Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июля 2018 г.

    Толстой выдающийся философ, но просто ужасный рассказчик

    Мои отношения с Толстым весьма сложны и противоречивы. С большим трудом ещё в школе осилив "Войну и Мир" я понял, что ну не мое, и дело не в объёме, дело в проблематике, в выбранных темах, в позиции автора по многим вопросам которую я уж никак не мог принять, вкупе с тяжёлым языком и стилем, книга убедила меня оставить попытки приобщиться к наследию Льва Николаевича.

    Однако через несколько лет мой преподаватель философии в институте посоветовала почитать "Исповедь" (за что ей огромное спасибо) я внял совету и подходя изначально с большой долей скепсиса был поражён, повесть, в самом деле во многом определила мое мировоззрение ответив на многие мучающие меня вопросы.

    И вот практически пол года назад (кхе кхе) я начал "Воскресенье" стараясь открыть для себя по новому Толстого и как автора художественной литературы.

    Это произведение безусловно плод монументального труда (шутка ли Толстой шлифовал и вынашивал идеи романа в течение одиннадцати лет). В центре сюжета князь Нехлюдов и его юношеская любовь Катюша Маслова, которая в результате произошедшей связи с Нехлюдовым опустилась на дно общества став проституткой и оказавшись в итоге на скамье подсудимых, где князь и узнаёт её, входя в число присяжных допускающих роковую ошибку в результате которой Катюша оказывается в остроге. В целях раскаяния и обретения духовного равновесия Нехлюдов во что бы то не стало, решает исправить страшную ошибку молодости.

    Название романа, символизирует "Воскресение" душ главных героев, изначально ленивый эгоистичный избалованный богатой жизнью князь становится сострадающим и благодетельным, отчаявшаяся Маслова начинает видеть и в себе и в жизни много прекрасного.

    С основной идеей "Воскресения" главных героев связаны и многие стилистические моменты, например, говоря о нежной и невинной молодой героине автор использует имя "Катюша" описывая же жизнь в качестве приговорённой к каторге проститутки исключительно "Маслова" к концу романа, обращение "Катюша" снова начинает появляться на страницах.

    Произведение во многом автобиографично, используются реальные места, а иногда и реальные события, почерпнутые из наблюдений Толстого или же из свидетельств его современников (даже центральная история частично основана на реальных фактах, правда в реальности всё закончилось печальнее, раскаявшийся прототип Нехлюдова, не смог помочь девушке, она умерла в тюрьме).

    Роман затрагивает множество вопросов которых, несмотря на устоявшийся штамп хочется назвать "вечными" устройства государства, судебной системы, религии, отношений между людьми, и т.д. это практически руководство к построению идеального общества. В этом же и главная проблема романа, поэтому он так тяжело даётся к прочтению, повторю мысль из заголовка, многие философские мысли и рассуждения Толстого не побоюсь этого слова гениальны, на страницах, раз за разом ты находишь тезисы которые навсегда останутся в сознании как по настоящему правильные и разумные, следить за мыслью автора и рассуждать вместе с ним увлекательно, следить за развитием сюжета и судьбами персонажей нет.

    Будь эта книга издана в формате наблюдений и рассуждений подобно "Исповеди" она пролетала бы на одном дыхании, в формате же истории, она тянется и тянется, утомляет и раздражает.

    Выше я уже кратко описал сюжет романа, собственно дальше этой краткой аннотации он и не движется, в первой половине книги мы получаем некое "дано", которое не измениться практически до самого конца, Катюша так и будет сидеть в остроге, Нехлюдов будет бегать и хлопотать за облегчение её положения, попутно собирая просьбы других страждущих. Местами создаётся ощущение что автору и самому интереснее порассуждать о несправедливости пенитенциарной системы, чем раскрыть перед нами внутренний мир героев, главный герой выступает практически безликим наблюдателем, подмечающий для нас пороки общества и рассуждающий над их исправлением, но то что смерть собственного ребёнка рождённого когда то давно Катюшей, занимает у него пол предложения, а мысли о судьбах России и несправедливо осужденных революционерах большую половину книги, ощущается как минимум странно, и та же ситуация со всеми персонажами романа, они гротескные, служат лишь для вскрытия того или иного рубца на теле российского, и не только, общества, персонажи не живут, и не сопереживают как реальные люди, они лишь средство для рассмотрения более важных проблем. (если не читали книгу не заглядывайте под спойлер),


    Одна из сюжетных линий просто повисает в воздухе, в конце романа Катюша делает выбор не в пользу мужчины которого она любит, нашего князя, а в пользу не любимого, но более подходящего ей по статусу арестанта, казалось бы, драма? Но эта линия так и остаётся лишь номинально обозначенной, автор а вместе с ним и Нехлюдов в ту же секунду теряют к этому обстоятельству всякий интерес увлёкшись толкованием Евангелие

    Я долго размышлял над итоговой оценкой, с одной стороны, кладезь философских знаний, с другой, к свободному и увлекательному полёту мысли зачем то была как камень на шею привязана история которая не движется, буксует на месте и не вызывает никаких эмоций, поэтому по итогу минус одна звезда, хотя могло бы быть и больше, но слишком уж много в этой книге мудрого, читать стоит, но как учебник, приготовившись к тому что местами осиливать новую главу придётся через силу.

    3
    793