Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плаха

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    Dasha2519 июля 2018 г.

    В 1 части описывается жизнь волков. В романе “Плаха” можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой. Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. К сожалению животные способны жалеть людей, но люди не способны жалеть животных, природу, друг друга....

    Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь, после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой “гонцов” (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться. Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои “степные очерки”. Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с “гонцами” и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой. Но Авдий не застает ее в городе и идет на вокзал, где его подбирает для “сафары” (охоты на сайгаков) “Обер-Кандалов — бывалый человек... в прошлом военный, причем из штрафбата”.

    Во 2 части книге, часто поднимается тема, о том, как наш мир порочен, жесток, несправедлив. Где та гуманность? Ради чего Иисус отдал жизнь? Такие вопросы поднимаются в произведении «Плаха». Я задумалась о своей жизни, подумала, что много не хорошего совершила и я, пусть не столь большого, но все же. Наверное, у каждого есть какие-либо грехи, которые стыдно вспоминать. Умы наши исковерканы, я имею в виду то, что нет той непорочности, то ли интернет так воздействует на нас, то ли новые воззрения… Но не в этом суть. Я бы все отдала, чтобы этого не было в моей голове, чтобы было, как в сказке ( к сожалению в наше время так может быть только в сказке): Гуманность, любовь друг к другу, добро побеждает зло, отношения мужчин к женщине (такое, какое должно быть), уважение, общение по душам (чего стало мало в наши дни) и многое другое. Вроде можно вспомнить средние века: балы, рыцари, уважение, но те, кто знает хорошо историю, поймут, что это только поверхностное, люди были жестоки и в те времена и сейчас, не зря в книге говориться, что человек пришел к прогрессу, но душа наша и помыслы не поменялись, как было, так и осталось. Наверное, поэтому классика актуальна на все века, потому что суть наша не меняется, как бы это печально не звучало, и как грустно не было….

    В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Базарбай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, — сына Кенджеша.

    В 3 части также много несправедливого, безнравственного, как же люди жестоки, порочны, завистливы. Почему каждый хочет отнять чужое счастье, неужели его счастье прибавиться от этого?
    Мне было жалко волков, сильно их помотала жизнь Акбару и Ташчайнара ( и все их бедствия от людей). Жалко Бостона, из-за злодеяний какого-то пьяницы вся его жизнь пошла наперекосяк. Да и вообще, если читаешь эту книгу, то понятно, что все зло от людей, что животным, что друг другу. Мы портим все, забываем о морали, где наша совесть? При чтении столько негодования кипело во мне. Допустим, тот же Базарбай распускал гадкие сплетни о ком-то, хотя сам был намного хуже, вот к чему приводит зависть. А самое худшее, что в книге ясно видно, что люди, которые не трудятся, хотят легкой наживы и хорошо жить, портят жизнь другим, и нет никакой справедливости в нашем мире.

    17
    3,4K