Рецензия на книгу
The Wonderful Wizard of Oz
L. Frank Baum
Аноним26 июня 2018 г.Дороти в поисках себя
Почти каждый знаком с этой историей, которая весьма архетипична по своей природе, так что я не буду никого утомлять её пересказом. Но тем не менее сказка до сих пор увлекает, не потеряла своей актуальности и можно много чего накопать интересного. Поскольку явно в истории Дороти содержится двойное дно, т.е. глубокий смысл, который вдумчивый читатель обязательно увидит.
Джозеф Кэмпбелл в своей книге "Герой с тысячью лицами" нарыл много интересного в "Приключениях Дороти" Он отметил, что сказка следует классическим образцам мифов великих героев:
"Путь мифологического приключения героя обычно является расширением формулы всякого обряда перехода: уединение — инициация — возвращение: которую можно назвать центральным блоком мономифа. Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного; там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу; из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделённым способностью нести благо своим соплеменникам."
История Дороти следует уже практически установившейся схеме для мифического героя/героини:- Получает помощь от богинеподобного существа, известного как Гленда, Добрая Волшебница Севера;
- Встречает нескольких попутчиков/помощников, символизирующих знание, храбрость и любовь;
- Подвергается испытаниям на выносливость, храбрость и способность распознавать обман;
- Побеждает зло в олицетворении Злой Ведьмы Запада;
- Возвращается в Канзас, полная мудрости, которой она прежде не обладала.
На протяжении многих лет распространялось множество различных политических и псевдомистических интерпретаций Волшебника страны Оз.
Существует интерпретация, согласно которой Канзас — это «внешний мир», страна Оз — «внутренний мир», а задача Дороти состоит в объединении обоих миров, что символизируется разрешением дуальности между Волшебником и Homo Premetivikus.
Страна Оз предстаёт как утопический рай, где пища и всё необходимое просто растут на деревьях. Это мир без болезней, старости и смерти. Более того, этой страной правит богиня — Принцесса Озма. Но Дороти тупо тянет в серый, лишённый растительности и общения мир, где правит злая ведьма Тоска.
Как говорится, сколько человека не корми сказками о рае, его всё равно тянет ползать по земле червём.
Девиз Дороти «Нет места лучше дома!», можно продолжить, "...даже если этот дом - отхожее место."
А ведь у Дороти волшебные рубиновые туфли, с помощью которых можно попасть куда угодно. Да, в человеке скрыт огромный потенциал, но ему хватает мелких семейных радостей, годовой отпуск, дома, работы и колбасы. А чудесное в нём - непонятный рудимент, с которым не знаешь что делать.
Вспоминается "Шагреневая кожа" Бальзака. Волшебная кожа могла исполнить любые желания. Можно было стать мудрейшим из мудрейших, побывать в невиданных мирах, или повлиять на судьбу всего мира. Но главный герой тупо растрачивает волшебные свойства кожи на погоню за удовольствиями и богатством.
Ещё интересный момент - друзья Дороти: Страшила, Железный Дровосек и трусливый Лев. Они ищут волшебника, чтобы решить свои внутренние конфликты и комплексы, хотя каждый из них сам может быть и мудрым, и добрым, и храбрым. Опять же все эти качества заложены в человеке. Надо их просто найти и откопать. В этом процессе людям помогают жизненные перипетии и обстоятельства. Кто-то справляется с жизненными испытаниями, и выходит на новый уровень бытия. Но основная масса, продолжает приобретать дополнительные психические комплексы, продолжая крутиться в примитивном круге сансары, так и не обретя себя.5225