Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 7. Годы учения Вильгельма Мейстера
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Аноним13 августа 2018 г.The театр.
Книга длинная, большая идущая неспешно.
Интересно взглянуть на величайшего поэта Германии в прозе. Кроме того Гете добыл себе дворянский титул, управлял сразу двумя герцогствами, занимался естествоведением, изобрел морфологию и много зарабатывал… и много… много писал.
Это неспешно идущее огромное произведение идет уже позже его периода Бури и Натиска. И идет оно ООчень неспешно. ( Хотя вначале радует это, потому что она не нагружает разум) Ты прямо чувствуешь, как оно не спешит, словно жернова медленно перемалывают пшеницу… трет и трет. Если бы не историческая ценность и его не стоило рассматривать в сравнении с существующими в то время произведениями, то оно больше походило бы на сериальное мыло.
(Впрочем, это скорее от последовательного дробления мысли на небольшие абзацы. Нужно заметить также, что сама немецкая форма словно не подходит к русской рамке. Также в моем переводе были опечатки.)
Вышло оно за три четверти века до Бовари, т.е. до идеи классического современного романа. В основном все описания это описания эмоций, обуревающих героев. Ждешь от него чего угодно - кричащего стиля, биения сердца, захватывающих чувств… но только не длительного романтизированного повестования… которое собственно очевидно.
Сама идея заключалась в создании национального театра. Театр в свою очередь нужен был для воспитательной роли, национальной идеи ( т.е. объединение людей… там скоро будет громыхать французская революция… так что объединения нужны были в общем), а сам роман воспитывал людей для театра.
Много любви, идея открытого разума посланная молодому поколению, идея “плати налоги” посланная дворянству.
Сами персонажи в то время рисовались крайне проницательными, лишь в тех моментах в которых нужно было автору.
Концовка довольно смазана… есть продолжение, но читать не хочется.
Сами решающие моменты расплывчаты. Не чувствуется какого-то пика или долгожданного выхода. Автор набрасывает, набрасывает на тебя переживания… а потом… делает тоже самое через другого персонажа. Похоже на волны без отлива.
Нет чувства сопротивления. Непонятно с чем сражается главный герой. Просто он как бы идет куда-то, и рядом людям падают на голову кирпичи.
Один раз Гете отбил возможный довод критики в стиле “ да люди не умеют ценить великое”.
В целом наверное это действительно очень великое сильное стремление к красоте, причем выраженное открыто без смущения, выраженное в самодостаточной логике автора. Наверняка, оно что-нибудь там толкнуло и было прообразом чего-нибудь и на ее месте выросло много чего.
Хотя наверно все же оно вторичное и стоит почитать Вертепа.
Смешанные чувства. Начало произведение очень привлекает своей легкостью одухотворенностью… но потом понимаешь что оно постоянно… это как-то странно… но оно не меняется… постоянная легкость и одухотворенность… Думаю, что книгу можно читать и в современности, но вот именно под такое настроение, кусками… и только из-за глубокого уважения к Гете.151,4K