Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Манускрипт

Анастасия Андрианова

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2018 г.

    Всё здесь не то, чем кажется

    Направление ONLINE-BOOK издательства АСТ лично для меня не слишком удачное. Долгое время они не выпускали ничего, о чём хотелось бы сказать: "Да, вот эта книга действительно на все двести стоит того, чтобы выйти за пределы интернета на полки магазинов". Потом миру явился понравившийся мне "Год Змея" Яны Лехчиной, ONLINE-BOOK чуточку реабилитировался в моих глазах (впрочем, это целиком и полностью заслуга Яны), и я подписалась на их группу ВК в ожидании новых анонсов - глядишь, и ещё что-то хорошее выпустят. Аннотация "Манускрипта" мне понравилась, ознакомительные главы заинтриговали, в общем, книгу я ждала. Очень.

    Для второй законченной книги - неплохо. Читать было интересно: кто прав, а кто нет? являются ли некоторые герои теми, за кого себя выдают, кто здесь предатель и лгун? что будет в конце? какое решение в итоге примут главные герои? Есть интересные мысли и вопросы, касающиеся немного морали, немного философии, нет стандартной борьбы добра и зла, вместо неё - два зла, вернее, даже не совсем зла, скорее, две противоборствующие стороны со своими понятиями и правдой. Проработка мира в общих чертах ясна, похоже на Европу и Америку конца XIX - начала XX веков, но со своей географией, своими топонимами и наличием магии. Язык повествования приятный и в меру образный. Завязка, на мой субъективный вкус, произошла слишком быстро, но я просто люблю относительно долгое вступление, чтобы потом чётче прочувствовать разницу между тем, что было, и тем, что стало, но кому-то подавай размеренную завязку, кому-то быструю, а кто-то вообще любит сразу оказываться в гуще событий, так что к недостаткам это отнести не могу.

    Пройдёмся по персонажам.

    Ричмольд - ученик астронома. Он храбрый и верный, а ещё немного занудный и старается следовать логике и не принимать поспешных решений. Он всю жизнь верил в одно, а потом эта самая жизнь носом и лбом тыкает его в совершенно другое. Он адаптируется (по-своему), и у него получается.
    Вольфзунд, главный злодей. Или не главный. Или не злодей. Я не знаю, всё сложно. Он неоднозначный и интересный. Не стереотипный и не прёт, как нефтяной танкер, а действует хитро, с подковырочкой. Не лишён обаяния, чувства уважения к древним традициям и какого-то чисто человеческого понимания ситуаций, хотя сам не человек и вообще к людям относится не слишком благосклонно.
    Время от времени мелькает в повествовании сын Вольфзунда, Мелдиан. Впервые вижу, чтобы юный приверженец плохой стороны, которого, чисто теоретически, можно отправить в пары главной героине (более чем уверена, что их будут шипперить, несмотря на все мешающие этому факторы), был не стереотипно красавчиком-нахалом или "я-засранец-но-всё-равно-вы-все-меня-любите", а до жути похожим на подростка. Он ворчит, как подросток, ведёт себя, как подросток. В целом, приятный паренёк.
    Второстепенные персонажи есть. Кто-то раскрыт чуть лучше, кто-то чуть хуже.

    Главную героиню Алиду я преднамеренно оставила напоследок. Потому что вот здесь кончается хвалебная часть рецензии и начинается ругательная.

    Поначалу Алида вызывает много вопросов своим поведением и своими поступками... пока не начинает доходить, что она просто наивная. Она может думать, анализировать варианты, но наивная, почти как ребёнок, и хоть режьте её. Сначала это кажется чем-то новым и интригующим, а потом, ближе к концу, начинает наводить смутное раздражение. Почему? В "Манускрипт", помимо прочего, внедрена история о взрослении через путешествие. Это отлично видно по Ричмольду и тому, как все его жизненные убеждения проходят болезненную трансформацию, как ему приходится поверить в происходящее без каких-либо научных доказательств, потому что - вот оно, происходит прямо сейчас, и это не спишешь ни на что, кроме проснувшейся магии. Алида тоже всю жизнь росла в одной обстановке, а попала в совершенно другую. Только под конец она ни капельки не изменилась. Она без какого-либо инстинкта самосохранения нарушает субординацию с Вольфзундом (конечно, они взаимодействуют), лезет, куда не надо, а проблемы, которые валятся на неё из-за её наивности и доверчивости, и предательство (должна заметить, случившееся не по её вине) ничему её не учат. Больше всего в её истории мне не понравилась одна смерть... которая была абсолютно бессмысленна. Она не отрезвляет героиню, не даёт ей новую цель и, судя по её дальнейшему поведению, не встряхивает её эмоционально и морально. Зачем тогда она была нужна - пёс его знает.
    Проблема в то, что эта наивность не косяк, а преднамеренная задумка, то есть автор прекрасно понимает, что делает. Автор даже объясняет, зачем это делает и как это пригодится потом. И Ричмольд, и Вольфзунд неоднократно говорят Алиде, что она излишне наивна. Она и сама это понимает, сама ругает себя за оплошности. Но - не меняется. И я не говорю о кардинальности, я говорю о дополнении характера, о том, что можно сохранить в себе веру в людей, в добро, но стать разборчивее, усвоить жизненные уроки. У Алиды уроки не кажутся усвоенными, а сохранившаяся наивность чрезмерна, граничит с глупостью и выглядит недоделанностью.

    И вот эта недоделанность, по правде, много в чём. "Язык приятный и в меру образный", но с шероховатостями, ненужными заместительными синонимами, в нём нет гладкости. "Проработка мира в общих чертах ясна", но его деталей недостаточно, чтобы списать всё на то, что это ознакомление и что в следующих книгах (а планируется трилогия) их будет больше. Персонажи вроде раскрыты, черты характеров обозначены, но частенько герои (особенно Алида этим грешит) противоречат сами себе. Мотивы и сюжет понятны, но не хватает каких-то мелких пояснений, буквально одной-двух фраз, и из-за этого страдает логика.

    Самое обидное, что видно, что у автора есть потенциал. Костяк хороший, в целом история мне понравилась. Да, стандартный фэнтезийный квест, но со своим миром, со своей историей, с интересными деталями и немножко, я бы даже сказала, с подменой понятий. Взросление через путешествие, преступление через себя и свои привычки ради близких, своего рода избранность, но не потому что ты "не такой, как все", а потому что ты первым попался под руку, ты удобен, тебе самому нужно то, что стоит на кону, а если что - тебя легко заменить, желающих занять твое место пруд пруди. Звучит здорово, согласитесь? Но то ли из-за недостатка у автора опыта, то ли из-за того, что редакторы АСТ: Mainstream, уж прошу прощения, не просматривают толком то, что выпускают, и не могут дать нужных советов, вышло то, что вышло. "Для второй законченной книги - неплохо", но не для первой публикации. Книге нужна доработка.

    Я очень бы хотела поставить книге пять звёзд, очень бы хотела написать исключительно хвалебную рецензию. Но не могу. А Анастасии могу пожелать только совершенствоваться, потому что совершенству, как известно, нет предела. Искренне верю и надеюсь, что вторая книга будет лучше.

    8
    1,6K