Рецензия на книгу
Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин
Аноним16 апреля 2011 г.Экспозиция: Охваченная революцией Москва, бежавший из Петербурга поэт узнаёт припорошенные снегом улицы, слегка ностальгируя, и с недоумением и ужасом смотрит на красные знамёна и толпу, собирающуюся вокруг оратора.
Завязка: поэт встречает своего друга, жалуясь на конфликт с коммисарами, предательство, убийство, революционеры-кокаинщики, кабак, водка с марафетом, кабак, революционные стихи со сцены, как кульминация стихотворного слога – брошенная в слушателей бомба.
Так и продолжались бы эти нехитрые приключения поэта, ан нет, всё не так просто. Это лишь предвосхищение основного содержания романа, «сюжет для привлечения внимания». Далее – переплетение двух реальностей, неоднозначность, бредовые сны и прочие выверты, запутывающие читателя и выбивающие у него почву из под ног.
Хороши отдельные детали – о Чапаеве, кричащем в толпу непонятные фразы, о революциях и переменах в стране, мысли влюбленного Петра. Хотя все три сна соседей Петра по палате были лишними – знал бы прикуп, пропустил бы.
Когда же почва выбита из под ног, читатель увлечен сюжетной линией и размягчён пересказами снов, он остаётся наблюдать за путём Пустоты во внутреннюю Монголию. Но только наблюдать – читая книгу ничего нельзя изменить, по вычитанной схеме не добьешься «просветления».
Ну и как дань ПМ – пересказ истории Чапаева на свой лад, и разные приятные мелочи.
Почему книга вызвала нейтральную реакцию – первое из-за несвязанного сюжета – уж много там всего, а провал в памяти Пустоты долго воспринимался как сюжетный провал (хотя и можно отмахнуться – мол, всё пустота, но всё же). Второе – мне чужды метафизические россказни, я в бога-то не верю, не то что в это, не убедил меня Пелевин.885