым пронизаны произведения Лавкрафта.
Говорить о сюжете "Истории" без спойлеров сложно, отмечу лишь, что меня привела в восхищение реализация того принципа, который лейтмотивом проходит через страницы романа:
Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть.Именно эти слова определяют судьбу персонажей, и именно за игры с Той Стороной, которая неподвластна смертным (даже будь их жизнь сколь угодно длинна), в итоге расплачиваются самоуверенные глупцы.
Я искренне люблю произведения этого автора за их настроение, атмосферу и манеру рассказа. И рекомендую к прочтению всем, кто так или иначе заинтересован в жанре ужасов или мистики.
152,7K
Tokka21 июля 2025 г.Не изучай семейные портреты
Читать далее«История Чарльза Декстера Варда» - одна из самых масштабных и насыщенных работ Лавкрафта, глубоко погружающая читателя в атмосферу мрачной тайны, древнего знания и потустороннего ужаса. Это исследование того, как прошлое, затаившееся в семейных хрониках и забытых дневниках, может пронзить настоящее.
Одна из центральных тем - семейные тайны. Лавкрафт мастерски разворачивает сюжет вокруг фигуры предка Чарльза - алхимика, мага, возможно, не вполне человеческого существа. Постепенно раскрывающаяся связь между Чарльзом и его зловещим предком создаёт атмосферу обречённости и фатальной предопределённости.
Отдельного внимания заслуживает любовь Чарльза к старине. Его увлечение историей, редкими книгами и древними артефактами выглядит не как хобби, а как зов крови. Через этот интерес проявляется как связь героя с прошлым, так и его медленное и неотвратимое погружение в тьму. Именно любовь к старине становится его проводником в бездну.
Тема культа и тайного знания проходит через весь текст, от алхимических формул до секретных обрядов. Лавкрафт предлагает не яркую, а холодную, скрупулёзную магию: древние книги, тщательно выведенные символы, ритуалы, за которыми стоит логика и расчёт.
Стиль повествования напоминает дневниковые записи, особенно в первых главах, где используются документы, письма, заметки. Это придаёт тексту достоверность, усиливает ощущение личного свидетельства и делает ужас более интимным. Мы словно читаем хронику реального расследования, а не вымышленную историю.
И, наконец, атмосфера… густая, насыщенная, вязкая. Лавкрафт не спешит, он позволяет читателю утонуть в подробностях, в архивах и рукописях, в скупых упоминаниях невыразимого. Это делает чтение завораживающим и требует вдумчивости, но именно за это его и ценят.
14201