Рецензия на книгу
Behind the Scenes at the Museum
Kate Atkinson
Аноним12 июля 2018 г.О недомамах и антимамах и их детях
«Я мама лучшего сына», - написано в очередном аккаунте Инстаграма. А за словами читается: «Я не реализовала себя в профессии, вынуждена сидеть дома с малышом; каждый день как день сурка. Зато посмотрите, я родила ребенка! Он умный и красивый». И это обращение не к нам, это обращение к самой себе, каждодневная мантра, обязанная приносить плоды. Потому что общество говорит: смысл жизни женщины в создании семьи, рождении детей, обеспечении уюта домашнего очага. Сейчас уже далеко не все попадаются на эту удочку, но пока еще попадаются. И совсем не задумываются, что как не каждый способен рисовать картины, проектировать дома или лечить людей, так не каждая женщина априори мать. Она может зачать, выносить и родить. Инстинкт заставит любить. Но будет ли женщина счастлива, если ее окрыляет дальняя дорога или научные открытия или риск каждый день, а не спокойный быт и слепое самопожертвование?
«Музей моих тайн» - семейная сага о матерях, которые стали матерями, потому что так хотел кто-то другой, не они.
Все началось с зачатия. Главная героиня, Руби Леннокс, ведет свой рассказ с момента, когда из двух субстанций образовалась в матке своей матери. Так мы знакомимся с семьей, с которой нам предстоит провести приличное количество страниц: мама, папа, сестра. Оказывается, у Руби даже две старших сестры. Такое женское царство. Потому что главная тема – женщина и ее роль в этом мире. Женщина-мать, женщина-хранительница очага, женщина-хозяйка и женщина-хорошая жена. На дворе 50-е, за окном Англия. Между основных глав будут вставки о жизни и материнстве бабушки и прабабушки Руби.А закончится все смертью матери Руби. Логично, ведь вся книга посвящена непростым отношениям матерей и детей, особенно дочерей.«Музей моих тайн» как-то случайно попала в струю. Сейчас модно быть немножко антимамой и недомамой. «Мамы лучших детей и жены лучших мужей» вдруг преобразились в слишком настоящих мам. Может, это к лучшему. Хотя даже за «шокирующими» откровениями мам новой волны видно, как тщательно отбиралась фоточка и новость. А из-за нее робко и смущенно выглядывает уставшая женщина, продолжающая что-то доказывать себе и окружающим. На эту женщину еще в детстве приклеили все ярлычки с кодами и отправили в будущее, заранее ограниченное стенами с двух сторон, между которыми узенький коридор. И стрелочки: «Идите прямо вдоль красной линии, после лифта поверните налево». А по дороге она, как Марио, должна собрать все монетки: учеба, карьера, замужество, дети, путешествия. Это стандартный набор счастливой, благополучной женщины, другого варианта программа не знает. Женщина не может быть не замужем. Не может не хотеть детей. Не может не любить готовить. И очень малому количеству «счастливых жен и матерей» удастся когда-нибудь восстать и начать строить новую жизнь, в которой будет удобно именно им. Да и не факт, что, сбежав от детей и мужа, они обретут счастье. Аткинсон показала четыре поколения женщин, у которых и было общего – стремление к свободе. Правда, всегда запоздалое. Запоздалое же и понимание, что все рамки внутри них. Как и ощущение всегда зыбкого и ускользающего счастья.
Сказать, что мне понравилась книга – ничего не сказать. Потому что это только общие слова, которые могут быть применимы к еще паре сотен прочитанных мною книг. «Музей моих тайн» очень личный роман, который, очевидно, подойдет не каждому. Но в нем так много от меня сегодняшней, хотя моя история и наполовину не совпадает ни с одной из тех, что рассказала Аткинсон. Просто где-то на уровне ультразвука я совпадаю с английской писательницей, попадаю в ее волну и плыву. И мне странно, не то, что «Музей моих тайн» может не понравиться кому-то еще, мне странно, что он может понравиться. Ведь это не просто личное. Интимное.
723,1K