
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 ноября 2023 г.Одержимость
Читать далееТворческие люди всегда были, есть и будут очень необычными личностями. Кто-то понимает их, а кто-то смотрит как на людей не от мира сего. Я скорее отношусь ко второй группе людей. Одержимость искусством - непостижимое для меня понятие.
Основные герои - художники. Один престарелый и очень почитаемый, а второй его ученик. Старший товарищ талантлив, рисует картину с изображением девушки. Только вот никак не может найти ту самую идеальную натурщицу. Перебрав множество женщин, идеальной все нет. Но он не теряет надежды, картина рано или поздно станет пиком его творчества, тогда он спокойно сможет отправиться на покой.
Молодой художник не менее одержим. Он мечтает перенять весь опыт учителя. И мало того, увидеть первым великое творение маэстро. Он так сильно переживает за своего гуру, что в надежде подарить ему идеальную натурщицу… Просит свою любимую невесту пойти в натурщицы к его наставнику. Джиллетта в шоке, и я в неменьшем. Что же это за любовь такая, если готов отдать ее другому? Джиллетте нужно было собирать свои манатки и сразу линять из этого сумасшедшего дома. Может быть это женская солидарность, а может быть просто здравый смысл, но юную невесту мне было больше всех жаль. Она ведь искренне любила и верила своему мужчине.
Так что же мы получаем в итоге? Один гениальный художник в наличии, идеальная натурщица на месте, почитатели, обожатели, воздыхатели и просто зеваки - готовы. Какой должен быть итог? Ну конечно, картина готова! Шедевр закончен и ожидает показа для начала избранной свите. Ох уж этот молодой художник, слюни и сопли счастья в буквальном смысле разлетаются во все стороны, несется на всех парах, теряет тапки. Господин согласен показать творение всей его жизни!
Каков финал, я не готова рассказывать. Каждый будет трактовать его по своему. Что это гениальность или безумие? А может и то, и другое? Могут ли вообще эти понятия существовать по отдельности? Я думаю, нет. Ведь каждый гений - чудак, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Читайте, это было так жизненно и трагично одновременно, что сделать вывод должен каждый для себя самостоятельно.
68493
Аноним24 января 2023 г.Философский этюд
Читать далееФилософский этюд, вошедший в бальзаковский цикл "Человеческая комедия", очень необычен и не похож на то, что читала у автора. На этот раз Оноре де Бальзак обращается к исторической теме, пишет о художниках и не столько вникает в психологию человека, сколько предлагает порассуждать о живописи.
Париж, 1612 год. В центре повествования три художника, причем двое из них Франсуа Пурбус и Никола Пуссен, реальные исторические персонажи, представители школы классицизма. Старик Френховер, вымышленный герой, гений, опередивший свое время. Уже более десяти лет он трудится над портретом обнажённой женщины, ревностно оберегая от посторонних глаз. Пытаясь изобразить абсолютно живую, воплощенную фигуру, совершенную красоту, мастер вкладывает в образ всего себя, силу, энергию, но не достигает желаемого результата. Одержимый человек, он готов отдать свое состояние, отправиться по всему миру в поисках модели, чтобы завершить полотно. Ожидала, что далее сюжет будет развиваться в духе Пигмалиона и Галатеи, но нет...
Ученик Френховера, талантливый, но на тот момент совершенно неизвестный художник Никола Пуссен, стремится постичь мастерство учителя. Желание увидеть шедевр настолько велико, что он в обмен на это предлагает в натурщицы старику свою возлюбленную Жиллетту. Новелла не только о новизне в искусстве, она и о предательстве. Любовь девушки переходит в ненависть, когда понимает, что принесена в жертву ради маниакального желания совершенствования, постижения тайных приемов живописи.
Пурбуса и Пуссена ожидает разочарование. На открывшемся их взору полотне лишь набор мазков, мешанина красок. Френховер же восхищен свои шедевром и улыбается воображаемой женщине .
Что это? Бред старика или новое направление, не понятое тогдашними художниками? Ведь если мы не понимаем чей-то замысел, это еще не говорит о том, что он плох. Для одних шедевр, для других набор пятен. Одни назовут эту новеллу удивительной, другие скажут "полный отстой".
29480
Аноним10 июля 2022 г.Читать далееЕще одна небольшая зарисовка из цикла "Человеческая комедия". В этот раз речь пойдет о художниках. О способностях талантливых людей, всего одним - двумя штрихами кисти, придать живость картине, наполнить ее воздухом. О том, что молодой художник, чтобы учиться у опытного собрата готов все поставить на кон. Даже отдать в натурщицы любимую женщину. И что мастер может на столько увлечься своей картиной, что видеть на ней и то, чего там нет. А может Френхофер опередил свое время и просто не был понят?
29664
Аноним20 марта 2022 г.Читать далееРассказ о художниках, собственно, об их видении мира и творчестве. Старый художник несколькими масками придал жизнь картине другого мастера, менее прославленного и опытного. А у старика есть картина, над которой он работает 10 лет, никому не показывая. Шедевр, как говорит старик. На полотне изображена прекраснейшая женщина. И двое собратьев по ремеслу все-таки склоняют старого художника показать им картину. И что же они видят? Нагромождение беспорядочных мазков и только где-то внизу полотна из этого хаоса видна часть женской ноги. Но помешанный художник уже не замечает этого, он уверен, что создал женщину божественной красоты, к коей относится со всей ревностью и пылкостью любовника. Когда ему открывают глаза на действительность, он не может пережить этого удара и умирает. От гениальности до безумия один шаг. Но у меня Бальзак трудновато читается.
23603
Аноним3 марта 2010 г.Читать далееНачав читать эту новеллу о художниках и их картинах, я сразу испугалась, что все может закончиться столь популярным впоследствии сюжетом живой картины. Но к счастью, дело вовсе не в этом. Текст мне понравился, я уже ничего иного от Бальзака не ожидаю, поэтому немножко о сюжете (спойлер бишь!): мы видим художника, одержимого собственной картиной (да-да, одна и пламенная страсть!) и судьбой Пигмалиона. Но на деле выясняется, что он настолько переусердствовал в течение десяти лет написания этой картины, что закрыл все полотно мазками, за которыми не видно даже силуэта. Но помешанный художник уже не замечает этого, он уверен, что создал женщину божественной красоты, к коей относится со всей ревностью и пылкостью любовника. Когда ему открывают глаза на действительность, он не может пережить этого удара и умирает. Пните меня, если я забываю какие-то архитипические сюжеты, но по мне нетривиально)).
13525
Аноним23 февраля 2023 г.«Цветы любви недолговечны, плоды искусства бессмертны.»
Читать далееИскусство представляется мне чем-то необычным, порой безумным, порой возвышенным, но всегда загадочным и тайным. Художники это те люди, которые без слов могут изобразить человеческие пороки, или вознести душу к чему-то возвышенному, а порой картины настолько завораживают, выворачивают душу, что просто невозможно не восхититься полотном.
1612 год, Париж, город в котором всегда присутствует некий флер одухотворенности, три художника, не иначе как судьба свела их вместе, чтобы посмотреть на что готовы те, кто пожертвует всем ради искусства. Фрунховер величайший художник своего времени, который одним движением руки может сделать из обычного, ничем не примечательного полотна истинный шедевр. Он уже более десяти лет трудится над своим великим творением, которое должно стать венцом всей его жизни, и которое он так ревностно охраняет от любопытных глаз. Но единственное чего ему не хватает, так это модели, идеальной женщины, которую он так и не смог найти. Никола Пуссен, ученик великого художника, который видит в своем учителе почти божество, готов на все, чтобы лишь увидеть творение Фрунховера. Никола не уникален в своем безумие, он предлагает в качестве натурщицы свою невесту Жиллетту, девушку невероятной красоты, добрую, верную, а главное нежно любящую Николу. Когда я читала этот момент, где бедная девушка испытывает муки выбора, мне было бесконечно жаль ее, на одних весах стояла она и ее гордость и честь, а на других Никола, ее любовь к нему и его маниакальное желание увидеть шедевр.
Небольшое произведение, но при этом достаточно сильное. Я чувствовала сквозь страницы одержимость картиной, безумство и страсть, даже что-то нечеловеческое, а финал… каждый из читателей сможет понять финал по своему, попытаться принять его, но что касается меня, но финал показался мне оглушительно тихим, звенящим и даже разрушительным…
11228
Аноним5 июня 2022 г.Искусство ради жизни, или жизнь ради искусства?
Читать далееКнига очень красивая как в плане языка (описаний, диалогов) так и в плане смысла.
При этом тема максимально далёкая от утилитарности и от психологизма повседневной жизни и межличностных отношений (этому посвящены другие произведения Бальзака, тут же –о восприятии изобразительного искусства, т.е. – чистейшая роскошь, воспринять которую может только подготовленная душа).
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт! – живо воскликнул старик, обрывая Порбуса властным жестом. - Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую форму с женщины. Ну, так попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной и положи её перед собой – ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придётся обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Впечатленя! Впечатления! Да ведь они –только случайности жизни, а не сама жизнь! Рука, раз уж я взял этот пример, рука не только составляет часть человеческого тела – она выражает и продолжает мысль, которую надо схватить и передать. Ни художник, ни поэт, ни скульптор недолжны отделять впечатления от причины, так как они нераздельны – одно в другом. Вот в этом и заключается истинная цель борьбы.
Удовольствие от «Неведомого шедевра» получит читатель, который интересуется изобразительным искусством, но, ещё большее удовольствие получит тот, кто пока ещё не интересуется, но после прочтения этого коротенького произведения начнёт интересоваться и ценить его...
Классика никогда не разочаровывает. Я думаю, это не только потому, что эти произведения выдержали столетия (победили в конкурентной борьбе с другими произведениями),но ещё и потому, что они, как вековые деревья или классическая (же) музыка, - больше нас самих.
Поэтому в любой непонятной ситуации хорошо бы читать классическую литературу, или прогуляться в старом парке (или лесу), послушать классическую музыку. А ещё лучше сочетать все эти элементы:)
Желаю удовольствия при прочтении.
Кстати, на вопрос, поставленный мной в качестве заголовка к этой рецензии я отвечу так: жизнь как искусство!
10445
Аноним20 декабря 2018 г.Читать далееПотихоньку продолжаю подчищать то, что осталось не прочитанным у Бальзака. И, ах, что мне попалось за маленькое сокровище!
Крошечная повесть о безуспешном стремлении художника создать идеал, достигнуть новой, ранее никому не дававшейся грани в искусстве (и тут это именно в прямом смысле живописец, но метафору "создателя" можно растянуть и на прочих художников - писателей, поэтов, скульпторов, etc.). Много очень глубоких и очень здравых рассуждений о изобразительном искусстве, о роли зрителя и роли творца. Ну и - печально-забавный финал, показывающий, что не всегда идеал так уж и нужен, иногда можно и нужно остановиться на полпути, а главное - ценить то, что уже имеешь.
Любопытные факты.
Эту новеллу Бальзака крайне любили художники-модернисты, Сезанну принадлежит знаменитая фраза: "Френхофер - это я". Френхофер - вымышленный художник и один из главных героев этой истории. Именно он создаёт "неведомый шедевр", почти десятилетие пытаясь изобразить идеальный женский образ. Однако он настолько увлекается оттенками, полутонами, отблесками света, что в конце концов превращает всё полотно в беспорядочное месиво пятен и мазков. Бальзак заставляет своего героя осознать ошибку и страшно оплакивать её, а вот модернисты (и много кто ещё потом) видели в нём гения, шагнувшего за рамки фигуративного искусства, открывшего новые горизонты в восприятии образа как отражения реальности. В дальнейшем Пикассо напишет свою "Гернику" в доме на улице Великих Августинцев, именно там Бальзак поместил мастерскую одного из героев новеллы. Случайность? Конечно, нет, стоит только вспомнить "Гернику" и образы на ней.
Ещё имеется фильм Жака Риветта "Очаровательная проказница", снятый отчасти по мотивам "Неведомого шедевра" и получивший какое-то сумасшедшее количество всяческих премий и призов. Теперь очень хочу посмотреть.
81,2K
Аноним7 апреля 2015 г.Маленькая книжица Бальзака об искуссте живописи - потрясающее впечатление! Каждый, кто интересуется искусством просто должен ее прочитать! Поражает глубина восприятия Бальзаком живописи , и его поэтический дар, позволяющий сделать настоящий литературный шедевр из рассуждений сатрого художника. Я знаю, что Сезанн, Пикассо и многие другие великие художники высоко ценили этот рассказ, и теперь я понимаю, почему.
7671
Аноним1 января 2015 г.Після таких книг не хочеться братись за сучасну літературу, а хочеться читати про високе, про красу, про мистецтво, про часи коли не було інтернету і телевізора, і читати Бальзака.
7619