Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2018 г.

    Пластмассовый мир победил

    После прочтения данной книги и ознакомления со множеством негативных, высмеивающих ее рецензий не хочется ничего, кроме одного – устало расправить плечи. И не доказывать, не защищать, не бороться. Скрыться и не тратить ровным счетом никаких сил на дискуссии и споры. Но если мы будем такими, если мы опустим руки – чем мы лучше Джеймса Таггерта?
    Я считаю слишком нарочитой позицией многих критиков данного произведения, обозначу это сходу. Слишком преувеличенно звучат протесты против книги. То есть каждый считает своей обязанностью указать на то, какое же все-таки все здесь убогий картон, какое все нереальное и вообще – гнать капиталистов, нас так учили все адекватные произведения искусства, все века истории. От них одно зло, одни беды, они не элита и если Рэнд их защищает - она неправдоподобна от и до. В этот момент уже я смеюсь. Ни одного допущения, ни одной уступки. Либо воспевай справедливость, к которой все привыкли, либо иди к черту. К более фантастическим утопиям относятся куда более снисходительно, а тут просто оскал на оскале. Как вообще можно говорить здесь о правдоподобности? Где ваши претензии к правдоподобию Дивного и нового, к замятинскому «Мы»? Может потому что в тех же «Мы» вы прекрасно видите себя самих, а в «Атланте» вы не узнаете себя ни в загорелых счастливых стройных и уверенных людях, добившихся счастья, ни в рыхлой желейной трусливой массе, которая шлепает губами и щеками от отчаянья? Не видите себя ни в напуганном отупевшем народе, ужинающем коркой хлеба перед свечой, ни в рыдающем на холодных рельсах среди пустыни Эдди Уиллерсе? Тем хуже для вас. Если не улавливаете убийственной жуткой правдоподобности – тем страшнее ваше положение и иллюзия.
    Пластмассовый мир победил. Благодаря всем нам. Может те у кого не хватает самоуважения и не согласятся с этим.
    Я, к сожалению, на верном пути превращения в картонку. Лучшие из нас, умнейшие и талантливейшие умирают на скучных работах, загнаны в угол, не вылезают из-за бутылок, экранов, успокоительных иллюзий. Мы зарабатываем три копейки и говорим за них "спасибо" новому дню . С нашего молчания творится непростительное, и прежде всего с нами самими. И у нас нет огня, чтобы идти с гордо вскинутой головой по жизни, мы предали Прометея внутри себя, продали его и разорвали полученные деньги. Теперь ворошим только едва тлеющие угли, пытаясь согреться.
    Я согласна, что пропагандисты Рэнд вылизанные донельзя. И что противостоящая им верхушка в большей части одинаково пресная серая смесь. Нет, мы не мускулистые и в пиджаках с иголочки. Мы - с порезанными запястьями, с хроническими заболеваниями, в вытянутых футболках и свитерах, мы с неудачно набитыми татухами, выдавленными угрями и дряблыми икрами. Мы такие, какие мы есть. И мы почти проиграли. Это ведь книга-мечта, прекрасная и бесконечно красивая. Это фантазия, утопия, нарисованный машинным маслом, бензином, сажей индустриальный пейзаж. Между прочим, весьма и весьма сочный, многие зеленые леса и синие моря, описанные в книгах признанных художников слова, проигрывают с большим отрывом вокзалам, заводам, нефтяным вышкам и мостам, нарисованным Рэнд.
    Человек дерзнул помечтать о долинах богов и прекрасных людях, а на него вылили ушат дерьма, так как "такого не бывает". А не бывает-то из-за кого? С чьего молчаливого согласия не может быть?
    Бесхарактерные персонажи. Дагни – фактически шлюха, отдающаяся то одному Аполлону, то другому. Невозможность описанной концепции воплотиться в жизнь, полная ее нежизнеспособность. Повторение самой себя, как заезженная пластинка. Скверное знание технической, политической и экономической сторон дела, слабая подкованность автора, некомпетентность в целом ряде описываемых вопросов, лучше б она не совалась вообще. Вылизывание зада капиталистам в частности и американцам в целом. Этот ряд недостатков можно продолжать и продолжать, он тянется длинным шлейфом по всевозможным машинописным мнениям о данном произведении. Можно было бы взять в кавычки все их и они прекрасно вписались бы в уста какого-нибудь трясущегося Оррена Бойля в неврологическом диспансере. Лучше, чем мы думаем, наши слова легли бы в уста многих лиц данной книги. А поступки так еще лучше. Материала можно было бы собрать еще страниц на пару тысяч, просто понаблюдав за любой группкой людей сегодня, удивлена, как она смогла остановить себя всего на этой отметке.
    При этом у большинства негативно настроенных критиков дальше критики стиля, персонажей, их характеров и неточных технических деталей дело не заходит. По-настоящему опровергнуть поднимаемые идеи и вопросы силенок-то не хватает или лень берет. Хотя монолог о сущности денег от Франсиско просто великолепен. Проблема несостоятельности любви человека за то, какой он есть, не прося ничего взамен, любви, не видящей недостатки и пороки, любви-милостыни и подачки актуален всегда. Тема жертвенности как самоубийства и эгоизма как спасения выглядит свежо. А кощунство теории о том, что тело и душа человека – два враждующих лагеря, что счастье обоих несовместимы и что человек всю жизнь живет, сгорая от стыда и страха, просто желая секса, хорошей еды и мягкой кровати за свои деньги – выше всяких похвал, достойная тема для любой гостиной и кухни. Но нет, мы прицепимся к композиции и будет рассуждать, что монолог главного героя в конце произведения до того избитый, что прямо ни в какие ворота. Мы привяжемся к тому, что вообще-то платья и пиджаки мнутся, лица стареют, волосы седеют, а туфли пачкаются. И на кухне обсудим лучше «Португалию – Уругвай», вгрызаясь в дошик с видом знатока.
    Прости, Джон, мы все про*бали.
    Хочу ли я найти такую Долину Голта в нашем мире? Нет, потому что недостойна ее. Пока что нет. Хочу ли придти своим трудом к миру в себе и найти ее внутри? Да. И книга эта маякнула мне далеким долларом вдали – она существует. Осталось расправить плечи, осталось самое трудное.

    10
    649