Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июля 2018 г.

    Во-первых, хочу сказать, что книгу я читал дважды. Первый раз это было в 17 лет, наверное, тогда какого-то серьезного осознания мне не удалось достичь, многое я не понимал, многое воспринимал как какой-то бред. Сейчас спустя пять лет, прочитав книгу еще раз, что-то определенно изменилось, и я решил в этом разобраться в данной рецензии. Пожалуй, я хотел бы затронуть здесь несколько тем, которые вызвали у меня особо сильные эмоции и размышления. Конечно, это будет только моё субъективное мнение, я не претендую на истинность, сделанных мною заявлений и извиняюсь перед каждым, кому мои мысли покажутся чужды или будут расходиться с вашими ценностями.
    Во-первых, мастер. На протяжении всей книги можно встретить не так много слов о нем, и у меня сложилось впечатление, что этот персонаж, как и Маргарита вовсе не главные в романе. Мысль довольно очевидная, однако хочу отметить, что больше всего меня поражало, так это его (мастера) поведение. Что я увидел? В первую очередь слабого человека, со слабым духом. Его смогли сломить литературные критики, комментируя роман и его самого, у меня не укладывается в голове такое. Он жил в стране, в которой религия считалась чем-то порочным, а человек верующий был неким изгоем и любые произведения, связанные с религиозной тематикой могли быть с большой долей вероятности восприняты негативно, лишь потому, что они есть. Любовь заглавных героев описана как высокое сильное чувство. Но так ли это? Заслуживает ли мастер этой любви? По сути, я не увидел ничего стоящего из поступков мастера, если не считать, конечно, написание романа. Мастер готов отречься от своих чувств, причинив тяжкие страдания Маргарите, это говорит о высокой степени эгоизма, присущей данному персонажу. Я не вижу здесь чего-то возвышенного. Разве можно назвать настоящей любовью то желание уйти, оставить Маргариту, которое постоянно охватывает мастера, притом, что он знает, что она испытывает к нему такие же сильные чувства. Эта любовь принимает извращенный характер, в которой мастер утоляет свои потребности в самобичевании, создавая вокруг себя все больший трагизм. Если говорить про Маргариту, то ее больше жаль, она готова на все ради мастера, а он не отвечает ей тем же, думая, что ей будет лучше без него. Он не понимает, что делает ей только хуже этим. Любовь, описанная в романе бессмысленна, она лишь губит героев, вопреки тому, что должна возвышать и делать людей лучше.
    Конечно, главными персонажами является Воланд и его свита. И появляются они не для того, чтобы спасти мастера и его возлюбленную. Мы видим много юмора, достаточно черного и жестокого порой. Находясь в Москве, сатана и его слуги устраивают большой переполох, доказывая всем свое существование, а также прорываясь на сцену Варьете, чтобы устроить сеанс черной магии, не разоблачая ни в коем случае ее. Как говорит Воланд, приехал он посмотреть на людей, и, наверное, он удовлетворен тем, что увидел. Люди, как и прежде крайне порочны, жадны и лицемерны. Некоторые из них получают жестокие уроки, наверное, лишь с целью развлечения самого Воланда и нас, читателей. На фоне всего этого развивается драма между мастером и Маргаритой. Помощь в поисках мастера и в воссоединении возлюбленных оказывает именно дьявол. Это говорит нам о том, что Бог бессилен в данной ситуации, а точнее он не готов браться за такое, так как любовь в данном случае губительна и порочна и в ней нет ничего святого; как Маргарита, так и мастер не заслуживают спасения.
    Хочется сказать несколько слов по поводу Понтия Пилата. Можно проследить некую параллель между ним и мастером. Они оба устали от жизни, им наскучило их существование в определенном амплуа, который каждый из них видит лишь в негативном свете. Пилат мучается в ненавистном им городе, мастер осуждаемый рецензиями на свой роман. Они оба мало ценят то, что имеют, а есть у них многое. Пилат является не бедным человеком и в его руках находится власть над всей Иудеей. Мастер же обладает совсем другим богатством – он любим, и любит сам. Но почему люди зачастую не ценят и не видят того, что у них уже есть, сосредотачивая свои мысли на негативе и проблемах? Однако, Пилат еще на что-либо, способен, он совершает месть, тем самым пытаясь искупить свою проявленную трусость в общении с Каифой, который настоял на смерти Иешуа. Мастер же обречен – сам же констатирует это и подтверждает уходом в психлечебницу.
    Добро и зло тесно переплетено в романе, сложно разобрать, что является плохим, а что хорошим. Герои динамичны, они совершают поступки, которые можно по-разному воспринять. Но, несмотря на всю странность и порой абсурдность повествования под конец произведения многое встает на свои места и обретает логические связи. Единственное, что у меня оставило большие вопросы в конце романа, так это смерть мастера и Маргариты. Как я для себя это увидел, освобождение мастера и бал сатаны проходили в другом параллельном мире, а в настоящем мире каждый так и остался на своем месте. Дьявол просто забирает с собой героев, и они обретают покой.. в аду.
    Много полезного и интересного можно извлечь для себя из данного романа. Это и нравоучения, которые дают спутники Воланда жителям Москвы, и фразы, которыми, они обмениваются во время диалогов. Хочется резюмировать, что роман является крайне занимательным для чтения и крайне неоднозначным для обсуждения. В любом случае, я получил огромное удовольствие, читая данное произведение и размышляя над ним, и каждому, кто еще не читал роман, советую испытать это на себе.

    2
    306