Рецензия на книгу
Сабриэль
Гарт Никс
Аноним10 августа 2018 г.Об авторских ходах и клише на примере истории Сабриэль
Есть такой популярный авторский ход, когда персонажа помещают в иную среду, а потом резко забрасывают в свою родную, но абсолютно незнакомую. Т. е. это то самое, когда по сюжету происходит так: где-то у неких магов/правителей/иных неординарных личностей рождается наследник/наследница и, так как время неспокойное, а у родителей есть враги, чадо отправляют куда-нибудь подальше, дабы обезопасить от потенциальной или реальной угрозы. В тепличной, в отличие от родного мира, обстановке чадо растет, чему-то учится, много читает и хорошо успевает практически по всем предметам, отличаясь умом и сообразительностью, но при этом его успешно минуют лишения и опасности. Особенно сильно, когда из магического мира отправляют в простой. Здесь, правда, автор отправил юную Сабриэль не очень далеко от границы, поэтому магию девчушка все-таки изучала. Но есть одно большое "НО!". Изучать и практиковать - разные вещи. Но вернемся к каркасу сюжета и авторским ходам.
Чадо растет себе, растет, вырастает до определенного момента, и вот пора в сюжете что-то менять и вводить основную интригу. Интрига вводится аки обухом по башке - резко случается нечто странное и крайне подозрительное, от которого за многие мили несёт нехилыми такими неприятностями. И вот, на наше дитё, что росло в тепличных условиях, в один прекрасный момент обрушиваются все невзгоды его родного мира, так как оказывается, что именно дитё - единственное существо, что может спасти этот мир. Брависсимо!
И вот бедное юное создание оказывается в абсолютно чуждой среде. Несмотря на то, что этот мир родной, здесь всё незнакомо и непонятно. Да ещё тут законы действуют другие. И магия свободно разгуливает, а мы с ней только по учебникам знакомы. Что делать? Вводить многочисленных помощников в виде фантомов, кота-не кота, различные приспособления в виде готового бумажнокрыла, а также расставлять рояли по кустам. Иначе непривычному к своей родине герою просто-напросто не выжить, несмотря на всё его сверхспособности и необычайно острый ум.
Собственно всё. Дальше должно быть что-то типа эпической битвы, но это же кульминация, поэтому это в конец. А до этого? а будем долго и нудно идти, мужественно преодолевая трудности с помощью вовремя подкинутых помощников и расставленных в нужных местах роялей. Собственно всё повествование сводится к тому, как это неуклюжее юное создание адаптируется к условиям своего мира. При этом часто доходит до: "Аааа! Спасите меня прям сейчас, а потом я спасу мир!" Ну это нормально - героиня многого не знает и умеет чисто теоретически. В общем, идём мы с героиней, идём...
Куда идём? К кульминации. Походу находим принца, куда ж без принцев, раз ГГ - девушка, и пытаемся кого-то спасать. Получается не всегда. Походу движения авторы вбрасывают мелкие стычки, небольшие неприятности/трудности/сложности, на которых как раз можно подучиться. Кто-то пишет о подобных приключениях интересно и с юмором. Кто-то старается это проскакать быстро. Но большинство именно на этом строят основное повествование. Как и Гарт Никс. Он периодически настолько увлекается выписыванием до мельчайших деталей подробностей, что мы двигаемся буквально по шагам. Доходит до того, что местами повествование выглядит примерно вот так: "Она сделала два шага направо, остановилась, нахмурилась, поджала губы, сделала ещё шаг в сторону и вновь остановилась." Подобная детализация нужна там, где необходимо заострить внимание на каком-то моменте, на чем-то важном, что сейчас раскроется в сюжете, настроить читателя на внимательность, создать нужное напряжение. Но когда такого много и оно разбросано тексту просто так, это уже становится "водой", которая сбивает читателя с ритма, добавляет объем, что для подростковой литературы скорее минус, чем плюс, и делает историю скучнее. "Вода" раздражает.
На самом деле здесь неплохая задумка, интересные авторские находки для обустройства придуманного им мира, нормально продуманная магическая система со своими особенностями и самими способностями главных героев, достаточно любопытный конфликт, где враг возвращается аж из-за Врат Смерти, хорошо выписанные персонажи. Но, на мой придирчивый взгляд, в этом романе слишком много клише, роялей и воды. И скучновато.
483K