
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 марта 2014 г.Читать далееСравнивание этой книги уважаемого Тура с его же "Древние люди и океан" будет совершенно не в пользу последней. С точки зрения лёгкости восприятия и интересности изложения. Но этот книжный конфликт на самом деле совершенно кажущийся, надуманный и иллюзорный. Потому что "Древние люди и океан" является как раз средоточием научных взглядов, предположений и гипотез Хейердала-учёного, а "Экспедиция "Тигрис" — изрядно беллетризованным и литературизированным рассказом Хейердала-капитана и Хейердала – руководителя экспедиции об организации и осуществление одного из практических опытов, целью которого (как и всех предыдущих) было как раз подтверждение (либо опровержение) одной из его гипотез. Всё, колечко на этом замыкается — Хейердал-учёный выдвинул гипотезу, затем Хейердал-организатор снарядил экспедицию, в ходе которой Хейердал-учёный получил и осмыслил её результаты. Уроборос вцепился в свой собственный хвост...Такова канцелярщина.
Однако Хейердал не был бы самим собой, если бы в этом наполовину художественном произведении – наполовину олитературенном путевом дневнике не стал бы со всех сторон вновь рассматривать и крутить на все лады саму свою гипотезу о древних шумерах, о почти столь же древних вавилонянах и ассирийцах, о торговых связях между древними народами и государствами; в тексте замелькали 3100-, 2400- и 1500-летние (до нашей эры) даты, ощутимо пахнуло многотысячелетней пылью, послышался звон бронзового оружия, гортанные крики древних мореходов, плеск вёсел и тугой натруженный гуд наполненного ветром паруса древней камышёвой ладьи... А одни историко-географические названия чего стоят — Месопотамия, Междуречье или Двуречье, Тигр, Евфрат, Ассирия, Дильмун, Бахрейн, Шумер, Вавилон... Как мне кажется, даже не испытывающий особого интереса к древнему миру читатель не сможет устоять перед натиском этой книги, и станет страстным любителем или, как минимум, просто более просвещённым человеком. Так под рукой писателя и учёного слились воедино наука и литература, сошлись не в поединке, но в объятии научные взгляды и теории, и повседневная жизнь самых разных современных людей, начиная с болотных арабов и заканчивая представителями научных школ университетов с мировыми именами.
А ещё поймал себя на том, что завидую Хейердалу, завидую, пусть и белой завистью, но всё равно завидую — вот пример человека страстно увлечённого своим делом, да и дело-то это просто является его личным интересом, и одно от другого у Хейердала неотделимо. Только человек увлечённый и страстный сможет с такой энергией творить, провозглашать и отстаивать свои взгляды, сумеет найти практический способ воплотить мечты в реальность, отыскать кучу денег на осуществление этой мечты, не раз и не два собрать команду исполнителей и товарищей по общему делу, сочаятелей и соратников. А ещё потом и написать о своих путешествиях книги — книги умные, книги интересные и захватывающие, книги, обогащающие читателя не только знаниями, но и заражающие интересом и к археологии, и к антропологии, и к биологии океана, и к этнологии, и ко многим другим областям того, что в целом называется Наукой. И тут уже неважно, что большая часть читателей ограничится лёгким и преходящим интересом к популярной науке, потому что зёрна и зародыши, посеянные Хейердалом-учёным, Хейердалом-популяризатором и Хейердалом-просветителем, непременно дадут свои ростки.
А ещё пришло в голову, даже не в голову, а буквально в сердце — вот так почитаешь о цивилизациях, процветавших добрую тысячу лет и увядших уже более чем 2-2,5 тысячи лет назад, а потом оглянешься на нашу современную, и начинаешь глубже и отчётливей понимать, насколько всё относительно и насколько всё зыбко — вот жахнет в Атлантику приличный астероид и смахнёт километровое цунами налёт нашей цивилизации с земного шарика, как телок мокрым шершавым языком слижет...
А теперь перейдём к литературной составляющей. Впрочем, что там переходить — книга попросту читается на одном дыхании, неважно, какую главу вы читаете — о строительстве «Тигриса», о перипетиях спуска его на воду или о истории древнего мореплавания, о древних великих цивилизациях или о злоключениях лодки из камыша на отмелях и рифах. А уж любители маринистики тем более смогут отвести душу, потому что главы о переходе «Тигриса» от берегов Пакистана к Африканскому Рогу просто изобилуют морской романтикой. О присущем Хейердалу тонком юморе упоминать скорее всего не требуется — те, кто читал хоть одну из его книг, и так это знают. А его острая наблюдательность и умение выделять главное в увиденном повседневном, добавляют книге и интересности, и познавательности, и полезности.
Думаю, что теперь правильным шагом будет прочтение книги Юрия Сенкевича о том же самом походе, тем более, что она щедро проиллюстрирована фотографиями.
52328
Аноним2 февраля 2021 г.Читать далееНесмотря на высокую оценку впечатления от книги неоднозначные. Невозможно не сравнивать ее с Тур Хейердал - Кон-Тики (сборник) , и вот нет в "Тигрисе" того огонька, задора, которое отличает рассказ об экспедиции "Кон-Тики". В отличие от скорее приключенческой "Кон-Тики", "Тигрис" более научная и даже философская. Информации о культуре и истории Шумерской цивилизации, а именно по ее следам была предпринята экспедиция "Тигрис", в книге едва ли не больше, чем рассказа о самом путешествии. У Тура Хейердала легкий слог, интересно и доступно рассказывать он умеет, но опять же сама информация в таких подробностях будет интересна скорее любителям древней истории этого региона.
Автор уже далеко не молод, его все чаще тянет на философские размышления, которых тоже в книге довольно много. Да и сама обстановка в регионе, где была предпринята экспедиция, не добавляла оптимизма. Это не дрейф посреди океана, как в путешествии на Кон-Тики, наедине с природной стихией. К концу 70-х, когда была предпринята экспедиция, регион все отчетливее становился одной из "горячих точек" планеты. И это не могло не сказываться на ходе экспедиции, ставило перед ее участниками множество затруднений. К тому же они стали свидетелями того, насколько нефтедобыча сказалась на экологической обстановке региона, насколько грязными стали его воды, что тоже, естественно, наводило на грустные мысли. Да и в целом показалось, что к этому путешествию очень подходит слово "злоключения", а не "приключения", постоянно с его участниками происходили какие-то мелкие неприятности, как будто бы какие-то высшие силы давали понять, что не стоит его предпринимать. Я, можно сказать, с облегчением вздохнула, когда оно благополучно подошло к концу. Невеселая вышла книга, скорее познавательная, чем увлекательная, хоть и интересная по-своему.
45448
Аноним16 июня 2017 г.Читать далееХейердал — удивительный человек! Ученый, путешественник, исследователь. Мне кажется, что он был вечным юношей-романтиком, которого влекли дальние страны, приключения и опасность. И в то же время, он — серьёзный, вдумчивый, образованный человек, который всеми силами двигал вперед науку.
Очень любопытный факт: в детстве Тур Хейердал очень боялся воды, потому как дважды тонул и поборол свой страх только к 22 годам. А ведь в дальнейшем бороздил океаны на каких-то несерьезных плавсредствах.Экспедиция “Тигрис” — это рассказ о строительстве тростниковой лодки и путешествии через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю.
Роман очень познавательный и было интересно, но тем не менее в восторг я не пришла. Может быть я не права, но стиль мне показался несколько напыщенным и пафосным. Чуть-чуть бы попроще.26375
Аноним22 января 2023 г.Древние морские дороги глазами путешественников ХХ века
Читать далееВ этой книге оказалось много редкой экзотики - не только ожидаемый Ирак, но и Бахрейн, Оман и Пакистан. Причем, как выяснилось, экспедиция Хейердала, которая в 1977-1978 годах доказала прекрасные мореходные качества камышовых лодок и возможности представителей шумерской цивилизации достигать на своих судах не только легендарный Дильмун, но и далекие Макан на территории современного Омана и Мелухха в долине Инда. История этого путешествия закончилась в Джибути перед входом в Красное море, и закончилась очень грустно - сожжением Тигриса, о чем интересующиеся путешествиями Хейердала читатели, безусловно, знают. Но я, например, не знала, с чем это было связано, и какой символический смысл этому сожжению придавал руководитель экспедиции и его разношерстный экипаж.
А экипаж был снова интернациональным - 11 человек, среди которых радостно встретить советского врача Юрия Сенкевича, на телепередаче которого "Клуб кинопутешествий" мы все росли. Вообще, это смешение национальностей и рас было не случайным, и весьма показательным. Помимо норвежца Тура Хейердала и уже упомянутого русского Сенкевича в экипаж входили старые соратники Хейердала по путешествиям на различных судах Норман Бейкер из США и Карло Маури из Италии, его знакомый по исследованию центральной Америки Герман Карраско из Мексики, а также новые члены команды - Детлеф Зойцек из ФРГ, японец Тору Судзуки, датчанин Асбьёрн Дамхюс, норвежец Ханс-Петтер Бён, иракский студент Рашад Назир Салим и "обязательный параграф в контракте с консорциумом, который одолжил средства на экспедицию", кинооператор Норрис Брок из США. Кстати, он снимал всё путешествие, так что оно неплохо документировано, и желающие могут познакомиться с фильмом. А также с книгой Юрий Сенкевич - В океане Тигрис , безусловно. Сама я непременно её прочитаю чуть позже.
Путешествие это было более научным, чем романтичным, и оказалось куда более сложным, чем предыдущие, поскольку проходило не через чистый и свободный океан, а по самым оживленным торговым путям, среди множества нефтяных танкеров и пассажирских лайнеров. Здесь герои столкнулись не просто с загрязнением моря, которое грозило разрушить камышовую лодку, но и с прямой опасностью быть перевернутыми огромными судами, постоянно встречавшимися в пути. С другой стороны, для меня оно оказалось особенно интересным, поскольку позволило снова посетить Бахрейн, поразиться раскопанным древним строениям легендарной страны Дильмун, и даже встретиться с тем самым Джеффри Бибби, об открытиях которого я прочитала книгу Дж. Бибби - В поисках Дильмуна . Вообще, в моем списке прочитанного эта книга оказалась в нужный момент. В прошлом году я прочитала довольно подробно о шумерской цивилизации, и её влиянии на человечество ( Сэмюэл Н. Крамер - История начинается в Шумере ), так что вполне поддерживаю Хейердала, который в споре между названиями "Персидский залив" или "Аравийский залив" предлагает собственное - Шумерский залив. Ага, я с ним))
Ну и в конце прошлого года я познакомилась с загадочными хеттами ( О. Р. Герни - Хетты ), так что ответы на многие вопросы норвежского автора представлялись мне уже не настолько неведомыми. Кстати, вот здесь впору рассказать о некоторых недостатках этой замечательной книги. Так, например, Хейердал ни словом не обмолвился о том, что его теория, касающаяся невозможности древних путешествий по Тихому океану против ветра, к тому моменту уже была, причем именно так, как он сам любил - экспериментально - опровергнута французом Эриком де Бишопом. И этот автор написал о своем путешествии книгу Эрик де Бишоп - Таити - Нуи , которая не могла быть неизвестна норвежскому исследователю, поскольку была написана задолго до путешествия Хейердала на Тигрисе. Впрочем, даже если он и не следил за творчеством своего научного оппонента (что весьма сомнительно), то уж никак не мог пропустить книгу об этом путешествии своего недавнего соратника по путешествию на Кон-Тики, шведа Бенгта Даниельссона - Бенгт Даниельссон - Большой риск. Путешествие на Таити-Нуи . Кстати, в этой теории ему оппонировал еще и опубликовавший немало интереснейших книг Милослав Стингл, тоже не последний человек в исследовании океанов (кстати, это именно ему спасибо за то, что он рассказал мне о Бишопе). Словом, понимаю научную упертость автора, но не понимаю таких умолчаний. Как-то они выглядят некрасиво. А с учетом невероятного заговора молчания вокруг деятельности Эрика де Бишопа - и вообще подозрительно.
Еще эта книга огорчит тех, кто любит морскую романтику. Шторм мы встретим только один, а все остальные препятствия будут по большоей части экологическими (ужасно было читать, как "Тигрис" пробирался по Тигру в хлопьях химической пены - отходах бумажного комбината), или начинал пахнуть протухшими яйцами, пару дней постояв в любом встречном "цивилизованном" порту. :( Кроме загрязнения древних морских путей, часть препятствий была политической (чего стоит хотя бы прохождение - прижимаясь к иракскому берегу - Тигра, результатом чего стало попадание ладьи на мель с последующими муками - кто бы мог их с этой мели снять?), ну а когда в финале "Тигрис" подошел к охваченному очередной войной Красному морю - стало как-то совсем тоскливо...
В общем, книга понравится не любителям морских приключений, не тем, кто привык к романтичному Хейердалу, а скорее тем, кто готов задуматься о том, "куда катится мир", и "как мы можем говорить о прогрессе и цивилизованности", если до сих пор не разучились использовать войну в качестве средства одержать преимущество в споре. Впрочем, для подлинного понимания этой книги и этой экспедиции, на мой взгляд, нужен немалый читательский багаж, а не просто приязнь к норвежскому исследователю.25257
Аноним4 января 2021 г.Не смогла проникнуться этой книгой, не хватило мне в ней того огонька, который есть в Тур Хейердал - Экспедиция Кон-Тики (сборник) . Интересно, познавательно, но без огонька и поэтому суховато и немножко даже нудно.
Но стоило прочитать, чтобы познакомиться с творчеством Хейердала с разных сторон, открыть разные грани его творчества.23272
Аноним15 марта 2022 г.Читать далееТур Хейердал известен в основном своей экспедицией на "Кон-Тики", но, как выяснилось, у него и другие путешествия не менее интересные. Для меня его имя связывалось в первую голову с путешествием на легендарном плоту, и даже склонна думать, что лет в тринадцать книга о том путешествии все же попала мне в руки. Хотя до конца в этом не уверена.
История плавания на "Тигрисе", идея постройки и путешествия на котором возникла из шумерских историй, эта история начинается не с самого плавания, а со строительства того, на чем они пустятся в свое путешествие. Материалом для судна послужил камыш, и уже одно это интригует. Древние технологии постройки - это хорошо, но надо ведь постараться найти и мастеров, которые до сих пор имеют с ним дело, что уже вызывает сложности. На самом деле, чего ни коснись: маршрута, хоть и ориентировочного, которым должна проходить лодка, территории, где происходит строительство, команда, которая по сложившейся традиции в прежних путешествиях, набирается многонациональной - все это требует решений и усилий, иногда немалых. В процессе возникает и куча сложностей, иногда даже бестолковостей, завязанных на людях, это, конечно, понятно, но бесит не меньше, а вот сложности, возникающие при поиске конструкторских решений - это как раз нормально.
Мне эта книга напомнила другие, которые вышли из-под пера Тима Северина и тоже посвящены уходящим вглубь истории рассказам, а порой мифам и легендам. Он тоже по образцу строил свои суда, чтобы, например, повторить путь Одиссея - чтоб опровергнуть или подтвердить его историю - или легенду о святом Брендане. Строились суда, в каждом случае это был особый корабль или лодка, материалы, конструкция, секреты постройки и другие всяческие изюминки этих историй. Возводилось судно для путешествия, а потом "три мудреца в одном тазу пускались по морю в грозу". Ну или не три и не мудреца. Эти путешествия, как и написание книг частично происходило приблизительно в то же время, как и у Хейердала, хотя норвежец свою географическую и археологическую исследовательскую деятельность начал много раньше Северина и как мне кажется, имел более научную основу для своих экспериментов и теорий. У Северина - что касается воплощения в жизнь своих проектов - получилось еще больше и от его книг, что по определению нон-фикшн - я не могла оторваться, как будто читалось нечто увлекательное и приключенческое. Но это так и есть.
И я не могу, конечно, не сравнивать одного и другого путешественника. Хотя Тур Хейрдал не покорил меня так, как Северин, но его описания зато очень интересны, да и сама книга местами меня очень увлекла. Прекрасные места, природа, рельефы и морские глубины, обитатели животного мира, все было замечательно я с удовольствием погрузилась в эти дивные картины. Последние два года многих из нас лишили возможности путешествовать туда, куда мы хотели бы, и эта прекрасная книга даст в какой-то мере почувствовать и увидеть то, чего мы не смогли сделать сами.
20265
Аноним21 декабря 2023 г.Читать далееИстория одного необычного морского путешествия. Тур Хейердал задумал продемонстрировать возможности судоходства в древние времена между Месопотамией (ныне Иран) и побережьем Африки. Еще до начала путешествия на подготовительном этапе экспедиция столкнулась с разными (часто курьезными, специфически рукотворными) трудностями, конечно, предвидеть все нюансы при планировании невозможно, но тут был перебор со странностями)). И все же лодка была построена, многострадальный парус установлен, запасы пополнены, команда собрана, и путешествие началось!
Камышовая лодка, управляемая небольшой многонациональной командой, состоящей из 11 человек проделала непростой путь, зато посетила много интереснейших, часто закрытых для чужаков мест. А главную сложность составляла высокая транспортная нагрузка, разнообразные корабли активно курсировали своими путями, создавая напряженный трафик и не замечая утлое суденышко. Днем и ночью быть начеку и лавировать между большегрузами нелегкая задача для медленной малоподвижной весельной лодки.18167
Аноним10 ноября 2020 г.Читать далееКак же я восхищаюсь Туром Хейердалом! Очень отважный человек. Очередное путешествие на самодельной, вызывающей сильнейшие сомнения лодке оказывается не менее захватывающим, чем путешествие на Ра. У многих авторов подобные истории вызывают скуку во время чтения, а Тур преподносит её не просто сухой констатацией фактов, но даёт возможность каждому читателю ощутить всё вместе с ним и его друзьями (даже вкус воды и ветра на губах). Интересные истории о шумерах разбавляют основной сюжет и это ничуть не портит книгу.
13180
Аноним17 июня 2025 г.«Славный был кораблик» (с)
Читать далееКак все-таки по-разному об одном и том же могут рассказать разные люди! «Тигрис». Экспедиция. Но спроси каждого из участников, и каждый сосредоточится на своем, поведет повествование из уникальной призмы своего восприятия. Будет ли какая история плоха – нет, конечно. Но субъективно, что-то окажется ближе, а что-то вызовет удивление.
Потому про «Тигрис» мне куда больше нравится читать у нашего соотечественника, Юрия Сенкевича. Вот у него сплошные морские приключения – как я люблю. У Хейердала Тура же внимание сосредоточено совсем на другом: на страницах его истории мы встретим повествование о создании «Тигриса», его археологические, исторические, этнографические и прочие размышления – и посещения соответствующих памятников – и лишь чуть-чуть непосредственно о жизни на маленьком смелом кораблике.
Не скажу, что было совсем неинтересно, наоборот. Тур Хейердал стал одним из первопроходцев в экспериментальной археологии. Да, все его эксперименты стоит принимать с определенными оговорками – как и любые эксперименты подобного рода – но многие и многие историки говорят о нем с уважением. Тем любопытнее его размышления, попытки найти истину, доказать, что люди могут куда большее. Все это – да и многое другое на самом деле – вызывает у меня глубокое уважение к его личности. Хотя субъективно информацию подобного рода я в повествовании о жизни на «Тигрисе» не ожидала и вздыхала каждый раз, когда внимание уходило с водного царства на сушу.
Объективно же читать книгу надо. Каждая строчка в ней пропитана миролюбивыми идеями. Да, Тур Хейердал несколько идеализирует прошлое, утверждая, что все народы дружно и мирно сосуществовали рядом, хотя, как мы знаем, порой соседние города друг друга терпеть не могли. Но было и такое! Часто было! И автор раз за разом подчеркивает эту информацию. В мирном сосуществовании сила, а не чем-то ином.
Ну а что из себя на самом деле представляет «Тигрис» - уж не знаю, планировал ли Тур Хейердал изначально такое сравнение – уверена, догадаться не сложно.
1258
Аноним30 мая 2020 г.Капитан, капитан, улыбнитесь...
Читать далееЖил отважный капитан, он объездил много стран... И звали его Тур Хейердал. И не беда, что вообще-то он и не мореход вовсе. А учёный, журналист, писатель, психолог, преподаватель, путешественник да и много кто ещё. На протяжении всей книги я, конечно, закусив удила, следила за компанией друзей и их приключениями, но куда больше меня занимал вопрос, чем же этот мужчина меня так притягивает? И если с Кон-Тики ответ был юношеский задор, безрассудная отвага и удалая безбашенность, то здесь такого нет и в помине. Кроме, разумеется, моментов, когда речь ни заходила об истории Месопотамии, шумерах и прочих там древностях. На этих страницах срывающейся от волнения голос глушил, блеск в глазах глубоко верящего в собственные теории слепил и прочее. Но во всем остальном, Тур Хейердал уже успокоился, обрёл вес. Я имею в виду его организаторские способности, маститость в обществе, как большом, так и малом, на борту «Тигриса».
Приятно екало сердце всякий раз, как попадалось имя «Юрий». Люблю Сенкевича нежно. Кстати, это мое второе путешествие на борту лодки, благодаря как раз вышеназванному советскому врачу, путешественнику и телеведущему. Однако если у Сенкевича глаза загорались, когда речь шла о психологической ситуации на борту и приключениях компании путешественников, то у капитана корабля получилось все масштабнее. Впрочем, мне понравилось очень, чего уж там говорить.
Однозначно рекомендую всем любителям книгопутешествий. По ряду причин.
Во-первых, несмотря на достаточно изменившуюся ситуацию в мире в целом, произведение содержит интереснейшие факты о древних цивилизациях, гипотезы, описания существующих теорий, актуальных по сей день. Точно узнаете новое, не сомневаюсь в этом.
Во-вторых, приключения друзей смешные и залихватские. Что бы ни было, а описания заставляли меня хихикать, и даже иногда пускать слюнки от кулинарных шедевров. Скучно не будет.
В-третьих, поэтика текста потрясающа. Уверена, что свою супругу Хейердал покорил стихотворениями и песнями при Луне ;) уж очень романтично и красиво описаны все эти закаты, тишина, океанские волны, звёзды на небосклоне.
В-четвёртых, психология команды с точки зрения капитана, руководителя заставляет задуматься. Есть чему поучиться у мудреца, скажу я вам. Под моим командованием, конечно, коллектив из четверых мужчин, включая кота, но даже тут удалось провернуть кое-какие смелые манёвры, благодаря подсказке автора. Честь ему и хвала за это ;)По существу, книга идёт на ура! И это говорю я вам как обыватель, сидящий на диване, но обожающий путешествовать на страницах книги. Сплавать в глубокую историю в чудесной компании, что может быть лучше?
12210