Рецензия на книгу
Dune Messiah
Frank Herbert
Аноним9 июля 2018 г.Логика здесь умерла
Книга довольно маленькая, самая маленькая по объему из всей серии про планету Арракис и спайс, но после прочтения такое ощущение, словно прочитал какой-то унылый талмуд.
Так часто бывает, что продолжения хуже оригинала. Это уже почти аксиома. Первая книга была неплоха, в меру сложна, связна, в меру захватывающа и динамична. Мотивы героев были понятны, мотивы злодеев тоже.
Уже в конце первой книги главный герой Пол Атрейдес (многие называют его Паулем, но мне привычнее Пол), взяв верховную власть, предвидел так называемый джихад. Предвидел и очень его опасался.
И вот прошло несколько лет, когда начинается вторая книга, и джихад уже практически прошел, прошел мимо нас и, как видно, мимо Пола.
Вот в этом-то и кроется главная нестыковка книги. Откуда вообще взялся джихад?!
Если следовать сюжету, джихад во Вселенной Дюны - это набеги фрименов на другие обитаемые миры с целью... ну, не знаю... порабощения, подчинения, физического истребления или обращения в свою веру тамошних обитателей.
Пол называет чудовищную цифру пострадавших от джихада (ЕГО джихада) - сотни миллиардов.
Насколько известно читателям, Пол, несмотря на огромную силу воли, внешнюю суровость и невозмутимость, довольно мягкий человек, воспитанный также в традициях Атрейдесов, ценивших личную преданность и плативших взаимностью своим людям. Здесь же выходит, что Пол Атрейдес развязывает войну против всего человечества и губит несчетное количество жизней! Как это вообще возможно?!
Судя по обрывкам фраз и реакции Пола, он не контролировал джихад, а это явление возникло само по себе. Но как?
Для того, чтобы полететь на другую планету, агрессивным фрименам нужны корабли. Если бы у них были раньше, они бы давно улетели. Но они этого не делали, потому что кораблей у них не было. Их дать мог фанатикам только сам Пол. А если он дал им средства передвижения и оружие, значит, джихад возник по его воле!
Какую цель мог преследовать Пол, организуя вторжение фрименов на другие миры? Они и так были фактически подконтрольны ему, поскольку были зависимы от поставок спайса. Если Полу нужно было еще и религиозное поклонение, как бы он смог добиться этого с помощью фрименов? Допустим, орда одича... фрименов нападает на цивилизованную планету, и что? Они читают там проповеди?
Фрименов слишком мало, даже чтобы очистить хотя бы четверть нормальной планеты! Для того, чтобы начать экспансию, им требуется пополнять свои армии - на одной вере в Муад'диба далеко не уедешь, нужны людские ресурсы. Даже если один фримен убьет тысячу человек, этого не хватит, чтобы убить сотню миллиардов. Для пополнения армии нужны новые фанатики. Теоретически их можно было бы набрать на захваченных планетах, но есть одна маленькая проблема - нахрен никому эта арракинская религия не впилась ни одному жителю другой планеты!
Поскольку никто верить в Пола не желал, неудивительно, что пришлось почти всех вырезать.
Хорошо, представим, что фримены настолько сильны, что могли уничтожить любую армию мира.
Но вот вопрос, а фрименам это все зачем? Чем мог мотивировать их Пол Атрейдес, чтобы они полетели на другие планеты?
Допустим, он сказал, что на других планетах полно воды. Но все забывают, что религия фрименов основана на сознательных самоограничениях и самоистязаниях. Они поселились на Арракисе именно для того, чтобы страдать, и через страдания закалять тело и дух. Поэтому они непревзойденные воины и... а чем они еще могут заниматься? В общем, воины, этого уже достаточно.
Если эти воины полетят на другую планету, они могут развратиться, увидев гораздо лучшие условия жизни, возможность меньше работать и больше пить (воду). И тогда джихад провалится!
Есть альтернатива - превращать эти планеты в пустыню, чтобы люди и там страдали. Но это невозможно технически.
Итого единственной целью джихада может быть только повсеместное физическое уничтожение ВСЕХ людей! Чтобы жизнь медом не казалась.
Какую практическую пользу это несет Полу? Никакую...
Давайте резюмируем по джихаду:
1) джихад невозможен из-за низкой численности фрименов;
2) джихад не нужен Муад'дибу, поскольку вера фрименов нецелесообразна для жителей других планет;
3) джихад не нужен Муад'дибу, потому что он и так контролирует другие миры.
У меня есть только одно объяснение, зачем Муад'дибу нужен джихад. Возможно, нужно было направить куда-то энергию агрессивно настроенных фанатиков. Иначе бы они просто не поняли своего духовного лидера. Вышло бы, что пришел к ним их пророк, а жизнь в итоге осталась прежней.
Но масштабы убийств это никак не объясняет. Можно было натравить их на какие-нибудь враждебные группировки, вряд ли их было так много
Может, именно поэтому автор пропустил целый временный промежуток, потому что был неспособен обосновать необходимость и возможность осуществления джихада?
Ну, уж извините, самоустранение от собственных ошибок не есть хорошо.
Джихад не единственная тема книги, но ключевая. Это то, что обуславливает дальнейшие поступки "великого диктатора". Как я понял из путаных рассуждений и диалогов, он собирался, предвидя будущее, усидеть сразу на нескольких стульях - остановить джихад и спасти своих детей и жену. Кое-что ему удалось.
Но, продираясь через весь текст, я так и не понял, что предвидел Пол в итоге, что он хотел с самого начала и по ходу повествования. Человек такого уровня не мог думать лишь о собственной жажде власти и личном обогащении. Его должна была волновать судьба всего человечества. И что для человечества хотел Пол? Каким видел его будущее?
Совершенно непонятно.
Людям, которые обожествляют творчества Герберта, хотелось бы посоветовать просто иногда сесть и подумать, своей головой, анализировать. Книга полна таких диких нестыковок, автор настолько не заморачивается необходимостью пояснять то, что он написал, что даже, казалось бы, моменты, которые должны быть простыми и понятными, в итоге окутаны туманом.
Есть впечатление, что автор сам запутался в том, что написал, но хомячки будут искать глубинный смысл.
Тройка...
P.S. В книге присутствует забавный диалог, где Муад'диб вспоминает о Гитлере, как об историческим деятеле практически забытого прошлого, сравнивает себя с ним не в свою пользу, говоря о количестве убиенных им врагов. Там еще Стилгар замечает, что количество убитых по приказу Гитлера довольно скромное, и что это не заслуживает уважения.
Однако я вот задумался сейчас, а что если таким образом Герберт как бы оправдывает Гитлера и сравнивает не Пола с ним, а его с Полом? Пол вроде как хороший человек, но не может остановить джихад, и в этом его трагедия. Неужели и Гитлера можно считать хорошим правителем, который просто вот не смог остановить фашизм и вторую мировую войну? По Герберту, конечно...
Если здесь можно усмотреть такой смысл, этот диалог становится совершенно идиотским. Оказывается, тираны ни в чем не виноваты! Все жестокости и войны происходят сами собой! Потрясающе!
А ведь наверняка Герберт закладывал именно этот смысл. Иначе к чему тогда вся эта "Дюна"? К чему писать произведение с философским и социальным подтекстом, если реалии той выдуманной вселенной нельзя наложить на реалии сегодняшнего дня? Закономерно, что я буду ассоциировать Пола с Гитлером, с Пол Потом, с кем-то еще, кого считают тиранами. И при этом находить оправдания их действиям... Ну, это же идиотизм!101,4K