Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарри Поттер и Орден Феникса

Джоан Роулинг

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2018 г.

    В этот раз я решила написать отзыв, потому что очередное прочтение наконец более-менее примирило меня с этой частью. Дело даже не в том, что это моя наименее любимая часть - нет, в ней есть вещи, которые мне очень нравятся, именно ее я особенно ценю за психологизм и именно она - первая по-настоящему взрослая часть саги. Именно здесь я окончательно определилась со своим отношением к главным героям (которое, кстати, так и не поменялось с первого раза). С "Ордена" мое восприятие книг становится очень эмоциональным, но если оставить эмоции за бортом, то возникает очень любопытная картина.

    "Гарри Поттер и Орден феникса" - про политику. Вот так, взяла и Америку открыла, подумают сейчас многие. Но ведь если присмотреться, это во многом так: мир волшебников накануне второй войны - это a house divided, когда свои идут на своих, и многие события, если присмотреться, на самом деле являются политическими ходами (дементоры, слушание, назначение Амбридж, статьи в газете - а "Пророк" это не столько газета, сколько рупор министерства - и далее по списку). И Амбридж, которая просто прекрасно написана в своей омерзительности, - в первую очередь политик, причем политик худшего толка, видящий только букву закона и выворачивающий его согласно своим садистским желаниям. Амбридж прямо до гротеска жаждет власти. А если для этого придется идти по головам - что ж, она от этого будет в восторге. Это, кстати, отличный намек на то, как бы выглядела жизнь волшебников при Волан-де-Морте, потому что Амбридж - это такой Темный Лорд в миниатюре. А что, то же стремление к чистоте крови, ненависть к полукровкам, узурпация власти и последующие злоупотребления... Ну что сказать, у Роулинг многие мотивы в книгах повторяются, только набирают обороты, так что Амбридж в этом свете - такая вот неприятная прелюдия к Волан-де-Морту.

    Что же касается взросления и истеричности Гарри, то нельзя сказать, что это вызывает резкое отторжение. Для подростка, вступившего в переходный период + крестража, это в целом вполне логичное поведение. Все мы в пятнадцать лет уверены, что взрослые ничего не знают и никогда не испытывали таких переживаний, как мы, а взрослые смотрят и думают: что ж, пусть веселятся, пока могут - это ведь последние крохи детства. Это даже во внешней сфере жизни проявляется: в книге очень много учебы и в конце года сдают первые большие экзамены, которых, кстати говоря, уже достаточно для взрослой жизни. А помимо этого, Гарри очень переживает за Сириуса. У него смерть родителей до сих пор очень сильно болит, а Сириус - единственный почти родной ему человек, который хоть и может порой выкинуть фортель, да и недостатков не лишен, но все равно - родной и горячо любимый. Ничего удивительного, что Гарри так за него цепляется.

    Вообще если не считать гротескной Абмридж, в этой книге все персонажи наконец-то показаны очень человечными. Например, Сириус с его горячностью и привычкой ни во что не ставить Кричера (не иначе как издержки маменькиного воспитания), Снейп с его воспоминаниями, добрый Люпин с его манерой самоустраняться в ответственные моменты, и, конечно, Дамблдор с его заботой и попытками сохранить детство Гарри. Даже если в первых книгах и присутствовала некоторая сказочность, то тут все персонажи уже очень жизненны, их психология четко обрисована.

    Кстати, в этот раз очень заметна "рифмовка" пятой книги со второй (в моем издании еще и в конце картинка с обложки второй вставлена - интересно, специально ли?), что во внешних событиях (арест Хагрида, директора отстраняют от работы, феникс активно участвует в событиях, только вместо Тайной комнаты - Департамент тайн, и, кстати, даже Локонс на минутку появляется), что по темам (политические интриги, расизм, единство и различия), только темы более масштабны и трактуются более взросло. Да и темы-то, если разобраться, совсем не детские. Кстати, в этой книге очень подробно поднимается тема смерти, более того, пронизывает ее от начала до конца.


    What d'you mean, 'gone on'? Gone on where? Listen - what happens when you die, anyway? Where do you go? Why doesn't anyone come back? Why isn't this place full of ghosts? Why - ?

    Больше размышлений о конкретном

    Тем не менее, есть некоторые перегибы в паре ситуаций, за которые надо было бы отчитать пожестче, а по-хорошему - надавать подзатыльников всем участникам. Я про сцену с воспоминанием Снейпа, если что. Там, пожалуй, Гарри - как раз единственный, кто ведет себя в принципе адекватно (считая всех участников самого воспоминания): заглянув в чужие мысли и осознав, какой некрасивый поступок совершил, пытается за него извиниться, но Снейп не дает ему такой возможности. Притом, что Снейп, на минуточку, уже взрослый дяденька и преподаватель. И хотя в дальнейшем он все делает правильно, зачатки сочувствия в Поттере уже убиты. И тут второй непонятный для меня момент: Поттерово просто убийственное нежелание видеть дальше своего носа. Удивительно, что его отношение не меняется после прямого рассказа Дамблдора. Впрочем, опять же, эмоции... которые сгубили немало горячих голов.

    В этом прочтении неприятно удивило поведение Лили в той памятной сцене. Пытайся она и правда защитить Снейпа, это было бы "Фините инкантатем! - вы все придурки, нечего других обижать - пойдем отсюда, Северус, ты тоже убери палочку", а не дурацкое повторение "А слабо на меня наехать? Я тоже крутая!". Так что раздражение Снейпа хоть и и не оправдывает его поступок, но само по себе вполне понятно. Хорошо выписаны и остальные характеры: и Сириус, который нападает на других только от скуки, и Джеймс, который пытается и нашим, и вашим (и друга ублажить, и к девушке подкатить), и Люпин, который очень показательно "неодобрительно молчит". Кстати, в этой сцене впервые появляются два любопытных заклинания: Левикорпус и Сектусемпра, хотя вторая еще не совсем в доработанном виде.

    Другой интересный момент: а вот если все-таки отмести жгучую неприязнь Гарри к Снейпу и его неспособность ничему от него научиться напрямую, как объективно выглядит учебный процесс? Амбридж говорит, что класс "довольно продвинутый для своего уровня" - так что, видимо, для тех, кто умеет отбрасывать эмоции и не поддаваться на третирование, уроки очень хороши. И, кстати, любопытно, что почти в начале учебного года Макгонагалл говорит Гарри: "Хорошо, что вы слушаете мисс Грейнджер", хотя потом Гарри почти нигде ее не слушает. А зря: Гермиона всегда дело говорит, а тут, когда под влиянием Гарри и Рона она выросла из занудной заучки и храбрую и разумную девушку, еще и служит моральным ориентиром.

    37
    801