Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сон №9

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2018 г.

    Атлас облаков листал свои страницы.
    Я выбрала книгу Дэвида Митчелла «Сон №9» потому что осталась в полном восторге от фильма «Облачный атлас», который был снят по одноименной книге этого писателя. После просмотра фильма я даже расплакалась, уже и не помню, когда я плакала над фильмами до этого, возможно, что никогда. Но тут все было настолько тупиково, бесперспективно, все эти бесконечные перерождения, встречи и расставания душ и море страданий, ни к какому результату в принципе не ведущих, ни ради обучения, развития, а просто чтобы страдать. От бессмысленности бытия в этом фильме ко мне прикоснулся такой космический холод, соединенный с антиантропоцентричным видением реальности, что стало невероятно грустно, жалко себя и всех окружающих живых существ, как заточенных ни за что в тюрьму пленников этого материального мира.
    От книги «Сон №9» я ожидала подобных же откровений, которые глубоко созвучны моему загнанному в глубину себя перманентному переживанию некого кризиса осмысленности и целеполагания. Но эту книгу я нашла гораздо более оптимистичной и дающей надежду, чем «Облачный атлас». Уже с самого начала книги читатель попадает в некий сюрреалистический мир сознания двадцатилетнего японца Эйдзи Миякэ, наполненный не только тем, что он видит, слышит и ощущает в нашей будто бы самой реальной реальности, простите за тавтологию, которую я сама люблю называть наиболее плотной из известных мне реальностей, но и в сны, фантазии, мысли, прочитанные книги, компьютерные игры этого молодого человека. Или я это сама для себя назвала реальностями с меньшей плотностью. Кто в наше время, к примеру, будет спорить, что интернет реален. Да, он несомненно реален. А что тогда реальнее, дерево, которое растет в саду или дерево, которое растет где-то в компьютерной игре? Трудно не согласиться, что для многих из нас проиходящее в играх, соцсетях, интернете реальнее твердоматериального мира. Так и в книге Митчелла я не стала запутывать саму себя с целью разобраться, что и насколько реально, а просто погрузилась в сознание главного героя, потому что нам важно тут все, что он переживает. Здесь я увидела важную отсылку к книге «Облачный атлас», вспомнила, что в Ошо Дзен Таро масть облаков это то же самое, что масть мечей в классическом таро и символизирует работу сознания. Все мысли, сны, фантазии — это облака, которые лишь мешают увидеть чистое и совершенно пустое небо.
    В описании к книге «Сон №9» я увидела сравнение с Харуки Мураками. Я очень давно, еще в школе, прочитала «Норвежский лес», сейчас уже плохо помню сюжет, только и у Мураками и у Митчелла увидела сильную одержимость музыкой, как классической, так и более современной, например, группой Beatles. И «Норвежский лес», и «Сон №9» - это песни Beatles, да и вообще, у обоих писателей мироощущение героев строится более на аудиальной, погруженной в звуки составляющей. Совсем недавно я прочитала у Мураками «Кафку на пляже», с книгой Митчелла я нашла много общего, я увидела в этих книгах архетипическое путешествие главного героя, у Митчелла Эйдзи Миякэ мечется по Токио в поисках отца, у Мураками Кафка Тамура от отца бежит, но оба героя как в русских сказках ищут то, не знаю что, а находят себя, расстаются с детством, инфантильностью, проходят настоящую инициацию во взрослую жизнь. И Митчелл и Мураками пишут про Японию, японские реалии, возможно, Мураками как японец тут более аутентичен, но если смотреть на все происходящее с точки зрения той же восточной философии, то устройство человеческого сознания одинаково в любой точке мира. Сознание — небо, а западное, восточное или еще какое-либо мировоззрение это лишь облака на этом небе.
    Еще меня привлекла цифра 9, которая повторяется в книге Митчелла много раз. Не знаю, как у других людей, но у меня есть счастливое трёхзначное число, первой цифрой которого является девятка. Когда его где-либо вижу, всегда радуюсь. Есть у меня и несчастливое число, которого я боюсь, она всегда появляется, предвещая мне опасности, и в нём девятки нет совсем.
    Я уже говорила, что «Сон №9» дает надежду на чистое небо без облаков, для меня книга так и излучает оптимизм, в отличие от насквозь пессимистичного «Облачного атласа». Эйдзи Мияки в процессе своих поисков понимает, что ему стоит легче относиться к оставившей его матери Марико; встретив отца, Дайсукэ Цукияма, он находит его совсем чужим человеком; смиряется с гибелью в море своей сестры-двойняшки Андзю; понимает, что любит талантливую пианистку Аи Имадзё, больную сахарным диабетом; читает дневник своего двоюродного деда Субару Цукиямы, который был во время второй мировой войны пилотом кайтэн и тоже погиб в море и распространяет с помощью компьютерного вируса завещание Кодзуэ Ямая. С главным героем происходит множество событий, но события эти не просто происходят, а меняют самого героя. Тучи рассеиваются и есть надежда, что когда-то, может и не в этой жизни, на чистом безоблачном небе взойдет долгожданное солнце.

    11
    935