Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2018 г.

    Чудовище и Чудовище

    «Грозовой перевал» для меня очень тяжелая книга в эмоциональном плане.

    Непривычно было читать о центральных персонажах, которые настолько заслуживают звания отрицательных, что в сравнении с ними, Дориан Грей представляется нормальным парнем, а Жан-Батист Гренуй – просто романтиком с необычным увлечением. Но это бы имело свое уникальное очарование, если бы не та злость, ненависть, гнев и слепая месть, которая, возможно, никогда до этого не выливалась на меня со страниц книги в таком объеме.

    Больше всего меня удивляет, как смогла молодая девушка в возрасте чуть больше двадцати лет создать настолько тягучее и противоречивое произведение, насыщенное массой ярости и тьмы. При этом нужно отметить, что книга написана с большим литературным талантом и очень красивым языком. Если бы Эмили Бронте прожила чуть больше, мы бы сегодня, может быть, наслаждались историями с совсем другим настроением и посылом.

    Брутальный, бескомпромиссный текст, наполненный героями, вызывающими только презрение и отвращение, совершающими поступки, которые сложно подогнать хоть под какие-то законы логики и принципы морали.

    Канва сюжета «Грозового перевала» всем знакома, проста и даже банальна в представлении современного читателя: мальчик-сирота с непонятным прошлым и угнетенным настоящим нашел отдушину в общении с капризной и разбалованной девочкой, которая стала его названной сестрой. Их старший брат, страдая от нехватки любви отца, посвятившего всего себя созданию хороших условий для найденыша-сироты, конечно, становится врагом номер один. Постепенно врагами друг за другом для этих двоих становятся и все остальные персонажи истории.

    В результате мальчик-сирота, названный брутальным именем Хитклиф (оно же и фамилия), ненавидит весь мир и жаждет мщения. Он не знает ничего о доброте и сострадании, все человеческое ему чуждо. Если постараться, читатель сможет найти хоть какие-то причины такой тьмы в его душе. С главной героиней все намного сложнее.

    Отвратительный характер Кэтрин, ее перепады настроения, нестабильность психики, озлобленность, отсутствие какой-либо логики во всем, что она говорит и делает, склонность намеренно причинять вред себе и окружающим, дали мне повод для размышлений и постановки диагноза. Как минимум, героиня с юности страдала биполярным расстройством, как максимум – шизофренией, что и поспособствовало такой судьбе. Муками любви, проблемами выбора и взросления описать весь тот мрак, который сотворила Кэтрин из своей жизни, я не смогла.

    Отдельно хочется коснуться темы любви. Мне категорически не понятно позиционирование романа как «одной из величайших романтических историй любви в литературе». И если мне, пятнадцатилетней, возможно, тоже казалось, что любовь – это боль и страдания, то я, немного вышедшая из пубертатного возраста, назову все, что происходило между Хитклифом и Кэтрин, насилием над собой, над друг другом и над людьми, с которыми эти герои пусть даже слегка соприкоснулись.

    Все пострадали от этого сумасшедшего абьюза, в котором нет ни жертвы, ни мучителя, а только два чудовища, получающих извращенное удовольствие от ситуации, в которую втянули всех, кого могли. Персонажи слабее духом были уничтожены стремительно в самом начале, а те, кому хватило сил сопротивляться, кое-как в муках дотянули до конца. Это результат романтической любви?

    Любовь, взаимная или безответная, никогда не заставит людей уподобляться настоящим монстрам. Любовь – это совсем не страдашки под дождем и не бабочки в животе, а чувство, которое всегда выше и больше, чем два человека. Любовь, даже если она заканчивается или трагически обрывается, навсегда оставляет в человеке добрый след, стремление заботиться, сочувствовать, помогать, ощущать чужую боль. Этот теплый, добрый след никак не связан с болезненным прошлым, тяжелым характером, финансовыми трудностями, низким социальным статусом и другими вещами (Привет, Уве, из книги «Вторая жизнь Уве»!).

    Я отказываюсь называть отношения Хитклифа и Кэтрин любовью, ведь после них в мире осталась только ненависть, смерть, желание мучить, унижать и причинять боль. К тому же зарождение любви, на чем она основывалась, что нравилось друг в друге, - все это остается вне сюжета, будьте готовы об этом так и не узнать.

    В конце истории Эмили Бронте дает читателю надежду на светлое будущее, созданное вопреки всему на крови и страданиях. Для меня же своеобразный хэппи-энд в «Грозовом перевале» стал ложкой меда в бочке дегтя или неожиданностью, когда цепной пес, ненавидящий и кусающий всех без разбора, вдруг однажды стеснительно лизнул хозяину пальчик.

    34
    5,7K